СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации о взаимодействии детского объединения с семьей на основе семейного творчества.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны для педагогов для использования в работе с родителями воспитанников

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации о взаимодействии детского объединения с семьей на основе семейного творчества.»



Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина  ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области


Методические рекомендации

о взаимодействии детского объединения

с семьей на основе семейного творчества.







Разработчик:

педагог дополнительного образования

СП «Прометей» ГБОУ СОШ № 2

им. В.Маскина ж./д. ст.Клявлино

Самарской области

Клыкова Ирина Леонидовна

ст. Клявлино

2017г.



Оглавление:

  1. Введение - 2



  1. Основная часть – 5



  1. Заключение – 8



  1. Список литературы – 9



  1. Приложения - 10

1.Введение

Дополнительное образование детей – особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время ребёнка с учётом его интересов и потребностей. Оно является одной из составляющих сфер образования, которая учитывает все факторы, влияющие на воспитание, развитие и формирование личности ребёнка. Многие известные люди говорят о том, что толчком для становления их, как профессионалов в своей деятельности, они считают свои детские увлечения, заинтересованность, которую подарили им педагоги дополнительного образования, знания, полученные на занятиях «кружков и секций» в домах детского творчества, спортивных школах. Современные родители прекрасно об этом знают и стремятся приучить ребенка с пользой проводить свободное время. Именно поэтому семья и учреждения дополнительного образования заинтересованы во взаимодействии, они дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. Сплотить детей и родителей, сделать их активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача педагогов дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования находятся в постоянном поиске разнообразных форм взаимодействия с родителями, которые бы наиболее полно удовлетворяли запросам детей и родителей, бабушек и дедушек, могли наиболее интересно организовать досуг, повысить уровень педагогической культуры. Они уверены, что позитивные изменения в воспитании и личностном развитии ребёнка произойдут только при совместном усилии педагогов и родительской общественности. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Во многих регионах России, в том числе и в Самарской области, семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Актуальность. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Значимость. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в учреждении дополнительного образования важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата воспитанника, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с воспитанниками и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Данные рекомендации предназначены для учителей, педагогов дополнительного образования, с целью создать эффективную систему работы с родителями воспитанников. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.



Цель: Оказание методической помощи в формировании организованной системы взаимодействия «Педагог - воспитанник - родитель» в процессе воспитания и развития личности ребенка через организацию совместной деятельности на основе семейного творчества.

Задачи: - показать системный подход в работе педагога с родителями через совместную деятельность воспитанников и родителей на примере работы детского объединения «Экодизайн» и клуба «Вместе – дружная семья»;

- познакомить с основными направлениями и формами работы;

- предоставить педагогам необходимый дидактический и диагностический материал.

Ожидаемые результаты.

Овладение опытом предлагаемой методики может стать основой для сплоченности детского коллектива и семьи, где каждый может проявить себя в новой роли, почувствовать ценность и радость от совместно проведенного времени в обстановке праздника, совместной деятельности; может способствовать повышению мотивации воспитанников к познавательной и практической деятельности. Активное участие родителей в делах детского объединения – это неоценимая помощь педагогу в организации и непосредственно в самих массовых мероприятиях, на занятиях. Кроме этого, методика дает возможность повысить удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности детей, психологическим климатом в коллективе, достижениями воспитанников, качеством образовательно-воспитательного процесса.

2.Основная часть.

При взаимодействии с семьей данная методика призвана выполнять следующие функции:

-Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном, творческом процессе;

-Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

-Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

-Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.


Основные направления деятельности:

1. Диагностическая работа.

Диагностическая работа предполагает изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию и развитию своих детей, позволяет педагогу ближе познакомиться с родителями, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов: наблюдение, беседа, анкетирование родителей и воспитанников, блиц-опросы, тестирование родителей («Хорошие ли вы родители?»  «Умеете ли вы воспитывать детей?»  «В чем талантлив ваш ребенок?») и детей («Наедине с самим собой» (об отношениях с родителями).  «Познай себя» (диагностика особенностей темперамента, эмоциональной сферы). Кроме этого проводится исследование творческих способностей воспитанников, исследование социальной компетентности детей, уровня комфортности, изучение степени самореализации воспитанников, межличностные отношения в семье.

2. Педагогическое просвещение родителей.

