МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Славянский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка Олимпиады по немецкому языку
в рамках Недели филологических дисциплин
Славянск-на-Кубани
2017
РАССМОТРЕНА цикловой методической комиссией иностранных языков и рекомендована к утверждению Протокол №___от__________20_____ г. Председатель цикловой методической комиссии _____________ /____________________/ | | |
Методическая разработка представляет собой комплект документов, сопровождающих проведение мероприятия «Олимпиада по немецкому языку» и предназначена для реализации в рамках проведения Недели филологических дисциплин и включает лексические и грамматические задания для студентов 3 курсов.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский сельскохозяйственный техникум»
Разработчик: | Кливаденко М.А. ., преподаватель ГБПОУ КК ССХТ |
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….......4
I. Положение о проведении Олимпиады по немецкому языку…………………...5
II. Структура олимпиадного задания……………………………………………….6
III. Процедура проведения олимпиады ……………………………………............7
IV. Критерии оценки заданий олимпиады….……………………………………...7
V. Задания и ключи для проведения Олимпиады по немецкому языку……………………………………….…………………………...…………….7
Заключение……………………………………………………………… …………13
Приложение 1 Сводная таблица баллов по итогам проведения Олимпиады по немецкому языку……………………………………….…......................................14
Список литературы и источников…………………………………….…………...15
пояснительная записка
Внутритехникумовская олимпиада способствует развитию у обучающихся интереса к самостоятельному изучению языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, информационными носителями типа «Schritte I, II, III, IV, V», «Полиглот+» и др.
Олимпиада по английскому языку осуществляет поиск юных талантов, определяет наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.
Использование данной разработки направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих– речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в двух основных видах речевой деятельности (чтении, письме);
- языковая компетенция – отработка языковых средств (орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур;
- развитие и воспитание у обучающихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Данная разработка имеет своей целью подготовить обучающихся к участию в олимпиадах по английскому языку и ставит перед собой следующие задачи:
познакомить учащихся с форматом тестов;
развивать языковые, интеллектуальные и познавательные возможности обучающихся,
обучить учащихся лексическим единицам в соответствии с отобранными темами навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях;
расширить эрудицию обучающихся и их лингвистический и общий кругозор.
I. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
1. Общие положения
1.1. Олимпиада помогает осуществить независимый контроль уровня владения английским языком обучающимися, познакомит с типами заданий, способствующими выявлению уровня сформированности коммуникативной компетенции в иностранном языке.
1.2. Олимпиада проводится с целью повышения интереса к немецкому языку, совершенствования внеучебной работы с обучающимися, выявления одаренных обучающихся с целью последующего привлечения их к активной научно-исследовательской работе, их поддержки и поощрения.
1.3. Олимпиада по немецкому языку проводится согласно разработанному Положению о проведении предметной олимпиады в установленные учебной организацией сроки.
1.4. Количество участников определяется преподавателями дисциплины, по которой проводится олимпиада, на заседании ЦМК. В олимпиаде могут принимать участие по желанию обучающиеся 3-го курса, изучающие данную дисциплину.
1.5. Формируется жюри предметной олимпиады в составе преподавателей ЦМК иностранных языков.
2. Цель и задачи олимпиады
2.1. Цель олимпиады – мотивация обучающихся к изучению немецкого языка; организация и проведение независимого и объективного контроля уровня сформированности навыков и умений в различных видах речевой деятельности.
2.2. Задачи олимпиады:
- развитие интереса обучающихся к занятиям немецкого языка;
- содействие активизации внеклассной работы по дисциплине;
- предоставление обучающимся возможности соревноваться в знании языка;
- выявление и развитие творческих способностей и интереса к языку;
- создание необходимых условий для реализации потенциала молодёжи и поддержки одарённых детей.
