МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный технологический университет»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе переподготовки
«Профессиональное обучение (экономика и управление)»
на тему
«Разработка рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Выполнил:
Гуляева Маргарита Николаевна
Пенза, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
1.1 Рабочая тетрадь – средство для самостоятельной подготовки студента
1.2 Функции рабочей тетради
1.3 Типы и виды рабочих тетрадей
1.4 Структура рабочей тетради
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ
2.1 Разработка рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет»
2.2 Методические рекомендации по применению рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
ВВЕДЕНИЕ
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, значительно изменились требования к содержанию дисциплин, из–за построении образования на основе компетентностно-ориентированного образования.
В связи с этим, появилась необходимость создания таких учебно-методических материалов, которые позволили бы осуществлять своевременную и объективную оценку качеству подготовки студентов.
Среди таких учебно-методических материалов важное место занимают рабочие тетради, которые служат для организации самостоятельной работы студентов. Но следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.
Рабочая тетрадь - особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется.
Суть конструкта обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у учащихся, необходимо надежное средство.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет» и методических рекомендаций по ее использованию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические аспекты создания рабочей тетради;
Разработать рабочую тетрадь по дисциплине;
Предложить методические рекомендации по использованию по дисциплине «Бухгалтерский учет».
Объектом выпускной квалификационной работы является рабочая тетрадь.
Предметом является методика разработки и применения рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанная рабочая тетрадь может быть реализована в образовательном процессе студентов, обучающихся по направлению подготовки специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
ГЛАВА 1 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
1.1 Рабочая тетрадь – средство для самостоятельной подготовки студента
Рабочая тетрадь – учебно-практическое издание, предназначенное для работы обучающегося для самостоятельной подготовки, в котором соединяются изложение основных положений курса с выработкой общих и профессиональных компетенций у студента, формирования практических умений и навыков.
Самостоятельная работа - важнейшее звено концепции индивидуализации обучения. Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех учащихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах. Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. О том, что обучение должно доставлять удовольствие еще в прошлом веке, французский писатель Анатоль Франс образно сказал: «Чтобы переварить знание, нужно поглощать его с аппетитом».
Изложение материала в рабочей тетради чередуется с пробелами, которые заполняет обучающийся по ходу ведения лекции, выполнения самостоятельной работы.
Цель рабочей тетради – обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов, способствовать повышению эффективности обучения студентов и уровня их творческого развития.
Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать следующие задачи:
- продолжения развития мышления у студентов;
- более прочное усвоение теоретических знаний;
- приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;
- контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине (профессиональному модулю);
- формирование у студентов умений и навыков самоконтроля (рис.1)
Контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине
Продолжение развития мышления у студентов
Прочное усвоение теоретических положений
Задачи
рабочей тетради
Формирование у студентов умений и навыков самоконтроля
Приобретение практических умений и навыков решения типовых и развивающих задач
Рисунок 1 – Задачи рабочей тетради
1.2 Функции рабочей тетради
Рабочие тетради носят функциональное назначение:
Первая функция рабочей тетради – функция обучения, она предполагает формирование у студента необходимых знаний, умений и навыков.
Вторая функция рабочей тетради – способствовать устойчивому вниманию студентов на уроке. Благодаря рабочей тетради лучше воспринимается материал урока, рациональнее используется время урока.
Третья функция рабочей тетради - воспитывать аккуратность в ведении конспекта. Педагогу необходимо добиваться, чтобы студенты аккуратно заполняли листы рабочей тетради. Нужно предупредить, что заполнять листы рабочих тетрадей нужно не спеша, а лишь тогда, когда они уверены в ответе, чтобы записи в тетради были без помарок.
Четвертая функция рабочей тетради – продолжать развивать мышление студентов. В рабочей тетради встречаются задания и упражнения творческого характера, для их выполнения студентам необходимо искать разные варианты решения. Педагог ставит перед ними трудности, чтобы студенты осознавали свои учебные действия.
Пятая функция рабочей тетради – формирование у студентов умений и навыков самоконтроля. При заполнении листов рабочей тетради они должны сами себя контролировать.
