СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Формирование духовных и нравственных ценностей у подростков в процессе творческой деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых актуальных и сложных проблем современного воспитательного пространства России все чаще обозначается необходимость пересмотра нейтрального отношения к формированию духовно-нравственных ценностей подростков. Ситуация нестабильности, смена жизненных ориентиров, отношение общества к воспитанию подрастающего поколения как к задаче второстепенной не могла не сказаться на нравственном здоровье нации. Необходимо как можно скорее вернуться к рассмотрению путей решения данной проблемы на всех уровнях российской образовательной системы.

Данная работа предназначена для педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей и содержит теоретическое обоснование проблемы, определяет основные фазы, критерии, показатели, педагогические условия формирования ценностных ориентаций у детей и подростков, рассматривает практические методы организации процесса ценностного ориентирования детей и подростков в условиях детского творческого объединения авторской песни и осуществления диагностики степени сформированности ценностных ориентаций у воспитанников.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формирование духовных и нравственных ценностей у подростков в процессе творческой деятельности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»








Методическая разработка

Формирование духовных и нравственных ценностей у подростков в процессе музыкальной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования





Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Игумнова Елена Валентиновна









Саров

2014

Содержание

1. Аннотация 3

2.1. Актуальность проблемы 4

2.2. Особенности современного состояния ценностного сознания детей и подростков 6

2.3. Теоретическое обоснование методов работы 8

2.4. Три фазы процесса формирования ценностных ориентаций 11

2.5. Необходимые педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей подростков в процессе музыкальной деятельности 15

3. Материально-техническое обеспечение и условия реализации программы Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия» 17

4. Программа деятельности Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия» 18

4.1. Цель и задачи: 18

4. 2. Содержание деятельности Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия» 18

5. Ожидаемый результат 35

6. Диагностические методы и критерии оценки степени сформированности ценностных ориентаций у детей и подростков 36

7. Список литературы 40





1. Аннотация

Одной из самых актуальных и сложных проблем современного воспитательного пространства России все чаще обозначается необходимость пересмотра нейтрального отношения к формированию духовно-нравственных ценностей подростков. Ситуация нестабильности, смена жизненных ориентиров, отношение общества к воспитанию подрастающего поколения как к задаче второстепенной не могла не сказаться на нравственном здоровье нации. Необходимо как можно скорее вернуться к рассмотрению путей решения данной проблемы на всех уровнях российской образовательной системы.

Данная работа предназначена для педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей и содержит теоретическое обоснование проблемы, определяет основные фазы, критерии, показатели, педагогические условия формирования ценностных ориентаций у детей и подростков, рассматривает практические методы организации процесса ценностного ориентирования детей и подростков в условиях детского творческого объединения авторской песни и осуществления диагностики степени сформированности ценностных ориентаций у воспитанников.














2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность проблемы

К числу базовых компонентов структуры личности, формируемых прижизненно и составляющих её деятельностное ядро относится и духовно-нравственная культура (наряду с познавательной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической). Духовно-нравственная культура, отражающая феномен направленности человека, его отношения к себе и к окружающему миру, является ключевым звеном механизма принятия решений и потому доминантой поведения человека. В современной российской действительности единой сформулированной концепции воспитания подрастающих поколений, которая признавалась бы государством и обществом, нет. Отсутствие такого образа в воспитательно-образовательном процессе, четко определенной ценностной иерархии негативно сказывается на воспитанниках. Следствием являются деструктивные проявления в поведении детей и молодежи. Приоритет категорий духовности и нравственности в современном демократическом, «свободном» обществе вытеснился стремлением к «красивой жизни», увиденной в очередном западном телевизионном сериале. Ради достижения этой, так называемой, «красивой жизни» современный подросток готов пренебречь (а, возможно, он с ними и вовсе не знаком) принципами истинной духовной жизни: Любовь к ближнему, священный долг перед Отечеством, целомудренное бытие. Эти понятия ему чужды и непонятны. Поэтому, первая и основная задача образования и воспитания – направленное созидание образа, предполагающее, прежде всего возведение личности на достойный Человека духовно-нравственный уровень, делающий ее полноценным членом общества.

Необходимо отметить, что в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека сходятся сегодня и светская, и православная антропология. Тем самым сегодня создается объективно благоприятная основа для консолидации усилий всех здоровых сил общества в деле воспитания молодежи. Российское общество все ближе подходит к осознанию того, что спасением в преодолении духовно-нравственного кризиса, переживаемого нами сегодня, может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной русской культуры на традиционных ценностях православия, как основного культурообразующего фактора российского государства. Сакральные истоки патриотизма, священные основы семьи, отношения к другим людям (ближним) являются неотъемлемой составляющей русской духовной культуры. Достояние православной культуры – это то богатство, на котором воспитывалось не одно поколение россиян. Постижение ценностей православной культуры подростком позволит ему обрести истинный смысл в постигаемом им мире. Постижение смысла дает основу формирования мировоззрения, и только в таких условиях возможно становление подлинно свободной и творческой личности.

Поэтому формирование духовных и нравственных ценностей у подростков в процессе музыкально-образовательной деятельности ставится нами как специальная воспитательная задача. При этом, как уже говорилось выше, задача эта становится первой и основной. И уже второй задачей образовательного процесса в руководимой мною студии является приобретение учащимися общих и специфических знаний и навыков, необходимых для вокально-инструментальной деятельности ребёнка. Иными словами, научить ребёнка играть на музыкальном инструменте и петь – не «самоцель» (хотя, безусловно, признается мною, как педагогом-музыкантом, огромная роль музыкального образования в развитии различных способностей детей). Мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание, как целенаправленный процесс поддержки подростка педагогом в усвоении и принятии им духовно-нравственных ценностей. В свете вышесказанного становится очевидным, что не думать о духовно-нравственном воспитании в образовательном процессе, не озвучивать этот аспект и, главное, не пытаться хотя бы что-то делать в решении данной проблемы может только тот, кому безразлично будущее общества, членами которого мы и наши дети являемся, тот, кто как педагог не занимает активной социальной позиции, не имеет научно-интеллектуального кредо.



2.2. Особенности современного состояния ценностного сознания детей и подростков

Современное поколение не похоже ни на одно другое. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей происходит при любых условиях достаточно сложно, особенно в подростковом возрасте. Сегодня этот процесс еще более усложнился. Есть основания говорить о зависимости изменений ценностных структур сознания подростков от трансформации основных институтов социализации:

  • в семьях разный подход к воспитанию (старшее, среднее и младшее поколения воспитывались в различных государственно-политических системах в соответствии с господствующими, на тот момент, идеологиями);

  • школа на сегодняшний момент не выработала единого подхода к вопросам духовно-нравственного воспитания;

  • средства массовой информации, зачастую, демонстрируют откровенно безнравственные нормы жизни, пропагандируют «красивую легкую жизнь» американского образца;

  • неформальные группы, не имеющие четко сформированных норм и ценностей, все активнее действуют в молодежной среде.

Процесс этот идет сложно и противоречиво еще и потому, что он тесно связан с общим психологическим состоянием общества – нестабильностью, социальной напряженностью, озлобленностью, пессимизмом и т.п.

Наиболее часто встречающиеся последствия этого процесса следующие:

  • группирование с асоциальными сверстниками;

  • примитивные интересы и увлечения;

  • несформированность учебной деятельности;

  • отсутствие самостоятельности, инициативности и предприимчивости;

  • неразвитая структура самосознания, слабая рефлексия и слабое абстрактно-логическое мышление;

  • протестные и оппозиционные реакции, затянувшиеся до конца ранней юности;

  • несформированность полоролевого поведения, отсутствие навыков общения и гуманистических установок по отношению к противоположному полу;

  • совокупность невротических, акцентуированных и патохарактерологических черт, инфантилизма при отсутствии навыков зрелого совладающего поведения и слабости психологических защит от стрессов и трудных жизненных ситуаций.






