3. Участники олимпиады:
3.1. Участниками олимпиады могут быть обучающиеся 3 курсов
4. Порядок проведения олимпиады:
4.1. Олимпиадные задания готовятся преподавателем иностранного языка и утверждаются на цикловой методической комиссии иностранных языков;
4.2. Олимпиадные задания основываются на знании материала программы учебной дисциплины для 3 курса с элементами творческих заданий;
4.3. Объявление о проведении олимпиады производится за 7 дней до проведения преподавателями иностранного языка;
4.4. Олимпиада проводится в учебной аудитории при отсутствии различных обучающих наглядных пособий и грамматических таблиц;
4.5. Обучающиеся получают бланк с заданиями и специальный бланк для заполнения ответов. Участник должен чётко прописывать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка. В каждом предлагаемом задании может быть только один верный ответ;
4.6. Каждому участнику присваивается код, который прописывается на бланке с ответами вместо имени и фамилии обучающегося, с целью анонимной и беспристрастной проверки работы преподавателями;
4.7. На проведение олимпиады отводится 45 минут;
4.8. Пользование учебниками и Интернетом не допускается, допускается использование словарей;
4.9. Участие в олимпиаде осуществляется на добровольной основе.
5. Обработка результатов и определение победителей:
5.1. Сбор олимпиадных бланков осуществляется преподавателем непосредственно после выполнения олимпиадного задания;
5.2. Проверка осуществляется комиссией по проверке, в которую входят ответственный за проведение Олимпиады преподаватель, председатель цикловой методической комиссии иностранных языков и ещё один преподаватель иностранного языка;
5.3. Проверка результатов осуществляется по заранее заготовленному эталону и производится в течение часа после проведённой Олимпиады;
5.4. После проверки результатов происходит выявление имен победителей Олимпиады, скрытых за присвоенными ранее кодами;
5.5. Призерами становятся обучающиеся, занявшие первое, второе и третье места, получившие наибольшее количество баллов за всю работу;
5.6. Победители Олимпиады получают дипломы за I, II и III место среди третьих курсов;
5.7. Информация о призерах Олимпиады доводится до всего педагогического и ученического коллективов и размещается на сайте учебного заведения.
II. СТРУКТУРА ОЛИМПИАДНОГО ЗАДАНИЯ
Олимпиадное задание состоит из 2-х частей: «Просмотровое чтение и задание на понимание содержания прочитанного текста»; «Лексико-грамматический тест» включающий задания по темам «Личные местоимения», «Перфект», «Имперфект», «Артикль», «Возвратные местоимения» и др., а также задания направленные на выявление знаний страноведческого материала. В задания включены вопросы минимально обязательного уровня. Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
III. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
На выполнение заданий Олимпиады отводится 45 минут.
Для проведения олимпиады по немецкому языку каждому обучающемуся выдаётся:
- текст олимпиадного задания;
- бланк с присвоенным кодом участника, на котором обучающийся выполняет задания.
Перед началом выполнения заданий Олимпиады преподаватель знакомит обучающихся со структурой задания, с критериями оценивания результатов.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ
Таблица баллов показывает, сколько баллов можно набрать, правильно выполнив то или иное задание. Обучающиеся могут начинать выполнение заданий Олимпиады с любой части, учитывая при этом степень своей уверенности в ответе. Все набранные баллы суммируются, подводится итог, который затем вносится в сводную таблицу с кодами участников (Приложение 1).
V. ЗАДАНИЯ И КЛЮЧИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция для студентов!
Ребята! Вам предлагается за 45 минут выполнить 24 задания по немецкому языку. Тест представлен двумя блоками.
Первый блок «Чтение» предполагает работу с текстом. Нужно прочитать текст, поняв его основное содержание и выполнить 4 задания к нему.
Второй блок «Лексико-грамматический» включает в себя 20 заданий разного уровня сложности.
К каждому заданию дано несколько вариантов ответов. В каждом задании правильный ответ может быть только один. Нужно выбрать правильный ответ и обвести букву, которая находится рядом с ним.
Выполните все задания теста. Проверьте ещё раз работу.
