Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Б. Чечуйка Базарно-
Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Методический семинар
« Организация внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС»
Клюквина Л.Н.
Учитель географии
МБОУ « СОШ с. Б. Чечуйка»
с. Б. Чечуйка 2017 г
Содержание
1.Введение ………………………………………………………3с.
2.Глава I. Внеурочная деятельность и её особенности рамках ФГОС..4-6с.
3.Глава II. Форма организации внеурочной деятельности
в рамках ФГОС……………………………………………………………7-8с.
4.Заключение………………………………………………………………9с.
5. Литература……………………………………………………………….10с.
6. Приложения
Введение
Добрый день . участники семинара, жюри.
Я приглашаю Вас на методическицй семинар « Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Цель семинара: Познакомить с реализацией внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Активный поиск путей трансформации школы, соответствующей новым современным требованиям жизни, стандартам второго поколения, возросшим требованиям родителей, обучащихся, вызвал интерес педагогической общественности к проблеме организации внеурочной деятельности на сегодняшний день не только в начальной школе, но и в среднем, а в скором будущем и старшем звене.
Серьезность и актуальность проблем воспитания осмыслена и на государственном уровне, о чем свидетельствует ряд программных документов, таких как: президентская инициатива «Наша Новая школа», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Особое внимание воспитанию уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».
Только при консолидации сил всех заинтересованных субъектов образовательного процесса возможно решение воспитательных задач.
Глава I. Внеурочная деятельность и её особенности рамках ФГОС
Воспитание – процесс сложный, многоплановый. Воспитание не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду деятельности, но должно охватывать и пронизывать все виды учебной, внеурочной деятельности.
Научным фундаментом организации внеурочной деятельности являются гуманистические идеи педагогики и психологии, теоретические разработки в области развивающего образования, дополнительного образования, педагогики сотрудничества, педподдержки А.Б. Воронцова, О.С.Газмана, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.В. Катуновой, С.Э. Каркалиной., Э.Г. Костяшкина, Г.Н.Кудиной,О.Е. Лебедева, З.Н. Новлянской, С.Д.Полякова, В.В.Репина, О.К. Репиной, Н.Л.Селивановой, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, Е.Н.Степанова, А.Н.Тубельского, Т.И.Шамовой, Б.Д.Эльконина и др.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) и изменениями, зафиксированными в приказе от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», в пункте 16 зафиксировано, что «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей».
Есть документ, где зафиксировано введение внеурочной деятельности и в основной школе: ПРИКАЗ № 1897. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644 17 декабря 2010 г.).
В третьем разделе этого документа «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования», в Пункте 13 прописано: «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».
Что же вкладывается в понятие «внеурочная деятельность»? Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов в методическом пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» дают следующее определение этой деятельности: «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Эти авторы, прежде всего, делают акцент на воспитательной составляющей внеурочной деятельности.
ФГОС вводит новый сегмент, внеурочную деятельность, как важнейшую сферу школьной деятельности, которая нацелена как на удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучащихся и их родителей, так и на усиление воспитательной составляющей образовательного процесса, формирование гражданской идентичности школьника. Важно заметить, что образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в основной школе организуется по направлениям развития личности (ФГОС НОО, раздел III. Пункт 19.3):
В процессе организации внеурочной деятельности важно помнить, что время, отводимое на нее, используется по желанию обучащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Безусловно, обозначенные выше направления внеурочной деятельности следует рассматривать как «содержательный ориентир» при построении соответствующих образовательных программ по внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на следующих выделенных видах внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительная,
туристско-краеведческая,
трудовая (производственная),
социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность),
художественное творчество,
познавательная,
игровая,
досугово-развлекательная (досуговое общение),
проблемно-ценностного общения,
проектная
Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность,
во-первых, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса;
во-вторых, не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной;
в-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка;
в-четвертых, все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Глава II. Форма организации внеурочной деятельности
в рамках ФГОС
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
2) выездные занятия:
- экскурсии, поездки;
- походы (в том числе культпоходы);
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Особое значение здесь приобретает опыт ребенка по взаимодействию с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Во внеурочной деятельности, я как педагог, уделяю внимание и работаю по следующим видам деятельности
Социальное – Акция « Сохраним родники»
Социально-добровольческая деятельность- Операция « Обелиск»
Поблемно- ценностного общения « Встречи с тружениками тыла в рамках проекта « Моя малая Родина»
Трудовая « Благоустройство школьной территории и территории села»
Вопрос, связанный с выбором соответствующих форм деятельности также важен и в процессе разработки программы внеурочной деятельности. Правильное понимание этой взаимосвязи поможет педагогу:
разрабатывать программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате;
подбирать формы, гарантирующие достижение результатов определенного уровня;
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
оценивать качество программ внеурочной деятельности, по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.
Заслуживает особого внимания и проблема оценивания результатов во внеурочной деятельности. Осуществляя воспитательный процесс, педагог ориентирован на получение результата как воплощения задуманных, заявленных целей.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Особо следует отметить проектную деятельность обучающихся. На данный момент в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету « Географическое краеведение» в 6 классе идет работа над проектом.
Тема: Природа Базарно- Карабулакского района района
Цели: 1. Развивать знания о природе своей малой Родины.
2. Развивать умения творчески решать поставленные задачи.
Задачи:
Сформировать умение проводить самостоятельный поиск информации.
Развивать знания о живой природе России, Саратовской области, Базарно-Карабулакском районе районе.
Развивать знания о экологической ситуации Саратовской области.
Развивать интерес к изучению природы родного края.
Воспитывать уважение к природе края.
Выход этого проекта промежуточная аттестация в конце учебного года в условиях реализации ФГОС
Заключение
Таким образом, рассмотрение вопроса об особенностях организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС позволяет сделать некоторые заключения. Эффективная организация внеурочной деятельности в основной школе будет способствовать решению ряда важнейших воспитательных задач, в том числе гражданской идентичности. Профессиональный подход к определению воспитательных результатов внеурочной деятельности позволит поднять воспитательный процесс в школе на более высокий уровень, а внеурочную деятельность поставить на одну ступень с классно- урочной системой образования.
Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных обучащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.
Литература:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В Григорьев., П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Организация внеаудиторной деятельности: /Н.А. Полякова. – Саратов: Изд-во: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009.
Поляков С.Д. Технология воспитания: Учеб.-метод. Пособие. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.