Урок "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"
Дьяченко Лариса Викторовна, учитель математики
Класс: 6
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
Развивающие: развить навыки у обучающихся вычислительных навыков, внимания, мышления, памяти.
Воспитательные: содействовать развитию у учащихся учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, фото писателя, рисунки для станции «художественная», математическое лото (презентация), карточки (Приложение 1), тест.
Литература:
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Учебник “Математика-6”
А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактический материал по математике.
Ход урока
I.Организационный этап – 5 мин
- Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел.
- Какое сейчас время года? Назовите первые признаки весны?
- Какая сегодня температура воздуха на улице? ( +4°С )
- Повышение температуры выражается положительным или отрицательным числом? (Положительным)
- А понижение температуры? (Отрицательным)
- Если сегодня температура воздуха равна +4°, то какой будет температура воздуха через двое суток, если каждые последующие сутки она будет повышаться на два градуса? (+8)
- Кто согласен с ответом поднимите руку.
II.Этап актуализации знаний обучающихся – 5 мин
- Попробуем предположить, чему же посвящен сегодняшний урок?
- Прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.
- Ребята, скажите, а где мы в практической деятельности еще можем использовать знания по нашей теме урока? (при решении задач на определение уровня воды в реке за несколько суток, задачи на движение в положительном и отрицательном направлении, в играх, когда штрафные очки выражаются отрицательными числами, а заработанные очки – положительными числами)
- Чему же мы будем учиться на уроке?
- Спасибо за ваши ответы. Да, сегодня мы обобщим и систематизируем знания по умножению и делению положительных и отрицательных чисел.
- Ребята, а что у нас принято на уроке?
Проверка домашнего задания. 2 ученика у доски № 1174, а с остальными фронтальная работа.
- Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? Это мы узнаем, ответив на несколько вопросов. Отвечаем на поставленный мною вопрос, записывая в тетради лишь первую букву ответа. Из записанных букв составим слово, которое определит вид транспорта:
- Как называются два числа, которые отличаются только знаками? (Противоположные)
- С какого числа начинается счет натуральных чисел? (с Единицы)
- Если -48 : (-8),то получится …(Шесть)
- Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют …(Координатой)
- Числа, записываемые со знаком минус, называются …(Отрицательными)
- Расстояние в единичных отрезках от начала координат до заданной точки – это…(Модуль)
- Какой вид транспорта получился? (Пешком)
III. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Станция «Сигнальная»
(Работа с карточками «+», «-»).
- Знак суммы двух отрицательных чисел.( - )
- Знак частного двух отрицательных чисел. ( + )
- Знак суммы двух чисел с разными знаками, если модуль положительного числа больше модуля отрицательного. ( + )
- Знак произведения двух чисел с разными знаками. ( - )
- Знак суммы двух чисел с разными знаками, если модуль положительного числа меньше модуля отрицательного. ( - )
- Знак произведения двух отрицательных чисел. ( + )
- Знак частного двух чисел с разными знаками. ( - )
Продолжаем наше путешествие. Ребята, давайте встанем, выйдем из-за парт и пойдем к следующей станции.
- Чтобы быть физически здоровыми, сильными нужно больше двигаться, а в наши рюкзаки мы берем хорошее настроение и знания.
- Физкультминутка.
А сейчас, ребята, проведем минут отдыха для наших глаз.
Сидя, поставьте руки на пояс. Поверните голову направо и посмотрите глазками на локоть правой руки, затем поверните голову прямо, потом налево и посмотрите на локоть левой руки и снова прямо.
Выполняем упражнение под счет.
3. Работа по группам - Станция «Вычислительная».
- Станция «Вычислительна» большая, она состоит из нескольких улиц и, чтобы мы успешно выполнили задания, будем работать в группах.
1 группа – улица «Художественная»
Сюда отправляются ребята 1 группы (6 человек).
Аристов В., Гриценко О., Саломов К., Иващенко В., Калинина С., Котова Н.
Садятся в парах за компьютер и выполняют задание:
необходимо раскрасить гномика, выполнив предварительно задания. Работают по вариантам. Полученный ответ поможет определить цвет для раскраски отдельных частей гнома.
2 группа - переходим на улицу «Строительную».
Предлагается карточка из пяти заданий. Каждое задание содержит четыре варианта ответов, один из которых – верный. Запишите номер ответа на полоске бумаги. В результате выполнения действий мы построим «заборчик» из верных ответов. Работа в группах по 3 человека.
Лобанов Н., Лобунцов С., Павлычева А., Петенко А., Петрова Т., Попов Т., Долгошеев В.
3 группа побываем на улице «Реставрационной». Вам нужно заполнить математическое лото. (Приложение1)
Вы имеете право выбрать любой из предложенных вам вариантов, найти значение выражений и закрыть карточкой число на карточке лото, соответствующее вашему ответу, перевернув ее. При правильно выполненном задании у вас получится красивый рисунок. Будем реставрировать рисунок в парах.
Степанова Ю, Сытин М., Ушакова И., Филиппов В., Шишкин Д., Щербакова В.
Внимание! Все три группы встречаются через 7 минут на площади «Домашнего задания»
IV. Этап контроля и самоконтроля.
- Но что это такое? Один человек из группы заблудился и попал на улицу «Информационную». Чтобы выйти с этой улицы он должен выполнить тест и осуществить самоконтроль.
- Выполняем работу на компьютерах – тест. Тема «Умножение и деление целых чисел», задания 1-3 на «удовл.», 1-5 на «хорошо», 1-6 на «отлично».
Проверьте себя с помощью компьютера.
Через 5 мин - самоконтроль по выполненным заданиям.
- Ребята, поднимите руку у кого получились такие же рисунки? (проверка 1 группы)
- Проверяем как построили забор. (проверка 2 группы)
- А кто допустил ошибки? На какое правило?
Повторить еще раз необходимые правила.
V. Этап - задание на дом. – 5 мин
- Итак, ребята, мы на площади «Домашнее задание».
Нам предлагаются задания по уровням. Из ряда чисел 8/9; -5/1; -¾; 3; - 15; ¼; 24 нужно составить с помощью математических знаков всевозможное количество
равенств (это на «удовлетворительно»);
равенств и сложных уравнений (на «хорошо»);
равенства, сложные уравнения и две задачи в несколько действий( на «отлично»).
Условие: использовать только один раз предложенное число.
Что необходимо знать для выполнения домашнего задания? Если забудете какое-то правило, то вам на помощь придет учебник. Откроем математику, оглавление, какие темы включены в параграф и на каких страницах мы можем найти необходимые нам правила.
VI. Этап подведение итогов урока - 5 мин.
- Наше путешествие подошло к концу.
Выставление оценок.
- Достигли ли мы нашей цели на уроке?
- Учились ли мы общаться друг с другом?
VII этап. Рефлексия – 3 мин.
- А кому из вас понравилось путешествовать?
- Какие затруднения возникли и как вы их преодолевали?