Желаем вам успехов в работе!
I Чтение
Прочитайте текст и выполните задания, помещённые после текста
Wir leben in einem Ökosystem. Verschiedene Folgen der allen Tätigkeit der Menschen sind gefährlich für die Umwelt. Um sich vor der gefährlichen ökologischen Katastrophe schnell zu retten, müssen Menschen sich die Umwelt kümmern.
Autos werden verschiedene Gase in die Luft geblasen. Gase machen Regen sauer. Alle sauer Regen sind sehr gefährlich auch für die Menschen.
Die Fabriken bringen verschiedene schädliche Gase in die Luft. Auch die schnellzunehmende Zahl an Autos führt zu erhöhte Luftverschmutzung.
Das Wasser bedeckt über drei Viertel unserer Erde. Aber es ist mit Müll, giftigen Stoffen und mit anderen Flüssigkeiten verschmutzt.
Выберите верное утверждение:
a) Alle sauer Regen sind nicht sehr gefährlich auch für die Menschen.
b) Gase machen Regen sauer.
c) Das Wasser bedeckt über zwei Viertel unserer Erde.
2. Вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу.
Autos werden verschiedene … in die Luft geblasen.
a) Gase
b) Wasser
c) Schmutz
3. Выберите подходящий заголовок к тексту
Die Umweltschutz
Ökosystem
Luftverschmutzung
II Лексико-грамматический тест
4. Вставьте глагол в нужной форме
Ein Jahr … zwölf Monate.
hast
hat
hatte
5. Какое окончание имеет глагол в данном предложении
Die Touristen treib… Sport.
– st
– e
– en
6. Выберите форму модального глагола, соответствующую данному предложению
Ihr … zum Bahnhof fahren.
müsst
muss
müssen
7. Найдите «лишнее» слово
Kriminalgeschichte
Sachbuch
Gedichte
Weinachten
Märchen
8. Выберите правильный вариант
Ich wasche … mit kaltem Wasser.
uns
sich
mich
9. Определите, в каком предложении глагол употреблён в Präsens
Der Lehrer liest das Gedicht vor.
Sie schrieben die Aufgabe von der Tafel ab.
Die Elternversammlung fand am Freitag statt.
10. Вставьте глагол в Präteritum
Das Theaterstück … mir sehr gut.
gefallen
gefällt
gefiel
11. Вставьте нужный вспомогательный глагол для образования Perfekt.
Das neue Schuljahr … am 1. September begonnen.
ist
hat
wird
12. В каком из следующих предложений глагол werden выступает в качестве вспомогательного для образования Futurum?
Unser Freund wird Deutsch lehren.
In Deutschland wird Deutsch gesprochen.
Es wird schon dunkel.
13. Выберите правильный вариант
Man nennt … oft die Stadt der deutschen Klassik. Hier lebten die berühmten deutschen Dichter Goethe und Schiller.
Dresden
Leipzig
Weimar
14. Определите, в каком предложении глагол употреблён в Passiv.
Der 1. Platz wird von unseren Spornlern gewonnen.
Mein Bruder ist den ganzen Tag geblieben.
Er sollte heute eine Prüfung ablegen.
15. Вставь глагол werden в нужной форме, чтобы образовать Präteritum Passiv.
Die Bauarbeiten … durch das schlechte Wetter erschwert.
werden
wurden
wird
16. Поставьте прилагательное в нужной форме.
Ich trinke besonders gern den … Kaffee.
schwarzer
schwarze
schwarzen
17. Вставьте нужный вариант придаточного предложения.
Der Lehrer fragt, wer …
hat gemacht die Hausaufgabe
die Hausaufgabe gemacht hat
hat die Hausaufgabe gemacht
18. Какое относительное местоимение нужно вставить в данное предложение
Am besten finde ich in meiner Traumschule die Klassenfahrten, … in jedem Monat stattfinden.
die
das
der
19. Выберите правильный вариант
Meine Schwester spricht … deutsch als ich.
gut
besser
besten
20. Выберите правильный вариант сложносочинённого предложения с данным союзом.