Шестая функция рабочей тетради - рациональная организация работы студентов. Рабочая тетрадь разработана так, чтобы обучение студентов было организовано рационально, порциями. Эффективно используется время педагога и студентов.
Седьмая функция рабочей тетради - совершение постоянного пооперационного контроля. Материал урока разбит на этапы и педагог, совершая контроль на каждом этапе, может увидеть ошибку и помочь её исправить студенту.
Исходя из вышеизложенного, функции рабочей тетради можно сгруппировать (рис.2)
Формирование у студентов необходимого практического опыта, умений и знаний

Способность устойчивому вниманию студентов на уроке

Функции рабочей тетради
Функции рабочей тетради
Воспитывать аккуратность в ведении конспекта

Развивать вышление


Формирование у студентов умений и навыков самоконтроля
Совершать постоянный контроль деятельности студента
Рисунок 2 – Функции рабочей тетради
1.3 Типы и виды рабочих тетрадей
Рабочие тетради классифицируют по типам.
1. Тетради для упражнений или тренинговые тетради.
Нередко их называют также тетрадями для самостоятельной работы студентов.
2. Тетради, основанные на принципах графического моделирования.
Их основу составляют рисуночно-знаковые познавательные задания.
Под познавательными заданиями принято понимать определённые учебные условия, которые требуют от студента активизации всех познавательных процессов мышления, воображения, речи, памяти, внимания и др. Традиционно выделяют образные, логические или смысловые, оценочные познавательные задания. В рабочих тетрадях построение познавательных заданий основано на использовании рисунка, макета, натуры в процессе графического моделирования. Эти задания многофункциональны, занимательны для студентов, ориентированы, в первую очередь, на невербальное мышление и непроизвольное внимание, позволяют получить быстрые и наглядные результаты (чем короче расстояние между целью учебной деятельности и её результатом, тем она эффективнее), тренировать память и мышление.
3. Тетради хрестоматии.
Авторы таких тетрадей полагают, что учебники содержат недостаточную информацию по всем или многим проблемам и дополняют её текстами источников, фрагментами из научно-популярной и художественной литературы.
4. Семиотико-семантические тетради.
Их особенность в том, что они основаны на сочетании символов и рисунков, моделей, схем со смысловыми интеллектуальными задачами преобразующего и творческого уровня. Под познавательными задачами понимают такие условия в учебных ситуациях, которые побуждают обучающихся не только к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и к открытию новых способов действий. Познавательные задачи нередко отождествляют с творческими заданиями.
Тетради данного типа весьма эффективны для развития творчества студентов, так называемого креативного мышления.
Существует три вида рабочей тетради (рис. 3).
информационный

Виды рабочей тетради
контролирующий

смешанный
Рисунок 3 – Виды рабочей тетради
Раскроем виды рабочей тетради.
1. Информационный. Этот вид несёт в себе только информацию о содержании учебного материала. Информация задаёт студенту ориентацию в содержании рассматриваемой проблемы. Этот вид рабочей тетради используется тогда, когда нужного материала нет ни в одном учебнике или учебная информация разбросана по нескольким учебникам и тогда возникает необходимость конструировать учебную информацию в рабочей тетради, упрощать формулировку предложений, детально продумывать логику изложения учебной информации.
2. Контролирующий. Этот вид рабочей тетради используется после изучения темы, при этом проводится контроль знаний и умений, а также выявляется уровень сформированности знаний и умений. В этом случае широко применяются тесты или задания для контроля.
3. Смешанный. Он включает в себя информационный и контролирующий блоки. Информационный блок несёт в себе информацию об учебном материале, в контролирующий блок входят задания для контроля полученных знаний и умений, и задания для самостоятельной работы.
Структура рабочей тетради
Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным полем развития студента, всем своим конструированием, заданиями и вопросами она направлена на «соавторство» и «сотрудничество».
Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям:
1. Отражать все темы курса учебной дисциплины (профессионального модуля).