2.3. Теоретическое обоснование методов работы

Теоретической базой нашей работы по организации процесса ценностного ориентирования детей и подростков в условиях детского творческого объединения является концепция ориента­ции детей и подростков на социально-значимые ценности (А.В. Кирьякова), кон­цепция социального регулирования и прогнозирования поведения (В.Л. Ядов), концепция социального закаливания и социальных проб (М.И. Рожков), концепция социального взаимодействия в разновозра­стной группе воспитанников (Л.В. Байбородова), концепция сотворчества педагогов и воспитанников (В.И.Андреев), а также педагогические подхо­ды к процессу формирования ценностных ориентаций, изложенные в работах М.Г. Казакиной.

Для понимания и однозначного подхода к проблеме определим основные терминологические понятия:

«Ценностные ориентации»интегративное образование, харак­теризующее целостность личности, ее направленность; это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребности, которые мотивиру­ют настоящее поведение и прогнозируют будущее (по М.Г. Казакиной).

«Ценностное ориентирование» — это процесс самостоятельного поэтапного восхождения личности к ценностям общества (по А.В. Кирьяковой).

Сегодня нет единой точки зрения на то, какие ценности должны быть осново­полагающими в процессе ценностного ориентирования подростков. В качестве рабочей модели мы определили модель духовно-нравственных ценностей, в основе которых лежат ценности православной культуры, которая, в свою очередь, является основным культурообразующим компонентом традиционной русской культуры, а именно:

  • Человек, как цель и венец земного творения;

  • Жизнь, как благодатный дар Божий, как возможность духовного совершенствования человека;

  • Вера, как средство достижения духовного совершенства;

  • Добродетель, как плод духовного совершенства (мир, долготерпение, кротость, милосердие, сострадание, воздержание, целомудрие);

  • Любовь, как совокупность совершенств, высшая духовная ценность, предполагающая участие в чужом бытии, как в своем собственном;

  • Отечество и традиционная культура, как естественная почва для духовного возрастания человека;

  • Семья, как основа для зарождения и духовного становления новой жизни.

Эти ценности, явившиеся основой содержания нашей деятельности по формированию духовных и нравственных ценностей у подростков, включают в себя весь сотворенный мир в его значимости для жизни человека. Ориентация подростков на эти ценности формируют в нем восприятие окружающего мира, отличное от рационального и утилитарного. Такое ценностное восприятие действительности возвышает личность над миром непосредственных потребностей и интересов, устремляя ее к идеалу (Образу). Этот идеал (Образ), недостижимый в своей полноте в то же время может быть достижимым для конкретного человека – в соответствии с его мерой и возможностями. Этот Образ задает особую норму жизни человека. Нормой этой становится его постоянный рост, постоянное развитие. Показателем этого развития является сам человек – то, как он меняется по сравнению с собой в стремлении к выбранному Образу. Ориентация подростков на вышеозначенные ценности предполагает возведение личности ребенка на достойный Человека нравственный уровень, делающий ее полноценным членом человеческого общества, истинно духовным человеком.

Наиболее полно понятие духовности может быть понято только в русле православного учения. Ассоциативно и онтологически оно ближе всего к понятию «Святость». Классическая формула «дух творит себе формы» является выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью. Это положение имеет принципиальное значение для уяснения специфики духовно-нравственного воспитания: очевидно, что дух может реализовываться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, в эмоциональных переживаниях, в творениях культуры. Приведенное выше положение позволяет нам рассматривать лучшие образцы авторской песни и православной музыкальной культуры как истинно духовные произведения, как результат деятельности устремленного ввысь человеческого духа. Разбор подобных произведений с ребятами позволяет рассмотреть Образ этой направленности, увидеть его красоту и притягательность. Ребята должны уметь не только исполнять эти произведения, но и научиться соизмерять то, о чем они поют, с тем как они мыслят, чувствуют и живут. Положительный эмоциональный отзыв подростка на предложенный высокий Образ заставляет его “поднять планку” собственных духовных устремлений. Таким образом, создаются условия для ценностного ориентирования подростка на духовно-нравственные ценности. Наиболее благодатными, в этом смысле, являются вокальные произведения, раскрывающие красоту Образа Христа. Такие произведения все чаще встречаются в авторской песне и дают ребятам возможность увидеть в этом Образе истинную Святость, Любовь, Милосердие – эти основополагающие характеристики истинной Духовности.





















2.4. Три фазы процесса формирования ценностных ориентаций

Процесс формирования ценностных ориентаций происходит не одномоментно, а поэтапно. Трехфазность процесса определена А.В. Кирьяковой в работе «Теория ориентации личности в мире ценностей».

1 этап. Присвоение ценностей общества личностью. Создание цен­ностного «образа мира». Формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности. Становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятель­ности.

2 этап. Преобразование личности на основе присвоения ценностей.
Это такой период в развитии процесса ценностного ориентирования, когда личность сосредотачивает внимание на себе, происходит
самопознание, самооценка, формируется «образ Я». Происходит переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация.

3 этап. Прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». Происходит согласование, систематизация, выстраивание собственной шкалы ценностей, системы ценнос­тных ориентаций личности. Процесс ориентации приобретает новую характеристику — пространственно-временную трехмерность, ценно­стные ориентации и самосознание устремляются в будущее — формируется жизненная перспектива.

На первом этапе происходит ориентация личности на ту или иную ценность, что предполагает формирование определенных лич­ностных качеств и ценностных установок.

В связи с этим, на первом этапе педагог решает следующие задачи:

  • приобщение подростка к традиционным ценностям православной культуры;

  • приобщение подростка к культуре выбора между разными ценностными системами;

  • формирование способности к обоснованию своего ценностного выбора;

  • вооружение подростка умениями поисковой и оценочной де­ятельности в процессе ориентирования в ценностях.

На втором этапе подросток сталкивается с противоречием: я живу в мире, я познаю ценности этого мира, создаю «образ мира», но я тоже часть этого мира, я — человек, высшая ценность этого мира. Что же я представляю из себя как человек, как индивиду­альность, как личность. Следовательно, на втором этапе личность сосредотачивает внимание на себе, происходит самопознание, фор­мируется самооценка, обеспечивающая связь прежних и новых цен­ностей, формируется «образ Я». На этом этапе происходит само­определение личности по отношению к ценностям окружающей действительности, их осознанное принятие, ибо только сознательно усвоенные и воспринятые подростком ценности становятся ценно­стными ориентациями. Ценностные ориентации подросток выра­батывает сам, благодаря активной самостоятельной работе своего сознания, через постоянные оценочно-эмоциональные акты и ис­пользование волевых свойств. Здесь происходит переоценка цен­ностей, их большая дифференциация, встраивание ценностных лич­ностных качеств, свойств, ценностных установок в «образ Я» и, далее, преобразование своего образа на основе новой личностной системы ценностей.

В связи с вышеизложенным сформулируем задачи, которые предстоит решать педагогу на втором этапе:

  • мотивационное включение подростка в процесс самопознания;

  • педагогическое стимулирование процесса самопознания;

  • формирование навыков самооценки, самокритичности;

  • формирование потребности в постоянном самоанализе сво­их качеств, черт, поступков; формирование навыков самоанализа;

  • развитие способностей к сознательному соотнесению своего поведения и ценностных установок;

  • развитие способности к организации своей деятельности и поведения в соответствии с ценностными установками микро и макросреды;

  • развитие способности к самоанализу личностной структуры
    ценностей, ее корректировке, определению структурообразующей ценности;

  • развитие способности к сознательному выбору жизненных ситуаций и способов поведения в них;

  • формирование чувства ответственности за свой выбор, за свое поведение;

  • развитие навыков культуры выбора;

  • формирование потребности в самовоспитании, саморазвитии;
    педагогическое стимулирование процесса самовоспитания.

