Термин | Определение |
Урок | Вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения. |
Цель | Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. |
Содержание учебного материала (СУМ) | Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися; материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников. |
Метод обучения | Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. |
Методический прием | Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. |
Форма организации познавательной деятельности (ФОПД) | Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выборов звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным. |
Фронтальная ФОПД | Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. |
Групповая ФОПД | Выполнение познавательной задачи определенной группой учащихся. |
Коллективная ФОПД | Общение учащихся в процессе обучения и динамических парах и парах сменного состава. |
Структура урока | Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. |
Программа модернизации образования определяет в качестве приоритетного компетентностный подход, основные терминологические позиции которого приведены в таблице:
Термин | Определение |
Компетентностный подход | Совокупность общих принципов определения общих целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Общие принципы заключаются в следующих положениях: Смысл (цель) образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных мировоззренческих, нравственных и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. |
Компетенция | Круг вопросов, в которых данное лицо (учащийся) обладает познаниями, опытом (иначе говоря, единицы учебной программы, составляющие как бы анатомию компетентности). |
Ключевые компетенции | Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностного и социально-значимой продуктивной деятельности. |
Ценностно-смысловая компетенция | Относится к сфере мировоззрения. Связана с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения. |
Общекультурная компетенция | Круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций. |
Учебно-познавательная компетенция | Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, владение способами деятельности. |
Информационная компетенция | Умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве. |
Коммуникативная копетенция | Знание способов социального взаимодействия, навыки работы в группе. |
Социально-трудовая компетенция | Владение опытом в сферах гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности, в сфере профессионального самоопределения. |
Компедиум личностного совершенствования | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития, формирование психологической грамотности. |
Компетентность | Способность действовать в ситуации неопределенности. Комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. |