СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является создание условий для первичного формирования понятия «прямая речь». Разработка данного урока может быть полезна учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ


Программа: «Школа России»


Автор: Ф.И.О.(полностью) Щеголихина Наталья Брониславовна

Полное название образовательного учреждения: (включая регион и населенный пункт) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга Краснодарского края МО Туапсинский район

Предмет: русский язык (начальные классы)

Тема: Прямая речь

Класс: 1

Учебно-методическое обеспечение: не требуется

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: создать условия для первичного формирования понятия «прямая речь»

Задачи урока:

Образовательные

- познакомить с понятием «прямая речь»; учить распознавать предложения с прямой речью; познакомить с правилами оформления таких предложений на письме;

Развивающие

- формировать умение находить сходство и различия у объектов; формировать умение контролировать свои действия, развивать аналитические способности умение производить операции синтеза;

Воспитательные

- формирование навыков взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать); формирование мотивацию к учению и познанию

Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями

Формы организации: фронтальная, работа в парах, группах

Оборудование:

- индивидуальные карточки с текстом заданий для парной, групповой работы, самостоятельной работы;

- общеклассное: АРМ, электронная презентация


Технологическая карта урока:


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.






2.

Организационный момент

1 мин




Мотивация на работу на уроке.

Словарная работа

10 мин



Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя, приветствие:

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.



Слайд 1.

- Объясните высказывание.

- Зачем нам урок русского языка? Чему мы будем учиться на этом уроке?


Слайд 2.

- Угадайте слово.


Слайд 3.


Слайд 4.

Работа со словарным словом:

- Подберите однокоренные слова.

- Подберите синоним.

- Только ли устную речь можно назвать беседой?

- В каком случае письменную речь можно назвать беседой?

- О чем пойдет речь на уроке?

Настраиваются на работу







Мотивируют свою деятельность










Проверяют свои предположения.












Высказывают собственные мнения:

- беседовать, беседка, собеседник;

- разговор, собеседование;

- когда разговор беседующих записан на бумаге









- мотивация,

- построение высказываний, понятных собеседнику

3.

Актуализация знаний

7 мин


1. Подведение к теме урока

Слайд 5.

- Чем отличаются предложения друг от друга?

- Как называются такие предложения?

- Где можно уточнить?


2. Постановка темы, задач урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Слайд 6.

- Какую учебную задачу будем решать на уроке?

Слайд 7.


Отвечают на вопросы устно









Работают по учебнику (С. 51)



Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.






- анализ языкового материала;

- построение высказываний, понятных собеседнику;

- формулировка темы;

- постановка учебной задачи;

- работа с учебником

4.

Ознакомление с новыми знаниями

15 мин

  1. Понятие «прямая речь»

Слайд 8.

- Прочитайте предложение на слайде и попробуйте своими словами объяснить, что такое прямая речь.

- Проверьте себя по учебнику (стр. 52).


2.Распознавание предложений с прямой речью

- Какое слово указывает на прямую речь?

- Задание: выпишите слова, которые помогают распознать прямую речь (карточка 1 – Приложение 1).

- Какие ещё слова помогают распознать прямую речь?

- Дополните запись своими примерами.


Слайд 9.



3. Знаки препинания.

- Проанализируйте знаки препинания, заглавные и строчные буквы. Составьте схемы предложений с прямой речью (карточка 2, разрезные карточки – Приложение 2, 3).

- Сформулируйте свои выводы. Проверьте свои предположения по учебнику (С. 53)














Высказывают предположения


Работают с учебником


Работают по карточке в парах, проверка по эталону





Работают в группах по 4 человека, затем у доски обсуждают результат, приходят к общему заключению.


Основные схемы предложений с прямой речью вывешиваются на доску в качестве эталона.


Работают с учебником.

- анализ языкового материала;

- контроль, самоконтроль;

- формулировка выводов;

- логические операции анализа и синтеза


5.

Первичное закрепление во внешней речи

5 мин


Слайд 10.

Работают в парах

- построение высказываний, понятных собеседнику


6.

Самостоятельная работа

5 мин

- Спишите предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания. Где необходимо, употребляйте заглавные буквы (Приложение 4).


Слайд 11.

Выполняют самостоятельно, проверка по эталону с последующей самооценкой по «шкале успеха»


- контроль, самоконтроль;

- самооценка

7.

Рефлексия и самооценка

3 мин

- Выполнена ли учебная задача?


Слайд 12.


Слайд 13.

- Что вам нужно будет сделать при выполнении домашнего задания?


Соотносят цель и результат своей деятельности, ставят перспективные задачи

- анализ и самооценка результатов своей деятельности












Приложение 1.


Карточка 1 для парной работы

Выпишите слова, которые помогают распознать прямую речь.


Мишка сказал: «Я пойду сегодня в школу».

«Наверное, он соскучился по товарищам», - подумал я.

«Только ты предупреди об этом маму», - попросил мой друг.

Я взял лист бумаги и написал: «Елена Ивановна, ваш сын ушел в школу».

«Спасибо», - шепнул Мишка.

«Вот безобразие! Он же ещё не выздоровел!» - воскликнула мама, прочитав оставленную на столе записку.









Приложение 2.


Карточка 2 для групповой работы

Проанализируйте знаки препинания, заглавные и строчные буквы. Составьте схемы предложений с прямой речью с помощью разрезных карточек.


Старший молвил: «Что за диво, всё так чисто и красиво».

«Я не сержусь», - тихо молвила она.





Приложение 3.


Разрезные карточки для групповой работы



А




А








.


:

_



.


,







Приложение 4.


Карточка для самостоятельной работы


Фамилия, имя обучающегося ______________________________________________________

Дата проведения ___________________


Самостоятельная работа

Спишите предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания. Где необходимо, употребляйте заглавные буквы.


Я подбежал к нему и сказал дяденька, вот вам шляпа

Не надо, что ты прошептал Мишка

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре тайное всегда становится явным