На третьем этапе процесса формирования ценностных ори­ентаций происходит накладывание «образа Я» на «образ мира»; формируется «образ будущего». Подросток осознает свою перс­пективу. Итогом самоопределения человека в окружающем мире являют­ся устойчивые, иерархизированные ценностные ориентации, мотиви­рующие выбор и содержание жизненной перспективы. Важно на­учить подростка осознанному выбору жизненных планов, осознан­ному жизнеосмыслению. Цель жизни — это перспектива, которую намечает личность в своем развитии. Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное цели, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное каче­ство субъекта жизни. В связи с этим мы можем сформулировать следующую мысль, что в процессе построения жизненной перспективы большую роль играет самовоспитание — осознанное управляемое личностью са­моразвитие, в котором, в целях достижения жизненной перспекти­вы (ближней и дальней), в интересах самой личности и социальной среды планомерно формируются качества и свойства, развивают­ся силы и способности человека. Механизмами самовоспитания выступают ценностные ориентации, сформированные к моменту осознания жизненной перспективы, и идеалы — как сумма ценнос­тей, которыми стремится овладеть личность, причем ценностей выс­шего порядка.

Необходимо отметить, что в процессе самовоспитания важно, чтобы подросток овладел умениями и навыками самопроектирования, самореализации, са­моорганизации, самореабилитации, саморегуляции, самозащиты. Результативность самовоспитания зависит от степени активно­сти в работе над собой. Чем активнее человек занимается самовос­питанием, тем выше его результаты. В работе с подростками важ­но стимулировать процесс самовоспитания, поддерживать и развивать активность ребенка, иначе самовоспитание может стать ситуативным и эпизодическим и быть не результативным.

В связи с этим сформулируем задачи, которые предстоит решать педагогу на третьем этапе:

  • актуализация потребности подростка в осознание жизнен­ной перспективы;

  • развитие способностей к целеполаганию в соответствии с личностной ценностной структурой;

  • формирование навыков соотнесения собственных желаний
    (целей) с желаниями (целями) других;

  • формирование навыков планирования деятельности;

  • развитие способностей к осознанному регулированию своего
    поведения в соответствии с принятыми ценностями;

  • развитие способностей к самореабилитации и самозащите.

Из всего вышесказанного видно, что процесс формирования цен­ностных ориентаций сложный и противоречивый. Как помочь подрос­тку в этом процессе? Вероятно, грамотным педагогическим сопровож­дением. Важно определить те педагогические условия, которые помогут в процессе формирования ценностных ориентаций как детям, так и педагогам.

2.5. Необходимые педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей подростков в процессе музыкальной деятельности

Мы считаем, что процесс ценностного ориентирования подростков на духовно-нравственные ценности будет протекать более эффективно, если в рамках воспитательно-образовательной микросреды детского творческого объединения будет создано специальное ценностно-ориентационное пространство воспитания через организацию работы Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия», содержание деятельности которого определяется духовно-нравственными ценностями, созвучными внутреннему миру ребенка и одновременно обладающими общественной значимостью. Участие подростков в работе Ориентационного Центра в роли обучающих (волонтеров) позволит достигнуть большего эффекта в усвоении подростками информации о духовно-нравственных ценностях и в осознанном изменении ими своего поведения в соответствии с этими ценностями (образами). Под ценностно-ориентационным пространством воспитания мы понимаем ту часть целостной воспитательно-образовательной микросреды, в рамках которой решаются конкретные задачи организации процесса ценностного ориентирования детей и подростков. Развитие и духовно-нравственное воспитание подростка происходят в процессе проживания, т.е. погружения его в определенную систему ценностей (в нашем случае – ценности православной культуры, раскрываемые в лучших образцах авторской песни). В этих условиях, через организацию соответствующих переживаний подростком духовно-нравственных ценностей и воздействии на его мотивационную сферу, стимулируется процесс развития мотивов и навыков к самопознанию, самоопределению и самотворчеству у подростка. В процессе активной творческой деятельности, происходит осмысление духовно-нравственных ценностей и перевод их во внутренний план, когда они, становясь ценностными ориентациями личности, сами начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков подростка. Немаловажно отметить здесь, что наличие личностной иерархической системы ценностных ориентаций у педагога и волонтеров является необходимым условием успешности работы в означенном направлении.





























3. Материально-техническое обеспечение и условия реализации программы Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия»

Цикл программ по формированию духовно-нравственных ценностей у подростков проходит в форме духовно-назидательных бесед, которые входят в раздел основной Программы юношеского клуба авторской песни «След» – «Образовательные беседы и слушание музыки» (9 занятий, 1 раз в месяц, 27 часов в год) – с последующим свободным обсуждением услышанного. В юношеском клубе авторской песни «След» занимаются ребята в возрасте от 12 до 16 лет. Занятия в студии продолжают посещать и выпускники студии прошлых лет. Активное участие в подготовке и проведении означенного цикла программ принимают учащиеся 3-его и 4-ого годов обучения, имеющие хорошие навыки владения инструментом (гитарой) и голосом, а так же достаточно большой репертуар авторской песни. Численность этой группы 15 человек. Остальные учащиеся студии, 1-ого и 2-ого годов обучения, их друзья и родители являются активными слушателями.

Для реализации программы «Уроки добротолюбия» в распоряжении членов ЮКАП «След» имеется зрительной зал на 50 человек, со всей необходимой аппаратурой; комната для чаепития и обсуждения программы, свободного общения. Часто эти программы проходят в форме выездных вечеров-встреч со школьниками, социально незащищенными группами людей в городе и за его пределами (по приглашению). Концертная группа с акустическими гитарами мобильна, может работать в различных аудиториях.








4. Программа деятельности Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия»

4.1. Цель и задачи:

Цель: организация процесса ориентации подростка на духовно-нравственные ценности православной культуры.

Задачи:

  • предоставление информации о человеке как о духовно-телесном существе, осознание подростками духовного характера зависимости и взаимосвязи здоровья нравственного и физического;

  • формирование у подростков положительного отношения к духовно-нравственным ценностям православной культуры, раскрываемых в лучших образцах авторской песни, и включение этих ценностей в мотивационную структуру личности;

  • развитие мотивов и навыков самопознания, формирование личной системы ценностных ориентаций;

  • развитие мотивов и навыков самосовершенствования в соответствии с личной системой ценностных ориентаций.


4. 2. Содержание деятельности Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия»

Содержание деятельности Ориентационного Центра (ОЦ) определяется духовно-нравственными ценностями православной культуры. В качестве учебного пособия выбран учебник «Уроки добротолюбия» (авторы – кандидат педагогических наук, член Союза Писателей священник Алексий Мороз и кандидат педагогических наук Берсенева Т. А.), допущенный Министерством Образования РФ к использованию в системе дополнительного образования. Содержание деятельности ОЦ ориентировано на две содержательные линии:

  • православный образ жизни;

  • основы нравственной культуры православия.

4.2.1.Тематическое планирование деятельности Ориентационного Центра «Уроки добротолюбия»


темы

занятия

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Количество часов

Теория

Практика

Т.I. Введение

1

«Заходите к нам на огонек…»

Знакомство с ребятами (игры на знакомство, самопрезентации участников, традиции и ритуалы ОЦ). Начальная диагностика степени сформированности ценностных ориентаций: игра «Сколько голов – столько умов» (цель игры – определить уровень ценностно-ориентационного единства группы).

