Актуализация опорных знаний | 6 мин. | Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучению материала) Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану) Познавательные УУД (сравнение математических записей по нескольким основаниям; нахождение закономерности; самостоятельное продолжение записей по установленному правилу) Познавательные УУД (используют простейшие приёмы анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии) Познавательные УУД (выведение общего для целого ряда записей на основе выделения существенной связи) Регулятивные УУД (умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности ) | - Слушая песенку, посчитайте, сколько гномов живёт в сказочной математической стране. Слайд 3 Жили-были гномики в уютном домике. На лесной опушке, у маленькой речушки Братцев этих ровно семь, Вам они известны все. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. -Догадались, как зовут гномов? Назовите третий день недели; шестой день недели; день, предшествующий пятнице; день, идущий между воскресеньем и пятницей. -В математическую страну пускают только самых внимательных и сообразительных. И поможет нам в этом тренажер. (повторяют таблицу умножения) Старший братец –Понедельник- Работяга, не бездельник. Он неделю открывает, Всех трудиться заставляет. Слайд 4 - Однажды Понедельник распиливал бревно и задумался: сколько ему нужно сделать распилов, чтобы получить 4 части этого бревна (устное решение логической задачи) Слайд 5 Вторник очень любит выращивать цветы. И однажды у него вырос необычный цветок, на лепестках которого были математические понятия, с которыми мы уже познакомились на уроках математики. (На лепестках написаны следующие понятия: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, выражение, равенство, неравенство, часть, целое.) -Перед вами различные математические записи. 4+4, 8-3, 6+2, 5+4=9, …+6=8, 3+…=7, 8-4, 8-3=5 -Ваша задача- разделить на три группы эти записи и дать каждой группе название, выбрав соответствующую карточку. -На какие группы можно разделить эти математические записи? -По какому признаку вы разбили математические записи на группы? -На какие две группы вы могли бы распределить эти выражения? 8-2 6+2 8-3 4+4 8-4 1+7 8-5 6+8 -Посмотрите внимательно на первый столбик выражений .Какую закономерность вы заметили? -Какими должны быть следующие выражения? -А какую закономерность вы заметили во втором столбике? Какие ещё выражения можно добавить в этот столбик? -Сможем ли мы сделать новые открытия или мы уже всему научились? -Да вы совершенно правы .Сегодня на уроке мы узнаем какое-то новое математическое понятие. Слайд 7 - Среда нашёл в дупле у белки пять лесных орехов мелких. Вот ёщё и три лежат. Ну и белка ! Вот хозяйка! -Ты орешки посчитай-ка! (устное решение задачи) -Как вы решили задачу ? К какому столбику можно отнести решение задачи? | Слушают музыку и пересчитывают гномов. Имена гномов - это названия дней недели. Выходят к компьютеру, выбирают задание и дают ответ. Решают устно логическую задачу, дают ответ: 3 части. Выполняют классификацию. -Выражения, равенства, неравенства. Выражение-запись, в которой числа соединены знаком действий. Неравенство-запись, в которой числа соединены знаком сравнения. Равенство – запись ,в которой числа соединены знаком равенства. -Суммы, разности. -Уменьшаемые одинаковые, вычитаемые увеличиваются на единицу, значит, разности будут уменьшаться тоже на единицу. 8-6, 8-7, 8-8. -Выражения представляющие состав числа 8 Формулируют свои предположения. Устно решают задачу и аргументируют своё решение. 5+3-8 |
Формирование затруднения | 6 мин. | Познавательные УУД (осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий) Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий достаточных для построения новых знаний) Коммуникативные УУД (формирование способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу в учебной деятельности) Познавательные УУД (кодирование с помощью знаков и символов условия поставленной задачи, считывание информации, использование наглядных моделей ) | -Четверг следует за братом, У него идей богато, Он за всё берётся смело, И работа закипела. -Сегодня Четверг приготовил вам математическую загадку. -Как вы думаете , какое математическое понятие из трёх, что нам уже известны, символизируют весы? -А почему? -Какой математический знак можно поставить между чашами этих весов? - А теперь слева я размещу вот такие символы - + -, а справа-число 9 Что получилось? -Что обозначают в этом равенстве пустые окошечки? Учитель раздаёт каждому ученику карточку с заготовкой одного из случаев состава числа 9 т.е. одна цифра уже записана , а другую нужно вставить. - Попробуйте составить такие равенства, чтобы они были равными. - Давайте рассмотрим и упорядочим карточки. Нет ли ошибок? -Состав какого числа мы с вами повторили? -А вот Четверг составил так: 2+x=9 -Как вы думаете, правильно ли он сделал? | -Весы символизируют равенство. -Возможно, потому, что чаши весов уравновешены. -Знак «равно». -Получилось равенство. -Различные пары чисел, сумма которых равна 9. После выполнения задания дети вывешивают свои карточки на доску. - Состав числа 9. Предположения детей. |