2. Быть понятной, доступной и интересной каждому студенту, содержать дифференцированные задания.
3. Сочетать в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений.
В настоящее время в педагогике не предложена единая чёткая структура рабочей тетради. Каждый педагог представляет свою структуру рабочей тетради, вносит свои коррективы, своё видение предмета, свой творческий потенциал.
К структуре рабочей тетради предъявляются определённые требования:
1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к студентам.
2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. Между заданиями должна быть определена соподчинённость, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора - вести студента от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.
3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т. е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.
4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объёма, характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов студентов, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.
5. В конце каждой темы внутри тетради рекомендуется серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания студентов.
6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее студентов на содержание. Таким образом, современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, способствующий поэтапному формированию мыслительной деятельности студента и предназначенный для самостоятельной работы в аудитории, лаборатории или дома непосредственно на её страницах. Функциональное содержание рабочей тетради как средства обучения представлено на рис. 4.
Средства обучения (по функциональному назначению)




Проверка ЗУН
Учебно-продуктивной практики
Передачи знаний
Постановки учебно-познавательной задачи




Рабочая тетрадь
Рисунок 4 – Функциональное содержание рабочей тетради
Использование рабочих тетрадей как обязательных учебных пособий всеми студентами способствует выравниванию качества подготовки будущего специалиста.
Структура рабочей тетради может быть различной, что в свою очередь обусловлено:
- содержанием изучаемого предмета;
- характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;
- исходным уровнем подготовки студентов;
- условиями обучения;
- творческими способностями преподавателя.
Рассмотрим структуры рабочих тетрадей, предложенные Г.И. Лернер и Н.И. Преображенской.
Структура рабочей тетради, предложенная Г.И. Лернер для средней школы:
Предисловие
Система вопросов и заданий
Иллюстрации
Заключение
- вид рабочей тетради - контролирующий: тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к студентам;
- система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала;
- между заданиями (как внутри одной темы, так и к заданиям по всей части курса) должна быть определённая соподчинённость, касающаяся как собственно содержания материала, так и над предметных умений;
- иллюстрацию можно дополнить или предложить свой материал, можно предложить объяснить или построить схему;
- композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объёма, характера вопросов и заданий, но в любом случае должно быть предусмотрено достаточно места для ответов студентов, возможность исправления допущенных ошибок;
- в конце каждой темы внутри тетради желательна серия конкретных вопросов, это позволяет лишний раз систематизировать знания студентов. Можно предложить и систему контрольных вопросов, требующих актуализации знаний по всем разделам тетради;
- завершает тетрадь заключение, ориентирующее студентов на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.
Чёткой структуры рабочей тетради нет, поэтому можно рассмотреть ещё одну, выяснить их общие моменты и отличия.
Структура рабочей тетради, предложенная Н.И. Преображенской
Информационный комплекс;
Задачи и упражнения для самостоятельной работы;
Обобщение и заключение по каждой теме
Список литературы
- рабочая тетрадь должна отражать все темы курса учебной дисциплины: быть понятной доступной и интересной каждому студенту. Это, значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал, стать «настольной книгой» студента по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, регулярно проверяемый преподавателем;
- информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи;
- задачи и упражнения для самостоятельной работы студентов: типовые, развивающие, творческие задачи и упражнения;
- обобщение и заключение по каждой теме: примечание, резюме, выводы, контрольные вопросы, карты программированного контроля;
- список литературы.
Рабочая тетрадь - это наглядное представление основного учебного материала в логике познавательной деятельности, которая специально конструируется и представляется в предметно-знаковой форме, с целью повышения эффективности взаимодействия преподавателя и студентов. Наиболее эффективные способы взаимодействия преподавателя со студентами представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Наиболее эффективные способы взаимодействия педагога с обучающимися при использовании рабочей тетради.