1

2

Т. II. «Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь…»

(православный образ жизни)

2

«Музыка души»

Авторская песня как форма духовного общения. История движения авторской песни. Видеоматериалы о фестивалях авторской песни. Песни нашего века (антология авторской песни). Игротехнический приём «Гитара по кругу». Творческая работа «Для чего я пою?»

1

2

3

«Ночной разговор»

Вечерний разговор при свечах: о жизненном предназначении человека, его ответственности перед людьми и Вечностью, о скоротечности и преемственности жизни. Творчество Б. Ш. Окуджавы. Игротехнический прием «Корзина вопросов и ответов». Творческая работа «Чем моя жизнь отличается от жизни бабочки?»

1

2

4

«Белый Ангел»

Православные традиции в авторской песне. Творчество Ю. Пастернака, Е.Фроловой. Видеоряд – основные Евангельские события в иконописи (электронная версия Библии). Творческая работа «Что лично для меня означает событие Рождества Христова?»

1

2

5

«Будет ласковый дождь»

Вечерний разговор при свечах: тема Любви в авторской песне. Творчество В. Матвеевой, Н. Матвеевой, Е. Фроловой, Б.Ш. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого и др. Игротехнический прием «Корзина вопросов и ответов». Творческая работа «Существует ли на свете несчастная любовь?»

1

2

Т. III. «Каждый выбирает для себя»

(основы нравственной культуры православия)

6

«Вспомните, ребята»

Тема войны в авторской песне. Песни о Великой Отечественной войне, об Афганской войне, гусарские и офицерские песни. Творческая работа «Ах, война, что ты сделала, подлая? Эхо войны в моей семье».

1

2

7

«Журавлиная родина»

Тема родной земли в авторской песне. Антология туристской песни. Игра «Туристические экспромты» (встреча проводится на природе). Творческая работа «С чего начинается Родина?»

1

2

8

«Каждый выбирает для себя»

Тема дружбы в авторской песне. Легенды и песни орлятского круга. Игротехнический прием «Откровенный разговор знатоков». Творческая работа «Дурные сообщества портят добрые нравы»

1

2

Т. V. Итоговое занятие

9

«Возьмемся за руки, друзья»

Заключительная встреча. Диагностика социально-психологического климата коллектива. Игра «Сколько голов – столько умов» (цель игры – определить уровень ценностно-ориентационного единства завсегдатаев ОЦ). Чаепитие при свечах.

Творческая работа «Существуют ли для вас ценности, утратив которые, вы потеряли бы смысл жизнь?»

1

2

ИТОГО:

9

18

4.2.2. Подробное описание занятий

Беседа первая:

«Музыка души» (авторская песня как форма духовного общения; антология авторской песни)


Эпиграф встречи:

«И сама по себе не играет гитара,

а дана человеку, как голос души»

(Ю.И.Визбор)

Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. По определению Б.Ш.Окуджавы это понятие «имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи». Поэзия под аккомпанемент стала противовесом массовой популярной песне, «бездуховному искусству, имитации чувств». Песни эти писались думающими людьми для думающих людей. Делались попытки, посредством этого песенного жанра, говорить с людьми не официально-помпезным языком массовой культуры того времени, а тем, который таился в душах людей, простым и мудрым, предельно искренним. Негромкие эти песни пытались разбудить людей, обращаясь к их душам. И это, как теперь очевидно, удалось. Кто из поклонников нынешних поп-кумиров вникает в смысл слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки – и откровенная пошлость резанёт ваш слух. И весь этот кич, этот суррогат так называемой песенной поэзии воспринимается сегодня огромной аудиторией россиян, как откровение, вытесняя с эстрады, телеэкрана подлинные мысли и чувства, негромкую песню души, устремленной в высь, которые несет музыкальное Слово. Творческий вечер авторской песни – это, прежде всего, форма духовного общения. Песни эти не столько концертные, общие, рассчитанные на какую-то обезличенную, без-Лик-ую массу, сколько «бытовые» (бытуют с нами в нашем бытии), «личные» (в них запечатлен Лик (образ) поэта, схожий с ликом (образом) нашей души). Мы не только любим слушать эти песни, но и сами напеваем, совершенно не стесняясь своих скромных голосовых данных или даже полного их отсутствия. Песни эти, как удачно сказал однажды Эльдар Рязанов, «входят в состав нашей души». Размышляя над этой фразой, хочется уточнить – песня эта укоренена в русской душе, имеет корнем народную песенную традицию. Песня эта выросла на почве русского фольклора: частушки, солдатской песни, городского романса. Автор у тех и у других один – поющая душа русского человека. Большинство этих песен, имеют весьма глубокий смысл. Настойчиво и последовательно внушают нам они простые Истины о Любви, Вере, Дружбе, Братстве, Верности, Милосердии… Глубокий подтекст этих песен, иносказательность, метафоричность, иногда не очень простая символика, объёмность образов – являют собой свидетельство «кровного родства» с лучшими образцами русской духовной Культуры. Песни эти открывают нам кладезь вековой мудрости: и пусть не сразу мы прозрим эту глубину, постигнем всю красоту, воспетых в них Образов, но обязательно услышим, как в детстве, утешение, увещевание сказавшего сказку: «Я потом, что непонятно, объясню». Поэт поёт: «Пусть будет дверь открыта». И мы, входя в этот песенный мир, открываем двери нашего сердца для звучания Слова, чтобы научиться «понимать друг друга с полуслова». Слово это близко и дорого тем, кто умеет ценить подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая песня.


Некоторые советы тем, кто захочет обратиться к этой теме.

Песенный материал для исполнения в этой программе каждый педагог подбирает индивидуально, исходя из исполнительских возможностей учащихся. Можно привлечь к совместному пению родителей, бабушек, дедушек, учителей, т.к. песни, являющиеся «классикой» этого жанра, у всех «на слуху». Совсем не обязательно, чтобы в этой программе было безупречное, по меркам музыкантов, вокальное исполнение. Главное – настроение поющих, и если удастся передать те чувства и переживания, которые «подвигнули» человека спеть – цель программы достигнута – общение людей посредством музыкально-поэтического образа, созвучного поющему и слушающему. Можно петь всем вместе (предварительно заготовив наиболее известные тексты песен для всех), можно подпевать знакомые строки. Можно использовать приём – гитара по кругу. Чем менее официально – тем лучше, т.к. это первая встреча ребят с этим жанром. Как можно больше тепла, искренности! Единственное, чего бы мы рекомендовали постараться придерживаться – это подбор авторов при составлении данной программы, желательно, чтобы была представлена «классика жанра».

Рекомендуемые вокальные произведения:

Б.Окуджава «Грузинская песня»

«Песенка об открытой двери»

Ю.Кукин «Город»

«Потянуло, потянуло…»

А.Городницкий «Атланты»

«Предательство»

В.Канер «А всё кончается…»

Ю.Визбор «Милая моя»

«Я когда-то состарюсь…»

«А будет это так…»

В.Вихорев «Я расскажу тебе много хорошего»

В.Егоров «Дожди»

Н.Матвеева «Синее море»

«Страна Дельфиния»

А.Суханов «Ах, телега, ты моя…»

А.Якушева «Ты моё дыхание»

«Вечер бродит…»

Беседа вторая:

«Ночной разговор» (о жизненном предназначении человека, его ответственности перед людьми и Вечностью, скоротечности и преемственности жизни; творчество Б.Ш.Окуджавы)