Выявление места и причины затруднения | 5 мин. | Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание) Регулятивные УУД (определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя) Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным ,рамкам обсуждения, аргументация своих суждений) | -Да, ребята, действительно в этом равенстве есть неизвестное число Четверг не знал, какое надо поставить число, поэтому написал «х». В математике принято неизвестное число обозначать буквами латинского алфавита. Нам предстоит сегодня ответить на вопросы: как же называется это равенство, и как оно решается? Четверг искал клады, ведь он был гномом-кладоискателем. Однажды Четверг нашёл сундук, а в нём была записка. Помогите Четвергу её прочитать. Слайд 7 Алгоритм решения уравнений 1.Вспомните правило, как найти целое число или часть 2.Запишите равенство по правилу. 3.Определите целое и части. 4.Посчитай. 5.Запиши уравнение. -Какое новое понятие вы прочитали? -Итак, мы с вами встретились с особым равенством. В математике оно называется уравнением Неизвестное число здесь обозначено через «х». Мы уже встречались с неизвестным числом. Где? -Как мы обозначали неизвестное в задачах? -А в уравнениях мы будем неизвестное число обозначать «х». Откройте учебник на стр. 75 №1 ознакомьтесь. Так что же такое уравнение? -А что такое корень уравнения? | Читают алгоритм решения уравнений с нарушенной последовательностью. -Уравнение. -С неизвестным числом мы встречались в задачах. -Знаком вопроса. -Равенство, содержащее неизвестное, называется уравнением. -Корень уравнения –это число, при подстановке которого в уравнение вместо х получается числовое равенство. |
Выход из затруднения | 5 мин. | Познавательные УУД (ориентирование в условных обозначениях) Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале) Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение ролей, обращение друг с другом) | -Нам нужно расставить в алгоритме всё на свои места. Алгоритм решения уравнений 1. Запиши уравнение. 2.Определите целое и части. 3. Вспомните правило, как найти целое число или часть. 4. Запишите равенство по правилу. 5. Посчитай. Слайд 8 -Решить уравнение –значит узнать, какое число надо поставить вместо «х», чтобы получилось верное равенство. -Ребята, а вы сумеете решить уравнение, пользуясь алгоритмом? Отметьте на дорожке успеха ваше умение решить уравнения. | Восстанавливают порядок действий в алгоритме решения уравнений. Осуществляют самооценку. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 4 мин. | Регулятивные УУД (проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) Познавательные УУД (умение следовать образцу и правилу) | -Давайте с вами начнём учиться решать уравнения. Решить в тетради уравнения Четверга. А поможет нам в этом алгоритм, который нужно выполнять при решении уравнений. Прочитаем его и подумаем, что мы уже сумеем в нём выполнить. -Кто самый смелый и хочет решить уравнение у доски? (по ходу работы учитель помогает оформить правильно уравнение) -Вот мы и решили уравнение. Тяжело вам было его решать? | Перечитывают алгоритм с целью определения возможности самостоятельного решения уравнения. Выполняют решение уравнения в тетради, проговаривая алгоритм решения. Обычно у детей такой порядок работы не вызывает затруднений. После выполнения проверяют работу по эталону. |
Включение в систему знаний и повторений | 5мин. | Личностные УУД (формирование личного отношения к содержанию пословицы) | «Золото добывают из земли, а знания из книги» - Давайте и мы откроем книгу, которая поможет нам постичь премудрости сложной, но интересной и увлекательной науки- математики. Работа по учебнику стр.76 № 3,4 Слайд 12 -В гости ходит Воскресенье, Очень любит угощенье, Это самый младший брат, К нам зайти он будет рад. | Составляют по рисунку с весами уравнение и решают их. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Поведение итогов, домашнее задание. | 4мин. | Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (формирование адекватно оценивать свою деятельность) | Слайд 13 Так и жили гномики В своём чистом домике На лесной опушке На радость всем зверюшкам ! -Сегодня на уроке мы с вами были в гостях у трудолюбивых гномиков. Мы повторили решение примеров пределах 10, решали уравнения. Все сегодня работали со старанием.Показали своё трудолюбие. -С каким новым понятием вы сегодня познакомились? Какую задачу мы ставили в начале урока? -Удалось ли решить поставленную задачу? -Сможете самостоятельно решать уравнения? Слайд 14 Выберите подходящую фразу продолжите: 1.Сегодня мне удалось…… 2.Теперь я умею….. Слайд 15 Выставление оценок. Домашнее задание. -Выполнить задание на карточке. (Задания разного уровня сложности) -Спасибо за урок! Молодцы! | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Дети заканчивают предложение в зависимости от состояния, впечатления на уроке. Получают карточки и записывают домашнее задание. |