Эффективное средство воздействия на обучающихся | Цель | Полученный результат |
1.Нацеленность обучающихся на составление плана в процессе изложения (анализа) материала педагогом | Обучить умению выделять в информации главное, существенное. Повысить внимание и любознательность. Вовлечь в активную работу на уроке | Овладение большинством обучающихся умениями поставлять план, выделять существенные моменты в информации |
2.Ориентирование обучающихся на выражение знаний в схемах, таблицах, рисунках | Обучить способам концентрации и переноса изученного материала в схемы, таблицы и т.п. | Умение обучающихся использовать учебный материал |
3.Ориентирование обучающихся на соотнесение информации из различных источников | Обучить способам переноса знаний из одной области в другую | Способность большинства обучающихся относить информацию из различных источников и располагать ее в системе |
4.Ориентирование обучающихся на раскрытие сущности понятий, законов, формул в виде целостного логического обоснования | Обучить логическому рассказу, представлению обоснований абстрактной информации на примере анализа конкретных фактов | Умение связывать абстрактное с конкретным и выражать знания в должной системе |
Окончание Таблицы 1
5.Создание проблемных ситуаций | Обучить способам выдвижения и обоснования гипотез в ходе овладения новой информацией | Умение обучающихся овладевать информацией самостоятельным путем |
Таким образом, общие подходы к разработке рабочей тетради следующие:
Учитываются психолого-педагогические закономерности организации и управления учебного процесса.
Учитываются закономерности развития студентов (мышления, воображения, памяти)
Учитываются процессы формирования практических и интеллектуальных умений.
Учитывается содержание учебного материала
Преимущества рабочих тетрадей очевидны:
- это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы;
- рабочие тетради быстрее других откликаются на потребности образовательных учреждений и одновременно формируют эти потребности;
- рабочие тетради являются материализацией идеи гуманистической школы, т. к. на смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.
Рабочая тетрадь - не замкнутая, жёстко централизованная и упорядоченная система; это система открытая, предполагающая постоянное содержательное и методическое обогащение, обновление, развитие.
Рабочая тетрадь - пособие исследовательское по своей направленности. Студенты, работающие с тетрадью, учатся выявлять и ставить проблему, искать известные и необычные пути к цели, сопоставлять, делать умозаключение. Именно это позволяет поставить учеников в позицию исследователей.
Рабочие тетради, заполненные студентами, позволяют им осмыслить свою деятельность, побуждают к самоанализу, саморазвитию.
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ
2.1 Разработка рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Рабочая тетрадь - особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется.
Суть конструкта обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у учащихся, необходимо надежное средство.
Основными источниками знаний преподавателя о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, преподаватель имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради.
В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:
усвоение технических понятий;
приобретение практических умений и навыков;
формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не мог не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.
Например, при работе учащихся с листами рабочей тетради по бухгалтерскому учету, в определениях экономических и бухгалтерских понятий учащийся вставляет пропущенные ключевые слова, т.е. названия изучаемых понятий или технических операций (измерить, включить, отключить и т.д.).
Для оформления документации в листе рабочей тетради задается бланк бухгалтерской отчетности и исходные данные. Учащиеся должны заполнить бухгалтерские документы. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.
Требование к рабочим тетрадям
Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям:
полнота - наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности;
группировка системы задач, обобщенные способы решения, которые переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности;
связность всех блоков информации на листах рабочей тетради;
возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения;
целевая ориентация - для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради;
целевая достаточность - задач закрепления методов решения достаточно, если они обладают свойством переноса на другие предметные области;
психологическая комфортность для учащихся при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего коллеги.
Преимущества рабочих тетрадей в учебном процессе
Разработка листов рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются.
Рабочая тетрадь может выступать и как обучающее средство, т.е. преподаватель имеет право предложить выполнить соответствующий раздел рабочей тетради после рассмотрения на лекционных занятиях нового материала на заданную тему с целью закрепления изученного материала.
В качестве контрольного средства обучения рабочая тетрадь может применяться после изучения соответствующего раздела. Студентам предлагается выполнить на оценку конкретный раздел рабочей тетради за отведенное время.
Преподаватель в таком случае может проверить не только теоретические знания студента, но и умения решать практические задачи проблемного характера.