Для размышления педагогу

Понимание жизни и её смысла может быть различным. Что значит «жить»? Ответ на этот вопрос даёт Б.Окуджава во многих своих песнях. Задача педагога, разбирая эти произведения с учащимися, акцентировать их внимание на мысли, в тех или иных образах раскрываемой автором своему собеседнику – слушателю. Формулировка этой мысли известна человеку давно: vive ut vivas (живи, чтобы жить). Поэтическая иллюстрация этой мысли – «Песенка о голубом шарике». В поэзии Б.Окуджавы создан удивительный, по красочности образов мир. Некий полусказочный город, в котором дома не имеют замков, по улицам которого, вопреки законам времени, прогуливаются Александр Сергеевич и Лёнька Королёв, шагнувший навечно в войну из Арбатского двора, живут в нем «ситцевые женщины», и «Моцарт на старенькой скрипке играет». А посреди этого города «течёт, как река», Арбат, пестрея потоками людских судеб. Течение это не прекращается, давая обитателям города, маленькие и большие радости или печали, смех или тревогу…- течет Жизнь. Пестрая лента сюжетов и действующих лиц песен Окуджавы раскручивается бесконечно – течёт Жизнь, принося каждому дню свою заботу. Город этот охраняют «часовые любви», «по Арбату идут неизменно». В городе этом приходят на помощь «пассажиры – матросы» «полночного троллейбуса», плывущего посреди людской реки, «чтобы всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье». И есть в этом удивительно-светлом мире «Святое воинство» – Совесть, Благородство и Достоинство, - «Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек». Есть там, в этом граде, и ходатай перед Богом за всех и за себя – поющая душа Поэта и Человека:

«Господи, мой Боже, зеленоглазый мой!

Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,

Пока ей еще хватает времени и огня,

Дай же ты всем понемногу…

И не забудь про меня!»

Прекраснейший, богатейший поэтический материал для рассуждения с ребятами о главном предназначении человека, о его ответственности перед людьми и Вечностью. Это первый шаг к осознанию вечности души, её неразрывной связи с Творцом Жизни.


Материал для предварительной беседы с ребятами.

Многие наши современники не в состоянии отличить Добро от Зла. Между тем точно так же, как существуют законы материального (видимого) мира, существуют и действуют законы мира духовного. И кто не исполняет их, обрекает себя и своё потомство на духовную и физическую гибель. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг ко другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих Добро, тем лучше и радостней будет наше общество. Итак, духовным законам (заповедям) и жизни по ним надо учиться. Духовность, нравственность неотделима от понимания Бога и его промысла о человеке и его назначении. Не зная, как устроен человек, к чему и Кем он призван, какие конкретные задачи в этой жизни перед ним поставлены, невозможно думать, чувствовать и поступать нравственно, т.е. правильно, согласно Правде (воле Божией). Знания эти помогут тебе стать настоящим Человеком. Не прожечь и бездарно провести полученную от Творца жизнь, а приумножить данный тебе от рождения талант во много раз, стать нужным людям. Но всё это потребует немало усилий. Недаром в народной пословице говорится: «Божье крепко, а вражие лепко» Порокам, злому человека учить не надо – они прилипают к душе как грязь к подошвам, когда ты идешь в непогоду. Но вот Добру, Чести, Любви, Целомудрию надо учиться, прилагая большие усилия, чтобы они стали частью тебя, твоей личности. В настоящее время, когда вокруг столько лжи, грязи и обмана, и очень мало добрых примеров для воспитания, надо уметь обратить свой взгляд на свою душу с тем, что бы найдя в ней злое, нечистое, постараться изменить себя к лучшему. И ещё надо найти Образ, образец для подражания. Образ этот – Светлый и Чистый – есть Любовь, Сын Божий – Христос. Прочитай о Нём и Его жизни, спроси у родителей, у бабушки. Думаю, этот рассказ не оставит тебя равнодушным. Помогут тебе в этом и песни, которые мы разучиваем в студии. В текстах этих песен есть много Образов, достойных подражания – надо только внимательно вслушаться, постараться понять, а если не поймёшь – то не постесняться спросить у взрослых. Тогда и петь ты станешь лучше – к твоему голосу присоединится твое сердце, да ещё и сердце слушающего тебя станет петь с тобой в унисон. Получится чистое созвучие – Гармония – Истинная Красота, созданная Любовью. По законам духовной жизни, подобное тянется к подобному. Так, если человек исполнен Любви, Справедливости, Терпения, т.е. Светом, то душа его во Свете (значит - не в темноте), и на сердце у такого человека мир, радость, тепло, даже и печаль бывает у такового светла, всё равно что грибной дождик в теплый летний день. Люди старые говорят, что человек такой живёт с Богом.

Если же человек исполнен горькой злобы, зависти, жадности, ненависти ко многим, то и сердце его черно, лежит на дне глубокого темного колодца - холодно, одиноко, полный мрак. И чем более злишься, тем плотнее сгущаются тучи – солнца, Света совсем не видно. В таком состоянии человек страдает. Но он свободен встать, отряхнуть с себя налипшую мокрую грязь и выйти из темноты к Свету. Ведь Солнце никто не может украсть, Оно есть всегда, только, бывает, скрывается за тучами, или же ты сам спрятался от Него в темный подвал. Никто не говорит, что выйти просто, но выйти надо, чтобы не страдать, и идти «на ясный огонь, моя радость, на ясный огонь, езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда». Об этом ведь поёт Окуджава? Подумай, ещё раз прочитай эти стихи. И ещё подумай дома над следующими словами: «Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме». (Святитель Григорий Богослов).



Беседа третья:

«Белый Ангел» (православные традиции в авторской песне; творчество Ю.Пастернака, Е.Фроловой)

Для размышления педагогу

В России наряду с церковно-литургическим и монастырским пением издавна существовала традиция домашнего пения. До сих пор в старообрядческих толках поют так называемые духовные стихипесни в народном стиле на сюжеты библейских историй, житий святых и подвижников, поучительных притч. Ещё в XIX веке в русских деревнях сохранялся такой обычай, когда на посиделках, во время Великого поста, девушки пели песни духовного содержания. Сегодняшняя Россия не помнит многих своих обычаев и традиций, но потребность её в духовной, православной песне велика. Везде, где сегодня возникают очаги духовного возрождения, рождаются и мощные песенные движения. Россия познакомилась с новой волной христианской песни недавно. В нашу страну из-за «железного занавеса» лишь изредка долетали звуки тех прекрасных мелодий. Но потребность в новой песне Россия ощущала давно. Она её призывала, как призывает дождь жаждущая во дни засухи земля. Даже вполне секулярное движение авторской песни было поиском духовного прорыва и, через песню, духовного противостояния неправде мира сего: «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» (Б.Окуджава). Ещё не зная Бога, люди почувствовали необходимость петь вместе, интуитивно ощущая в этом огромный духовный потенциал. Но душе недостаточно просто петь. В самой сокровенной глубине душа жаждет петь Богу – Творцу и Спасителю. На наших глазах сегодня происходит удивительное событие – рождение, точнее возрождение, нового духовного движения в России, движения, связанного с христианской песней. Сегодня христианские песни пишут многие, среди них: Юрий Пастернак, иероманах Роман, Владимир Шишкарев, Жанна Бичевская, Елена Фролова, Лев Россин, Владимир Ерохин и многие другие. Можно с уверенностью сказать, что традиция домашнего православного песнопения, возродившись вновь, набирает силу.

Песня эта рождается в неизреченных глубинах духа, как порыв, как прорыв в иное бытие. Пение это – пение глубинное, не задерживающееся на поверхности эмоционального переживания. В этом пении задействованы все уровни человеческого существа, оно подобно «умной молитве», при которой ум погружён в сердце. Святитель Василий Великий советует петь так: «пусть язык поёт, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопений». Песня может стать местом встречи с Творцом, на которую каждый приходит сам, в своём сердце. Вникая в содержание, отождествляя себя с Его Образом, мы становимся способными понять Его Благую Волю о нас, можем научиться следовать за Ним. Там, где будет такое «умное пение», никогда не будет однообразия и схематичности. Слова и фразы будут высказаны с выражением, соответствующим содержанию, с разной динамикой – как дуновение ветра. Песня эта предполагает дать человеку не столько отдохновение и эстетическое наслаждение, сколько духовный импульс, заряд для внутреннего обновления, для «созидания самого себя в любви» (Еф.4.16). Этими словами определяется основное содержание и смысл духовного пения.