Педагогическое просвещение родителей происходит как в традиционных формах:

- родительские собрания;

- родительский всеобуч;

- лектории;

- диспуты;

- дискуссии;

- консультации;

- тренинги и т.п.;

так и с использованием ИКТ:

- сайт образовательного учреждения, детского объединения;

- скайп (Skype);

- блог;

- социальная сеть;

- электронная почта;

- Вайбер (Viber); 

- WhatsApp).

3.Работа семейного клуба и мастерских, создание системы массовых мероприятий с активным участием родителей, выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Это направление деятельности  помогает родителям гармонизировать детско-родительские отношения, приобщиться к интересам ребёнка, способствует открытию во всех членах семьи скрытые таланты, организует совместный семейный досуг. Родители поддерживают творческие начинания детей и тем самым увеличивают обоюдный шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности. Родители становятся не болельщиками и наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

В моем детском объединении «Экодизайн» действует семейный клуб «Вместе - дружная семья».

Формы работы клуба самые разнообразные:

  • совместные творческие и социальные проекты «Помощь многодетной семье», «День Победы» и др.;

  • семейный клубный день  по интересам «Традиции в нашей семье» и т.д.;

  • фестивали семейного творчества «Мир наших увлечений»;

  • дни успехов «Радуга возможностей»;

  • дни здоровья «Крепкая семья – здоровая семья»;

  • походы выходного дня;

  • совместные  традиционные мероприятия («Посвящение в юные дизайнеры» «Папа может», «Никого нет милее мамы» и т.д.);

  • выставки творческих работ «Наше увлечение»; выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

  • мастер-классы (мастерская для мам, пап и детей (подарок маме к 8 Марта, к другим праздничным датам, новогодние сюрпризы и т.д.).

  • тематические мероприятия;

  • семейные конкурсы («Загляните в семейный альбом», конкурс портфолио «Эстафета семейного успеха» и  т. д).

  • отчетная выставка «Зажги свою звезду»;

  • фотовыставки из семейных архивов «Семейный эрмитаж»;

благотвори тельные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья,

  • встречи многодетных семей,

  • ярмарка-распродажа поделок,

  • экскурсии на предприятия, где работают родители воспитанников.

В работе с родителями и детьми важно предусмотреть наличие морального поощрения (благодарственные письма родителям за хорошее воспитание и развитие ребенка, активное участие в жизни детского объединения, клуба, почетные грамоты и дипломы, поздравление родителей с календарными праздниками и т.п.) и материального поощрения (призы, подарки, благодарности).

Ежегодно в конце учебного года целесообразно проводить конкурсы по номинациям: «Самая активная семья»; «Самая интеллектуальная семья»; «Самая спортивная семья»; «Самая творческая семья»; «Самая музыкальная семья» и др.

3.Заключение.

Очень важно, к каким результатам мы придем в конце совместной деятельности. Именно поэтому на протяжении всего периода нашего общения с детьми и их родителями, мы и работаем в модели – результативное взаимодействие.

Критерии эффективности работы педагога с родителями:

- сформированность интереса к личностному развитию ребенка, к воспитательной деятельности;

- сформированность положительного отношения к объединению, коллективу, восприятие его престижности, необходимости;

- сформированность понимания сильных и слабых сторон своего ребенка; уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в творчестве, саморазвитии.

Педагог старается помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений: «Какие интересные у нас Дети! Как интересно они развиваются! Какие интересные вещи с ними происходят! Как интересно за ними наблюдать! Как интересно помогать им преодолевать трудности!». Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие родителей, детей и педагогов.

4.Список литературы

  1. В диалоге с семьей. Cерия «Ребенок, семья, общество, творчество»,

СПбГДТЮ., - 2004.

2. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для /кл. руководителей и воспитателей / Л. Маленкова.-М.:/Пед.об-воРоссия,2000.

3. Педагогическое сопровождение семейного воспитания /Под. ред.

Волжиной О.И.-изд. КАРО, М.,2005.

4. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе М.:Центр «Педагогический поиск».- 2004.

5. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион

методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

7. Классный руководитель № 8, 2007. Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102.
8. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков, 2004.
9. Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2009.

10.Интернет - ресурсы

 

4.Приложения

Приложение № 1

Методика изучения удовлетворенности родителей работой детского объединения

Цель исследования – изучение мнения родителей воспитанников о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.

Задачи исследования:

  1. Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении.

  2. Определить, насколько удовлетворены родители воспитанников отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

  3. Выявить эмоциональное отношение родителей к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском творческом объединении.

Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.

Уважаемые родители!

Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы в детском объединении и взаимодействия педагога и родителей.

Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагога по улучшению воспитательной работы в детском объединении.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха!

  1. Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в детском объединении?

А) да, постоянно

Б) да, эпизодически

В) нет, не участвовал

Г) затрудняюсь ответить

2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в детском объединении?

А) в основном нравятся

Б) нравятся, но не во всем

В) в основном не нравятся

Г) затрудняюсь ответить

3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?

А) в основном удовлетворительные

Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет

В) в основном неудовлетворительные

Г) затрудняюсь ответить

4. Что Вас привлекает и не привлекает в работе детского объединения?

__________________________________________________________________

5. Ваши предложения по организации творческих, воспитательных и праздничных мероприятий.

__________________________________________________________________






Приложение № 2

Анкета для родителей

  1. Часто ли должны проводиться родительские собрания?

  2. Все ли родительские собрания вы посещаете?

  3. Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?

  4. Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?


Приложение № 3

Правила

педагогической этики во взаимодействии и родителями воспитанников


  1. Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.

  2. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

  3. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

  4. Умейте слушать и слышать, станьте собеседником.

  5. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

  6. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

  7. Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Приложение № 4

ТЕСТ “Хорошие ли мы родители?”

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?

За ответ да = 2 очка;
За ответ иногда = 1 очко;
За ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Источник ALL FOR CHILDREN

Приложение № 5


Советы родителям

1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
2. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми.
3. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
4. Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
5. Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
6. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
7. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
8. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
9. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
10. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
11. Признавайте права ребенка на ошибки.
12. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
13. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
14. И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет, постоянно слыша упреки, у него формируется чувство вины.
Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Приложение № 6


Диагностическая диаграмма

«Эмоциональная удовлетворенность школьника»


Инструкция: используя 10-балльную шкалу (10 – высшая оценка; 1 – низшая; 0 – полное отсутствие данного проявления), школьнику предлагается оценить, в какой мере ему свойственны данные проявления.


10








9








8








7








6








5








4








3








2








1








0








Сила

Здоровье

Успехи

Друзья

Семья

Счастье

Учеба

Способности


Обработка данных:

выбранные оценки отмечаются на вертикальных линиях и соединяются между собой. Полученная линия представляет диаграмму эмоциональной удовлетворенности личности, индивидуального восприятия школьником выделенных ценностей собственной жизни. Линия в пределах оценок:

- 7-10 баллов = оптимистическое, жизнерадостное самочувствие

- 0-4 балла = показатель либо низкой эмоциональной удовлетворенности и пессимизма, либо сниженной самооценки и повышенной критичности, либо жизненных разочарований школьника

Приложение № 7


Тест для родителей

«Отношение родителей к ребенку»


Инструкция:

Уважаемые родители! Если Вы не согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.


Вопросы диагностики:

  1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

  2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует.

  3. Современные школьные программы чересчур сложны.

  4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

  5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

  6. Наивная непосредственность – это, скорее всего, достоинство детского возраста, а не недостаток.

  7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампочка-ночник.

  8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

  9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

  10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

  11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.

  12. В детстве всем необходимы занятия спортом.

  13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.

  14. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

  15. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.


Подсчитайте полученные баллы:

15-20 баллов.

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована Вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастает и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.


8-14 баллов.

Отец: В воспитании ребенка существует некоторая отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше Вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.





Приложение № 8

Методика изучения партнерских взаимоотношений с ребенком

(автор – У.Г.Егорова)


Оцените Ваши умения в сфере общения с ребенком с помощью специально разработанной анкеты по следующей шкале:

«1» – очень удовлетворены;

«0» – удовлетворены;

«-1» - крайне не удовлетворены.

Обведите кружком Ваш ответ.


Умения

Баллы

1.Устанавливать отношения равенства с ребенком

1 0 -1

2. Гибко переключаться с одного стиля общения на другой

1 0 -1

3. Использовать средства невербальной коммуникации (мимика, жесты)

1 0 -1

4. Высказывать одобрение, фиксировать успех ребенка

1 0 -1

5. Обмениваться впечатлениями

1 0 -1

6. Обмениваться мнениями

1 0 -1

7. Просить ребенка высказывать желания

1 0 -1

8. Принимать помощь ребенка

1 0 -1

9. Находить компромисс и выносить решение

1 0 -1

10. Оказывать необходимую ребенку помощь и поддержку

1 0 -1

11. Управлять инициативой в общении с ребенком

1 0 -1

12. Побуждать ребенка к самостоятельности

1 0 -1

13. Приглашать к сотрудничеству

1 0 -1

14. Использовать средства вербальной коммуникации в общении с ребенком

1 0 -1

15. Соотносить свое поведение с поведением ребенка

1 0 -1


Система оценки: «от -15 до -5» – низкий уровень; «от -4- до 4» - средний; «от 5 до 15» – высокий уровень сформированности партнерских отношений с ребенком