В нашей работе разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Рабочая тетрадь включает следующие разделы:
Тема 1 История бухгалтерского учета
Тема 2 Классификация хозяйственных средств;
Тема 3 Бухгалтерский баланс;
Тема 4 Система счетов и двойная запись;
Тема 5 Типы хозяйственных операций;
Тема 6 Синтетические и аналитические счета;
Тема 7 Шахматная и оборотная ведомости.
Тестовые задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив - тестовые задания, в которых нужно выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных
Пример: Государством в обязательном порядке регламентируются следующие виды хозяйственного учета:
оперативный;
бухгалтерский;
налоговый;
статистический.
Тестовые задания на соответствие - тестовые задания, в которых надо установить соответствие элементов одного столбца с элементам другого
Пример: Соотнесите элементы метода бухгалтерского учета с их определениями.
ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
- Инвентаризация
| - Взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учета по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме
|
- Документация
| - Способ группировки , отражения хозяйственных средств, их источников и текущий учет однородных хозяйственных операций
|
- Оценка
| - Способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств , финансовых обязательств и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета
|
- Калькуляция
| - Письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение
|
- Двойная запись
| - Единая система информации о имущественном и финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, составляемая за определенный период времени на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам
|
- Балансовое обобщение
| - Способ денежного выражения имущества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности
|
- Система счетов
| - Способ группировки затрат и исчисления себестоимости приобретенных материальных ценностей , изготовленной продукции
|
- Бухгалтерская отчетность
| - Способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации в денежном измерителе
|
Требования к заданиям на установление соответствия.
Содержание задания желательно выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;
Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа;
Желательно, чтобы каждый столбец имел определённое название, обобщающее все элементы столбцов;
Необходимо, чтобы правый столбец содержал несколько дистракторов (лучше, когда их в 2 раза больше);
Необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобными;
Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;
В дополнительной инструкции к заданию необходимо сообщить обучающемуся о наличии дистракторов в правом столбце, и сколько раз используется каждый элемент правого столбца (один или более);
Задание располагается на одной странице, без переноса его элементов на другую.
Тестовые задания на установление правильной последовательности - тестовые задания на составление алгоритмов и на установление правильной последовательности событий, процессов, операций и т. д.
Пример: Последовательность составления бухгалтерской проводки:
Определение видов имущества и источников образования
Определение увеличивается или уменьшается счет
Определить где будет находиться счет (по дебету или по кредиту)
Определение номера счета
Определение принадлежности счета к бухгалтерскому балансу
Требования к заданиям установление последовательности.
Задание данной формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов, и т.п., которые приводятся в случайном порядке. Обучающийся должен установить правильный порядок действий, процессов и указать его с помощью цифр (алгоритм сортировки). Инструкция к заданиям имеет вид:
Установите правильную последовательность.
Тестовые задания на дополнение суждения или понятия - тестовые задания, формулирующиеся в виде незаконченных суждений или понятий, которые превращаются в истинные высказывания при подстановке ответов
Пример:
Бухгалтерский счет «50» - это ________,________ счет
Требования к заданиям на дополнение.
При ответе на открытое задание с ограниченным ответом обучающийся дописывает пропущенное слово, формулу, символ или число на месте прочерка. Разработка заданий на дополнение с ограниченным ответом подчиняются следующим правилам:
Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком;
Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;
Все прочерки в открытых заданиях рекомендуется делать одинаковой длины;
Дополнения ставятся в конце задания или как можно ближе к концу;
После прочерка, при необходимости, указываются единицы измерения;
Текст задания должен иметь простую синтаксическую конструкцию и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;
В тексте исключаются повторы и двойное отрицание;
Тестовые задания – типовые задачи - тестовые задания, которые характеризуются тем, что содержат условия, необходимые для решения, т. е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи
Пример:
Если сальдо начальное по счету 50 «Касса» составляет 3000 рублей, дебетовые обороты – 4000 рублей, кредитовые обороты – 5000 рублей, то сальдо конечное составит _____рублей
Конструктивное тестовое задание - тестовые задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему
Пример:
Дайте определение термину «инвентаризация»
____________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Тестовые задания – нетиповые задачи - тестовые задания, решением которых является их сведение к типовым задачам путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения
Пример:
На рисунке изображен чертеж вала с частью проставленных на нем размеров. Доставьте необходимые размеры, учитывая выбранный на изображении способ простановки размеров 55х32.