Предварительная подготовка детей к исполнению и слушанию духовных песен:

  1. В беседе с ребятами выяснить, знают ли они что-либо о личности Христа. Если нет, то посоветовать прочесть дома с родителями страницы из «Библии для детей», повествующие о жизненном пути Иисуса Христа: Его Рождении, жизни, Смерти и Воскресении. Можно посоветовать или прочесть вместе с ними отдельные главы из сказки Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии», где в аллегорической форме раскрывается красота Образа Иисуса Христа. В любом случае, перед тем как начать разучивание духовных песен, необходимо познакомить детей с историей жизни Христа, привлекая к этой работе родителей учащихся, естественно, с их согласия, и при условии положительного отношения к этой теме самих ребят. Нельзя ничего навязывать или настойчиво убеждать, здесь должен быть общий интерес: детей, родителей, педагога.

  2. При разучивании песенного материала необходимо объяснить учащимся особенности пения духовных песен. Обратить внимание на манеру исполнения, особенности звучания, характерные духовному пению. Прослушать исполнение песен этого жанра в записи, обращая внимание на качество звука, выразительность, соразмерность применяемых средств музыкальной выразительности содержанию вокальных произведений. Недопустим «открытый», «пионерский» звук! Подобрать понятные детям сравнения, характеризующие качества певческого звука, соответствующего характеру исполняемых произведений: журчание ручья, пение птиц, дуновение ветра, пение ангелов, у которых нет тела; пение бестелесное, прозрачное, светлое. Работа над техникой звука занимает особо много времени при подготовке данной вокальной программы. Мы готовили эту программу в течении 2-х лет, периодически возвращаясь к этому репертуару на новом уровне знаний об этой песне, постоянно сообщаемых ребятам во всё время подготовки. Работа эта кропотливая, трудоемкая, но и удовлетворение, радость несоразмеримо больше потраченных усилий. Дело это благое!

  3. В текстах этих песен много слов, совершенно не встречающихся в повседневной лексике: аллилуйа, осанна, искони, пастырь, древо, прорекли и т.д. Необходимо объяснить ребятам значение этих слов, обратить их внимание на красоту и поэтичность библейского языка. Зачитать знакомые им из Библии места в синодальном переводе, подробно разбирая значения слов. Такая работа значительно обогатит словарный запас ребят – это еще один шаг к пониманию высокой поэзии, изучаемой в средней школе, т.к. в поэзии русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Державина, Блока и др. много библейских образов.



Беседа четвертая:

«Будет ласковый дождь» (тема Любви в авторской песне; творчество В.Матвеевой, Н.Матвеевой и др.)

Для размышления педагогу:

Главным проявлением духовности человека, в котором особенно велик эмоциональный компонент, является Любовь. Любовь в христианском вероучении – высшая духовная ценность, она предполагает участие в чужом бытии, как в своем собственном. Превращение этого чувства чужого бытия как бы в часть своего «я» есть единственный путь превращения личности, человеческого «я» в микрокосм, приближения Царства Божия, потому что только там человек достигает абсолютной полноты бытия. Основная тема Нового завета – Любовь. Одна из заповедей Христа посвящена любви к Богу; другая относится к любви между людьми. Тот, кто исполняет первую заповедь, обращается к Богу всеми чувствами и мыслями – обновляется в этом духовном единении с Творцом. Это единение, новое духовное видение мира и людей пробуждают в таком человеке духовную любовь к «ближнему», к другим людям. «Исполнение второй заповеди невозможно вне первой… Духовная любовь совсем не исключает инстинктивную или чувственную любовь. Она не отрицает её, а только прожигает её Божьим лучом, очищает, освящает и облагораживает. Инстинкт… не перестает быть инстинктом и не отрекается от чувственной, плотской любви; он утрачивает только тягу к самовольству, силу буйного соблазна и присущую ему духовную бессмысленность». (И.А.Ильин)

В своём духовном развитии человек осознает смысл любви как высший принцип моральности, а человеколюбие становится для него долгом. В этом случае любовь выступает как одно из высших проявлений духовности.

Несколько замечаний, наблюдений из личного опыта работы по данной теме:

  1. Считаю, что вопросами, касающимися пола, любви, брака прежде всего должна заниматься семья. Свою роль, как педагога, в вопросах полового воспитания я вижу прежде всего в том, чтобы указать ребенку на необходимость серьезного, доверительного общения на эту тему прежде всего с его родителями. Нельзя доверять решение и обсуждение этих жизненно важных проблем своим сверстникам, и, тем более, прибегать к случайным, часто двусмысленным и нечистым, а иногда просто пошлым и отвратительным материалам, которыми в наше время наполнены телевидение, журналы, газеты, реклама.

  2. Остановить огромный и грязный поток непотребной, оголтелой пропаганды сексуальных отношений педагогам, даже если нас соберется очень много, не по силам. Запретить ребятам это смотреть и читать – затея бесперспективная – «запретный плод слаще». Остается одно – раскрыть перед ними истинную красоту истинной Любви. Всеми имеющимися средствами привлечь их внимание к чистым источникам знаний: высокой литературе, поэзии, музыке. Подобно матери, склонившейся над колыбелью, неустанно петь, рассказывать, читать и обсуждать вместе с ними прочитанное. В нашей студии занимаются в большинстве девочки. Мы очень много времени проводим вместе, частые поездки на фестивали, совместный отдых летом – всё это сближает нас. Доверие воспитанника к педагогу – великий клад – ни за какие деньги не купишь. Если они доверяют тебе свои девичьи секреты – полдела сделано. В сердца, согретые любовью, легко сеется Разумное, Доброе, Вечное.

Беседа пятая:

«Журавлиная родина» (тема родной земли в авторской песне)

Отечество, Родина – это не только то место, где ты родился и живёшь, это и история твоей страны, её культура, язык, самобытность, православная вера, её сказания, песни, вековые традиции, сохраняемые и передаваемые от дедов к отцам, от отцов к детям. Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемого Родина. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить духовные плоды и настоящую пользу своему народу, если отречётся от своего Отечества, забудет заветы и традиции своих боголюбивых предков. Традиции народа – это корни, от которых питается и возрастает молодая поросль. Чем глубже мы познаём эти корни, тем сильнее и крепче делается связь с землей, на которой мы родились и возрастаем. С этого познания начинается наше становление как настоящего гражданина, с этого познания начинается истинная, глубокая, на всю жизнь, любовь к своей Родине. Прославление в песнях своей Родины, уважение к своей земле делают эту связь, связь со своими корнями, неразрывной, давая силу народу выстоять и сохраниться как великая нация в любое лихолетье. Песни, которые сегодня поют наши дети – яркое свидетельство этой неразрывной, животворящей связи. И в нынешнее сложное время молодая поросль, посаженная у потоков вод, текущих из неиссякаемого источника народных традиций, радует глаз, веселит душу и сердце, вселяет надежду – не иссякнет талантами Земля Российская.