Приложение № 9

Анкета для родителей «Внутрисемейные взаимоотношения»


Уважаемые родители! Данная анкета позволит определить особенности взаимоотношений в Вашей семье. Надеемся на объективность и искренность!

  1. Укажите данные о себе:

ФИО ________________________________ состав семьи ______________


  1. Согласованы ли у Вас в семье требования к взрослым? (нужное подчеркнуть):

а) да;

б) нет;

в) иногда


3. Знаете ли Вы друзей своих детей, особенности их интересов?

а) да, знаю всех друзей;

б) нет;

в) некоторых.


4. Дайте характеристику своих отношений с детьми (одно из утверждений):

а) спокойные, ровные, доверительные;

б) требовательные;

в) не терпящие возражений.


5. Доверяют ли Вам дети, делятся ли секретами?

а) да;

б) нет;

в) иногда.


6. Возникают ли конфликтные ситуации в Вашей семье, связанные с воспитанием детей?

а) очень часто;

б) иногда;

в) никогда.


7. Какими путями Вы разрешаете конфликтные ситуации?

а) наказываю физически;

б) запрещаю заниматься любимым делом;

в) советуюсь с воспитателем группы продленного дня, учителем

г) действую по интуиции;

д) другое ___________________________


Критерии оценки:

Да (5 баллов)

Нет (0 баллов)

Иногда (1 балл)

Вопрос № 6 получает следующую оценку: а) 0 баллов; б) 1 балл; в) 5 баллов.

Вопрос № 7 получает следующую оценку: а) 0 баллов; б) 1 балл; в) 5 баллов; г) 1 балл


Уровни оценки внутрисемейных взаимоотношений:

25-30 баллов – высокий уровень внутрисемейных взаимоотношений, характеризующийся положительными тенденциями.

20-24 балла – средний уровень внутрисемейных взаимоотношений, требующий некоторой коррекции.

19-10 баллов – низкий уровень внутрисемейных взаимоотношений, требующий существенной коррекции.


Приложение № 10


Анкета «Стиль семейного воспитания»


Инструкция: Уважаемые родители, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Для этого просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо выбрать наиболее для Вас предпочитаемый вариант ответа из четырех предложенных.


Вопросы:

1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека: наследственностью или воспитанием?

А – Преимущественно воспитанием.

Б – Сочетанием условий задатков и условий среды.

В – Главным образом, врожденными задатками.

Г – Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.


2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А – Это игра слов, софизм, имеющий мало отношений к действительности.

Б – Абсолютно с этим согласен.

В – Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г – Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.


3. Какое из суждений о воспитании детей Вы находите наиболее удачным?

А – «Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться» (Эдгар Хоу)

Б – «Цель воспитания научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве)

В – «Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер)

Г – «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Фуллер)


4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А - Меня никто этому не учил, и их жизнь сама научит

Б – Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В – Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г – Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.


  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А – Если попросит, то можно дать.

Б – Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В – Целесообразно выдавать некоторую сумму денег на определенный срок (на неделю, на месяц и т.п.), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г – Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.


  1. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?

А – Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б – Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.

В – Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.

Г – Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.


  1. Как Вы относитесь к сквернословию ребенка?

А – Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б – Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В – Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г – Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.


  1. Сын-подросток хочет провести выходные на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы Вы его?

А – Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших.

Б – Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В - Он вполне разумный человек, чтобы самому принять решение. Хотя конечно в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г – Не вижу причины запрещать.


9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?

А – Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б – Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В – Расстроюсь.

Г – Попробую разобраться, что его побудило солгать.


10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?

А – Безусловно.

Б – Стараюсь.

В – Надеюсь.

Г – Не знаю.


Обработка результатов:


Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

АВТОРИТЕТНЫЙ

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

АВТОРИТАРНЫЙ

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г


Интерпретация полученных данных:

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь вероятно идет о каком-то противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль: Вы осознаете свою роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль: Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительною, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

Либеральный стиль: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный («попустительский) стиль: Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большое участие и поддержку с Вашей стороны!




4