Эссе - тестовое задание, которое представляет собой один или несколько вопросов (заданий), на которые нужно ответить в свободной форме за определенный период времени.
Пример короткого эссе: Назовите основные способы амортизации основных средств.
Пример расширенного эссе: Объясните различия между способами амортизации основных средств. В вашем ответе должны быть отражены:
а) порядок расчета;
б) виды имущества, подлежащие амортизации;
в) преимущества и недостатки.
Тестовые задания по решению проблемы - тестовое задание, которое представляет собой решение задачи (проблемы) на основе имеющихся у тестируемого знаний
Пример: Рассчитайте заработную плату работнику – сдельщику, если он изготовил 500 деталей по расценке 200 рублей за штуку. В конце месяца ему полагается премия в размере 2000 рублей. Он имеет 2 несовершеннолетних детей.
Тестовые задания по применению знаний (на практике) - тестовые задания, предназначенные для проверки способности обучающегося правильно действовать в конкретной (искусственно заданной или естественной) практической ситуации
Пример: Кассир положил в кассу собственные денежные средства – 500 рублей. В ходе внезапной инвентаризации комиссией был выявлен излишек в размере 500 рублей. Как должна поступить инвентаризационная комиссия?
2.2 Методические рекомендации по применению рабочей тетради
Преподаватель имеет право предложить выполнить соответствующий раздел рабочей тетради после рассмотрения на лекционных занятиях нового материала на заданную тему с целью закрепления изученного материала.
Обращаясь к студентам с просьбой открыть тетрадь на той или иной странице, преподаватель записывает номер этой страницы на доске.
Если студенты не пользовались рабочими тетрадями ранее, преподавателю необходимо пояснить, как работать с ними.
1. Записи в тетрадях следует делать аккуратно, кратко, самостоятельно.
2. Оценивать деятельность студента можно путем проверки выполнения заданий в тетради.
Если студент не справляется с каким-то заданием, следует предложить ему выполнить задание более простое, а затем, пояснив невыполненное задание, указать, что необходимо прочитать, выучить для его выполнения.
На сегодняшний день в российской системе образования происходят существенные изменения, меняются государственные образовательные стандарты. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, разработанные на основе компетентностного подхода. Также утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и готовятся к утверждению федеральный образовательный стандарт общего и среднего (полного) образования второго поколения.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие образования.
Проверка знаний учащихся позволяет осуществлять обратную связь между учащимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях учащихся. Проверяя и анализируя знания обучаемых, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы. В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение учащихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение учащихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения учащихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает практика, не все еще студенты, к сожалению, умеют правильно конспектировать лекции и рекомендованную литературу, накапливать в своих рабочих тетрадях необходимую учебную информацию, вести записи на консультациях, при выполнении письменных работ, подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нередко подходят к промежуточной и итоговой аттестации ”налегке” без должной отработки учебного материала, с отрывочными и бессистемными записями, что является серьезным фактором, снижающим эффективность учебно-познавательной деятельности.
Действительно, как наиболее оптимально по форме и содержанию вести рабочую тетрадь, как приводить в систему изучаемый материал, как, затрачивая меньше сил и времени, добиваться высоких результатов в обучении. Решение этих и других вопросов имеет важное значение в системе повышения качества самостоятельной работы студента – основы обучения в колледже.
В рамках выпускной квалификационной работы нами была разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Бухгалтерский учет», состоящий из семи тем.
Также были составлены методические рекомендации по составлению тестовых заданий и методические рекомендации по разработке рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет».
Необходимость создания представленной рабочей тетради для студентов СПО возникла в процессе преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет». Рабочая тетрадь оптимизирует время студента: сокращается время за счет переписывания задания, черчения таблиц, в частности журналов хозяйственной жизни, «самолетов».