Перечень песен, рекомендуемых для исполнения в этой программе

Ю.Визбор «Многоголосье»

С.Минин «Звонарь»

А.Городницкий «Донской монастырь»

М.Щербаков «Душа»

А.Якушева «Я приглашаю вас в леса»

Б.Окуджава «Старый флейтист», «Не клонись-ка ты, головушка…»

Б.Вайханский «Мелодия»

Ю.Ким «Как спокойно, как красиво…»

П.Коган, А.Васин «Звезда»

Н.Матвеева «Окраина»

Д.Сухарев, С.Никитин «Пароход»

А.Дольский «Удивительный вальс»

В.Каденко «Владимирская горка»

Е.Клячкин «Псков»

А.Краснопольский «Над Волгой»

Н.Рубцов, А.Дулов «Грустные мысли»

С.Кац «Аисты»

Е.Фролова «Гуси-лебеди»


Беседа шестая:

«Вспомните, ребята» (Тема войны в авторской песне)

О войне сказано и написано много. Важно кто, и важно как сказал, о страшной правде войны. Мне думается, что тот, чью судьбу опалила и искалечила эта «подлая война» и тот, кто будучи в ту пору «непризывным и неприписным воинством окрестного квартала» бежал в пыли за уходящим полковым оркестром, провожая своих отцов и братьев, сможет донести до нынешних ребят всю горечь «ярости и муки», «чтоб хотя бы музыка воскресла!» Именно живые свидетельства участников событий тех лет нам представляются особо ценными, способными вызвать должный отклик в юных, не опалённых подобной бедой, сердцах, живущих сегодня. Ребята не сразу откликаются на эту чужую, как им кажется, боль. И нельзя их винить в этом, ведь они, по счастью, не имеют этого горького опыта. Но говорить об этом, конечно, надо. Прошлое живо только в сердцах живущих. В авторской песне война видится глазами женщины, «глядящей из-под руки» в «бритый затылок» навсегда уходящего мужа; Виталий Палыча, залегшего с винтовочкой в окопчик, ставший ему «последней квартирой»; глазами деревенского мальчонки, с ужасом наблюдающего, как холеный немецкий офицер «суконкой надраивает краги, перед тем, как скомандовать: «Шиссен!». Глазами полуголодного тылового «босяка», который «землю даже ел, когда на землю варенье у кого-то пролилось». Глядит из прошлого незрячими глазами убитый где-то под Вязьмой «братишка мой в рубашке бязевой…, не знавший женщин, несмышлёный, теперь навечно молодой». Глядит на нас война глазами усталой девочки-почтальонки, на чьи хрупкие плечи непомерным грузом легла тяжелая сума с похоронками. Хотелось, чтобы ребята именно так увидели эту войну, чтобы эта война воспоминанием опалила их души, ибо «…а душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, Милосерднее и Праведней она» (Б.Окуджава).


Перечень песен, рекомендуемых для исполнения в этой программе

Д.Сухарев, В.Берковский «Вспомните, ребята»

В.Высоцкий «Мы вас ждем»

Л.Сергеев «Колоколенка»

А.Розенбаум «На дороге жизни»

Б.Вахнюк «Песня о детстве»

Б.Окуджава «Песня о Леньке Королеве»

«До свидания, мальчики»

«Примета»

А.Дольский «Тыловое детство»

В.Туриянский «В лесах смоленских»

Ю.Визбор «Рассказ ветерана»

А.Крупп «Следы ровесников»

Д.Сухарев, С.Никитин «Почтальонка»














5. Ожидаемый результат

  • приобретение подростками новых знаний о человеке как о духовно-телесном существе, осознание ими духовного характера зависимости и взаимосвязи здоровья нравственного и физического;

  • положительное отношение подростков к духовно–нравственным ценностям православной культуры, раскрываемых в лучших образцах авторской песни, и осознанное принятие ими этих ценностей;

  • стремление подростков к постоянному самоанализу своих качеств, черт, поступков, приобретение навыков самоанализа;

  • приобретение подростком навыков сознательного соотнесения своего поведения и ценностных установок, организации своей деятельности в соответствии с избранной системой ценностей, обоснования своего ценностного выбора, соотнесения собственных желаний (целей) с желаниями (целями) других людей;

  • самоопределение подростка в окружающем мире, развитие у него устойчивых, иерархизированных ценностных ориентаций, мотиви­рующих выбор и содержание жизненной перспективы.


6. Диагностические методы и критерии оценки степени сформированности ценностных ориентаций у детей и подростков

Здесь необходимо отметить, что процесс развития каждого человека происходит индивидуаль­ными темпами. В одних и тех же условиях дети развиваются по-разному, что обусловлено предшествующим опытом их развития, степенью включенности в специально организованную микросре­ду, индивидуальными особенностями ребенка и т.д. Естественно, что и процесс формирования ценностных ориентаций будет проис­ходить у разных подростков по-разному. Очень важно учитывать степень сформированности ценностных ориентаций как в момент по­падания подростка в творческое объединение, так и в процессе его личностного развития во все время пребывания подростка в творческом объединении. Для этого мы определили ряд методик исследования уров­ня развития ценностных ориентаций и выделили четыре их блока:

1 блок включает тесты с набором суждений, из которых одно истинное, а другое ложное, служащие для проверки знаний и фик­саций когнитивного элемента ценностных ориентаций. Блок включает тесты с набором оценочных суждений, которые требуют согласия или несогласия субъекта, выявляя его эмоциональную реакцию, и служащие для фиксации эмотивного эле­мента ценностных ориентаций.

2 блок включает тесты с набором проективных ситуаций, где
субъект помещается в воображаемую обстановку, что служит фиксацией поведенческого элемента ценностных ориентаций.

3 блок включает видоизмененную методику М.Рокича «Ценностные ориентации» для определения структуры ценностных ориентаций с использованием пятичленной шкалы от «очень важно» до «со­всем не важно». Эта методика позволяет определить степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций, выраженную в вариативности оценок при определении значимости ценностей и содержательную сторону иерархической структуры, определяемую по величине ранга, полученного той или иной ценностью.

Определив исходный уровень сформированности ценностных ори­ентаций подростков и создав педагогические условия для организа­ции процесса ценностного ориентирования, педагог должен помнить, что на выходе из ценностно-ориентационного пространства воспитания уровень развития ценностных ориентаций у разных подростков будет разный. Соотнесение первоначального и диагностируемого уровней сформированности ценностных ориентаций будет определять степень эффективности педагогических условий, созданных для организации целенаправленного процесса ценностного ориентирования.

Для определения степени сформированности ценностных ори­ентаций важно знать индикаторы их усвоения, критерии сформи­рованности и диагностические методики, фиксирующие эти крите­рии. Индикаторами усвоения ценностных ориентаций являются:

- реальное поведение, так как оно совершается личностью в соответствии с доминирующим в данный момент мотивом, а система ценностных ориентаций является высшей формой мотивации поведения;

  • жизненные планы, касающиеся будущей профессии, семьи, занятий, образа жизни, которые являются индикатором ведущих ценностных ориентаций подростков в настоящем.

Определим методики и критерии степени сформированности ценностных ориентаций у подростков. Материал представим в виде таблицы.












Индикаторы и критерии определения степени сформированности ценностных ориентаций

Таблица 1

Критерии информированности

Диагностические методики

личностная ориентация на творческую деятельность

- тренинги на выявление творческой активности

активная социальная позиция

- изучение интересов к социальным проблемам современности

- наблюдение за реальным поведением, методика самооценки степени своей активности в со­циально-значимой деятельности

полнота самореализации «Я»

в деятельности


- методика «Цветных аналогий»

- самоанализ

- изучение устойчивости своих интересов

- изучение статуса в коллективе

- изучение саморегуляции и способов реакции на запреты и разрешения

объективная самооценка


- методика самооценки степени сформированности качеств

- экспертная оценка

увлечение любимым делом

- изучение устойчивости интересов

самокритичность и требовательность к себе

- творческая работа «Кто я? Какой я?»