Ich verreise heute, …
deswegen ich kann dich nicht besuchen
deswegen ich dich nicht besuchen
deswegen kann ich nicht besuchen
21. Поставьте существительное в нужном числе и падеже
Das Tagebuch … liegt auf dem Tisch.
der Schüler
des Schülers
dem Schüler
22. Определите падеж выделенного существительного
Der Opa erzählt den Kindern eine Geschichte.
Dativ
Genitiv
Akkusativ
23. Определите, в каком предложении обратный порядок слов.
Die größten Industriewerke liegen in Nordrhein–Westfalen, Bayern, Niedersachsen, Baden-Württemberg.
Deutschland spielt eine große Rolle in Europa.
In der ganzen Welt lernen viele Menschen Deutsch.
Ответы
I Чтение
1b, 2a, 3a, 4c
II Лексико-грамматический тест
4b, 5c, 6a, 7d, 8c, 9 a, 10c, 11b, 12a, 13c, 14a, 15b, 16c, 17b, 18a, 19b, 20c, 21b, 22a, 23c
4 | b |
5 | c |
6 | a |
7 | d |
8 | c |
9 | a |
10 | c |
11 | b |
12 | a |
13 | c |
14 | a |
15 | b |
16 | c |
17 | b |
18 | a |
19 | b |
20 | c |
21 | b |
22 | a |
23 | c |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методическая разработка представляет собой образец, ориентируясь на который можно проводить Олимпиаду по немецкому языку среди студентов 3 курсов ежегодно в рамках Недели филологических дисциплин, по необходимости изменяя комплекс заданий.
Проведение Олимпиады по иностранному языку в профессиональном образовательном учреждении показывает, что общая непринужденная психологически подготовленная атмосфера способствует проявлению индивидуальных возможностей всех обучающихся с различными уровнями обученности. Мероприятия Недели филологических дисциплин, в целом, и Олимпиады по иностранному языку, в частности, способствуют расширению и обогащению приобретенного учебного, языкового и речевого опыта в курсе овладения языком, повышают престиж изучения иностранного языка. При отборе языкового материала укрепляются межпредметные связи, углубляются срановедческие знания. Студенты больше узнают о традициях, обычаях, нравах, культуре, которые отражены в материале Олимпиады.
Приложение 1
Итоги Олимпиады. Сводная таблица баллов.
№ п/п | Код участника | Итоговая сумма баллов | ФИО участника (записывается только после определения победителей) |
| |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
6. | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
16 | | | |
17 | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Блай, С.К. Совершенствуй свой немецкий: грамматика, чтение, говорение, письмо = Perfektes Deutsch: Grammatik, Lesen, Sprechen, Schreiben: учеб.-метод. пособие /
авт-сост. С. К. Блай [и др.]. – Минск: БГПУ, 2009. – 248 с. ISBN 978-985-501-688-6.
Гальскова, Н.Д. Итак, немецкий!: Учеб. по нем. яз. Как второму иностр. для 11 кл. общеобразоват.учреждений/ Н.Д. Гальскова, Л.Н. Яковлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение; Штутгарт: Эрнст Клетт Интернациональ ООО, АО «Московские учебники», 2004. – 141с.: ил. –ISBN 5-7853-0431-7
Григорьева, В.С. Практическая грамматика немецкого языка [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений всех специальностей / В. С. Григорьева, В. В. Зайцева, И. Е. Ильина, Е. К. Теплякова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Листвин, Д.А. Современный немецкий. Практический курс для на чинающих : учебное пособие / Д.А. Листвин. – Москва: АСТ, 2013. – 318 c.: ил. ISBN 978 5 17 079385 3
Платонова, С.В. Немецкий язык для IT-студентов = Deutsch für IT-Studenten: учебное пособие / сост. С.В. Платонова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.— 116 с.