Рабочая тетрадь студента непосредственно характеризует его самостоятельную учебно-познавательную деятельность, являясь индикатором систематичности и полноты отработки учебного материала, выполнения заданий и работ, как на аудиторных занятиях, так и в межсессионный период. Она может периодически проверяться преподавателем с целью контроля и оказания помощи студенту. Его заключение об уровне усвоения учебного материала и качеств самостоятельной работы является важным критериальным показателем при определении оценки студенту на зачетах и экзаменах.
Рабочая тетрадь по дисциплине способствует решению обучающих и развивающих задач и повышает продуктивность обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3инченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. № 2. 2000. С. 23-34.
Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
Аванесов B.C. Форма тестовых заданий. М., 2005.
Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. – М. 2002.
Аванесов В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. – М. 1995.
Адаптивное тестирование : учеб.-метод. пособие / Н. М. Опарина [и др]. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. – 95. : ил.
Айзенг Ю.Г. Проверьте свои способности. СПб., 1993.
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982.
Антропова М.В., Манке ГГ., Кузнецова Л.М., Бородкина ГВ. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. 1992. № 9-10. С. 23-28.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Васильева И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. № 3. 2002. С. 32-37.
Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В В Давыдова. М., 1991.
Далимов А. Тестирование были и небылицы // Alma mater «Вестник высшей школы». № 7. 2001. С. 24-30.
Интерактивные технологии в дистанционном обучении. [Электронный ресурс]: Электронное учеб.-метод. пособие – А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый, И. Е. Суковатая и др. Электрон. дан. (25 Мб). – Красноярск: ИПЦ КГТУ. 2006. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. М., 1987.
Кларин М.В. «Интерактивное обучение как инструмент профессиональной подготовки» // Магистр. № 4. 1999. С. 11-14.
Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения В.А. Красильников. – М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. – 46 с.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1985.
Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н.Б. Лаврентьева. – Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, Алт.АЭП, 1998. – 252 с.
Левицкий, А. А. Подготовка учебных материалов для использования в образовательном процессе с применением дистанционных технологий: учеб.-метод. пособие / А. А. Левицкий, А. В. Сарафанов, А. В. Толстоногов, С. И. Трегубов. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. – 43
Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?/ И.Я. Лернер. – М.: Знание, 1978. – 47 с.
М.Ивлиев М.К. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
Майоров А.И. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
Макарова Т.Д. Итоговое тестирование. Дидактика - 2000. М., 1999.
Мальцев А.В. Тестовая технология контроля знаний. Екатеринбург 1997.
Матушанский Г. Педагогическое тестирование в России // Педагогика. №2. 2002. С. 15-21.
Модульно-рейтинговая технология обучения (опыт применения в вузе и средней школе). – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1993.
Ожегов С.И. Толковый словарь языка / РАН. Институт русского язык им. В.В.Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., дополнение. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
Оконь В. Введение в общую дидактику / В.Оконь / Пер. с пол. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. – М.: Высш. шк., 1990. – 382 с.
Отчет по проекту: «Зарубежный опыт построения и актуальные проблемы развития образовательного тестирования» / Научный руководитель ГС. Ковалева. М., 2001.
Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С.И.Самыгин. –Ростов н/Д.: “Феникс”, 1998. – 544 с.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003.
Подласый И.П.. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности (http://www.elitarium.ru/2006/04/08/testirovanie_v_uchebnom_processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti.html).
Психодиагностика: теория и практика. М., 1990.
Рубинштейн СП. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. М., 1989.
Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. − 166 с.
Талызина Н.Ф. Управления процессом усвоения знаний. М., 1975.
Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., 2004.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.
Шмелев А.Г. О различных моделях использования результатов тестирования // Психология. 2004. №4. – C. 50-56
Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. 2004. №2. – C. 40-53
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие – Екатеренбург: Издательство Уральского государственного профессионального-педагогического университета - 2009
Дипломная работа выполнена мной самостоятельно, использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них