следование социально-значимым ценностям в реальных поступках

- анализ педагогом поступков подростков в конкретных ситуациях

- метод проективных ситуаций

- метод моделирования поведения,

метод моделирования ситуаций «социальных проб»

степень сформи­рованности ценностных качеств

- метод стандартизированных характеристик

наличие личност­ного идеала «Я» в будущем

- творческая работа «Я в будущем»

наличие личностной программы роста

- метод конструирования

осознание смысла жизни, наличие жизненных планов

- коллективная творческая работа

«Каждый выбирает для себя»

наличие идеала для подражания

- изучение идеала для подражания и его основных черт






































7. Список литературы

1. Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений / Леднев В.С. // Духовно-нравственная культура: сб. ст., Т. 2-й. / Сост. В.М. Бычкова / Под общей ред. А.Г. Богатырева и иеромонаха Киприана (Ященко). – М., 2004.

2. Глуздов В.А. Философско-педагогические основы проектирования образовательной среды / В.А. Глуздов // Гуманитарные проекты в деятельности культурно-образовательных общеобразовательной школы / Под общ. редакцией В.А. Глуздова. – Н.Новгород, 2005

3. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2006

4. Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие / Осипов А.И. // О некоторых принципах образовательной концепции: сб. ст. / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М., 2004.

5. Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие / Склярова Т.В. // Религиозная составляющая общенациональной концепции воспитания: сб. ст. / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М., 2004.

6.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1996

  1. Лисовский В. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование № 5. – М., 1994

8. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика № 5. – М., 1995.

9. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. – Л., 1989.

10. Кирьякова А.В. Теория ориентаций в мире ценностей. Монография. –Оренбург, 1996.

11. Методические рекомендации: Методики диагностики сформированности ценностных ориентаций у детей и подростов / Сост.: Н.А. Денисова, Е.В. Игумнова. – Саров, 2007


12. Николина В.В. Проектная деятельность в интеграции образовательной и воспитательной среды при создании культурно-образовательных центров / В.В. Николина // Гуманитарные проекты в деятельности культурно-образовательных центрах общеобразовательной школы / Под общ. редакцией В.А. Глуздова. – Н.Новгород, 2005

13.Православная культура в школе / Под ред. иеромонаха Киприана (Ященко). – М., 2004

14. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал, том 17, № 1. – М., 1996.

15. Священник Алексий Мороз, Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – СП.,
2004.

16. Сурова Л.В. Мироведение. – Клин, 2004.

17. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников / Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – М., 2006.

  1. Шапошников Л.Е. Принципы деятельности культурно-образовательных центров как методологической основы формирования и интеграции образовательной и воспитательной среды / Л.Е. Шапошников // Гуманитарные проекты в деятельности культурно-образовательных общеобразовательной школы / Под общ. редакцией В.А. Глуздова. – Н.Новгород, 2005

  2. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. – М., 2001

20. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни. / Сост. Р. Шипов. – М., 1989.

21. Матвеева В. Обращение к душе. – М., 1990.

22. Песни Булата Окуджавы: Сб. стихов и песен. / Сост. Л. Шилов. – М., 1989.

Приложение 1

Психолого-педагогическое сопровождение программы

Ориентационного центра «Уроки добротолюбия»

1. Диагностика уровня ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) коллектива

ИГРА: «Сколько голов, столько умов»

(ФРИДМАН)


Цель: определить уровень ценностно-ориентационного единства коллектива.

Ход: участникам игры дается следующая инструкция: «Вам будут предложены пословицы и поговорки. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Так что некоторые утверждения могут показаться Вам неправильными. Хорошо подумайте над каждой пословицей и поставьте «+», если Вы согласны с этим утверждением, или «-» - если не согласны.

  1. Бедность – не порок.

  2. Гусь свинье не товарищ.

  3. Время – деньги.

  4. Всяк сверчок знай свой шесток.

  5. Говорить правду – терять дружбу.

  6. Горбатого могила исправит.

  7. Дают – бери, бьют – беги.

  8. Две собаки дерутся, третья – не приставай.

  9. Дела не делай, а от дела не бегай.

  10. Дело не волк, в лес не убежит.

  11. Дружба – дружбой, служба – службой.

  12. Друзья познаются в беде.

  13. Золото и в грязи блестит.

  14. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

  15. Моя хата с краю, ничего не знаю.

  16. Не в деньгах счастье.

  17. Не в свои сани не садись.

  18. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  19. Не место красит человека, а человек место.

  20. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  21. Правда – хорошо, а счастье – лучше.

  22. Простота хуже воровства.

  23. Работа дураков любит.

  24. Риск - благородное дело.

  25. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

  26. С волками жить – по-волчьи выть.

  27. Своя рубашка ближе к телу.

  28. Скупость – не глупость.

  29. Старый друг лучше новых двух.

  30. Стыд не дым, глаза не выесть.

  31. С кем поведешься, от того и наберешься.

  32. Руби дерево по себе.

  33. Худой мир лучше доброй ссоры.

  34. Что наша честь, если нечего есть.

  35. Чужое добро впрок не идет.

  36. Яблоко от яблони недалеко падает.

  37. От трудов праведных не наживешь палат каменных.

  38. Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.












Интерпретация результатов

Ответы сводятся в таблицу. В графу «итого» записывается максимальное количество совпадений участников о справедливости каждой поговорки, причем больший результат. Показателем ЦОЕ является степень совпадения оценок, даваемых участниками игры различным суждениям. Оно высокое, когда в каждой колонке значения чисел близки к максимальному. Это означает, что мнения этических суждений участников игры совпадают.

Для определения ориентированного уровня ЦОЕ надо вычислить процент совпадения мнений по каждому суждению по формуле:



Р – число опрашиваемых;

к – количество совпавших мнений по данному суждению.

(ИТОГО)

Затем все эти значения из последней строки таблицы складывают, и полученная сумма делится на количество суждений (38). Получаем показатель ЦОЕ – С. Минимальное значение С = 50% (очень низкий уровень сплочения). Показатель ЦОЕ можно определить несколько раз, наблюдая за уровнем сплоченности коллектива.











п/п

ФИО Номера пословиц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Сумма

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


22






















23






















24






















25






















Таблица результатов



п/п

ФИО Номера пословиц

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Сумма

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


22






















23






















24






















25






















ИТОГО


2. Диагностика социально-психологического климата коллектива



3

2

1

0

-1

-2

-3

1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.








1. Преобладает подавленное настроение.

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.








2. Конфликтность в отношениях и антипатии.

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.








3. Группировки конфликтуют между собой.

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.








4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5.Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.








5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

6. С уважением относятся к мнению друг друга.








6. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.








7. Достижения и неудачи не находят отклика у членов коллектива.

8. В трудные минуты происходит эмоциональное единение «один за всех, все за одного».








8. В трудные минуты «раскисают», возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения.

9. Чувство гордости за коллектив, когда хвалят руководители.








9. К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно.

10. Коллектив активен, полон энергии








10. Коллектив инертен и пассивен.

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться.








11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.








12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживаются слабые, выступают в их защиту.








13. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «непривилегированных», пренебрежительное отношение к слабым.


Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные качества психологического климата в вашем творческом коллективе. СПАСИБО.




3. Творческая работа

учащегося ЮКАП «След»

__________________________________

«Через песню я познаю себя».


1. Почему мне интересна поэзия авторской песни? Чем эти песни отличаются от других песенных жанров?

2. Ключевая мысль этой программы – отражена в песне

«__________________», _________________

(название) (автор песни)

а) Почему мне особенно близка позиция автора этой песни?

б) Насколько мои мысли созвучны мыслям автора, и насколько – не совпадают?

Разбор 2-3 песен программы (наиболее понравившихся)

3. Можно ли через вдумчивое «умное» пение (через созерцание песенного образа) понять себя и окружающий мир?

4. Хотел бы ты, чтобы то, о чем ты поешь, стало тем, к чему ты стремишься? И почему?

5. Живешь ли ты так, как поешь? Если нет, то почему?





19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!