МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Программа: «Школа России»
Автор: Ф.И.О.(полностью) Щеголихина Наталья Брониславовна
Полное название образовательного учреждения: (включая регион и населенный пункт) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга Краснодарского края МО Туапсинский район
Предмет: русский язык (начальные классы)
Тема: Прямая речь
Класс: 1
Учебно-методическое обеспечение: не требуется
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока: создать условия для первичного формирования понятия «прямая речь»
Задачи урока:
Образовательные
- познакомить с понятием «прямая речь»; учить распознавать предложения с прямой речью; познакомить с правилами оформления таких предложений на письме;
Развивающие
- формировать умение находить сходство и различия у объектов; формировать умение контролировать свои действия, развивать аналитические способности умение производить операции синтеза;
Воспитательные
- формирование навыков взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать); формирование мотивацию к учению и познанию
Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями
Формы организации: фронтальная, работа в парах, группах
Оборудование:
- индивидуальные карточки с текстом заданий для парной, групповой работы, самостоятельной работы;
- общеклассное: АРМ, электронная презентация
Технологическая карта урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. 2. | Организационный момент 1 мин Мотивация на работу на уроке. Словарная работа 10 мин | Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя, приветствие: - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Слайд 1. - Объясните высказывание.  - Зачем нам урок русского языка? Чему мы будем учиться на этом уроке? Слайд 2. - Угадайте слово.  Слайд 3.  Слайд 4.  Работа со словарным словом: - Подберите однокоренные слова. - Подберите синоним. - Только ли устную речь можно назвать беседой? - В каком случае письменную речь можно назвать беседой? - О чем пойдет речь на уроке? | Настраиваются на работу Мотивируют свою деятельность Проверяют свои предположения. Высказывают собственные мнения: - беседовать, беседка, собеседник; - разговор, собеседование; - когда разговор беседующих записан на бумаге | - мотивация, - построение высказываний, понятных собеседнику |
3. | Актуализация знаний 7 мин | 1. Подведение к теме урока Слайд 5.  - Чем отличаются предложения друг от друга? - Как называются такие предложения? - Где можно уточнить? 2. Постановка темы, задач урока. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 6.  - Какую учебную задачу будем решать на уроке? Слайд 7.  | Отвечают на вопросы устно Работают по учебнику (С. 51) Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | - анализ языкового материала; - построение высказываний, понятных собеседнику; - формулировка темы; - постановка учебной задачи; - работа с учебником |
4. | Ознакомление с новыми знаниями 15 мин | Понятие «прямая речь» Слайд 8.  - Прочитайте предложение на слайде и попробуйте своими словами объяснить, что такое прямая речь. - Проверьте себя по учебнику (стр. 52). 2.Распознавание предложений с прямой речью - Какое слово указывает на прямую речь? - Задание: выпишите слова, которые помогают распознать прямую речь (карточка 1 – Приложение 1). - Какие ещё слова помогают распознать прямую речь? - Дополните запись своими примерами. Слайд 9.  3. Знаки препинания. - Проанализируйте знаки препинания, заглавные и строчные буквы. Составьте схемы предложений с прямой речью (карточка 2, разрезные карточки – Приложение 2, 3). - Сформулируйте свои выводы. Проверьте свои предположения по учебнику (С. 53) | Высказывают предположения Работают с учебником Работают по карточке в парах, проверка по эталону Работают в группах по 4 человека, затем у доски обсуждают результат, приходят к общему заключению. Основные схемы предложений с прямой речью вывешиваются на доску в качестве эталона. Работают с учебником. | - анализ языкового материала; - контроль, самоконтроль; - формулировка выводов; - логические операции анализа и синтеза |
5. | Первичное закрепление во внешней речи 5 мин | Слайд 10.  | Работают в парах | - построение высказываний, понятных собеседнику |
6. | Самостоятельная работа 5 мин | - Спишите предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания. Где необходимо, употребляйте заглавные буквы (Приложение 4). Слайд 11.  | Выполняют самостоятельно, проверка по эталону с последующей самооценкой по «шкале успеха»– | - контроль, самоконтроль; - самооценка |
7. | Рефлексия и самооценка 3 мин | - Выполнена ли учебная задача? Слайд 12.  Слайд 13. - Что вам нужно будет сделать при выполнении домашнего задания?  | Соотносят цель и результат своей деятельности, ставят перспективные задачи | - анализ и самооценка результатов своей деятельности |
| | | | |
Приложение 1.
Карточка 1 для парной работы
Выпишите слова, которые помогают распознать прямую речь.
Мишка сказал: «Я пойду сегодня в школу».
«Наверное, он соскучился по товарищам», - подумал я.
«Только ты предупреди об этом маму», - попросил мой друг.
Я взял лист бумаги и написал: «Елена Ивановна, ваш сын ушел в школу».
«Спасибо», - шепнул Мишка.
«Вот безобразие! Он же ещё не выздоровел!» - воскликнула мама, прочитав оставленную на столе записку.
Приложение 2.
Карточка 2 для групповой работы
Проанализируйте знаки препинания, заглавные и строчные буквы. Составьте схемы предложений с прямой речью с помощью разрезных карточек.
Старший молвил: «Что за диво, всё так чисто и красиво».
«Я не сержусь», - тихо молвила она.
Приложение 3.
Разрезные карточки для групповой работы
Приложение 4.
Карточка для самостоятельной работы
Фамилия, имя обучающегося ______________________________________________________
Дата проведения ___________________
Самостоятельная работа
Спишите предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания. Где необходимо, употребляйте заглавные буквы.
Я подбежал к нему и сказал дяденька, вот вам шляпа
Не надо, что ты прошептал Мишка
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре тайное всегда становится явным