Методические рекомендации в помощь руководителю предметного методического объединения в школе
Составитель : Антипова К.Р.,
учитель обществознания,
МБОУ СОШ 68
Краснодарский край
Г. Белореченск
Титульная страница содержит:
Лист согласования и утверждения.
Подписывается директором, завучем, закрепляется печатью.
Перечень содержимого папки
- 1. Пояснительная записка
- 2. Перечень документов, необходимых для успешной и творческой работы
- 3. Методическая служба
- 4. Планирование работы, виды планирования
- 5. Положение о методическом объединении
- 6. Сведения о педагогах МО
- 7. Результаты деятельности МО за прошедший учебный год
- 8. План работы МО на текущий год
- 9. Формы заседаний МО
- 10. Самообразование
- 11. Творческие микрогруппы учителей
- 12. Методическая копилка
Перечень документов, необходимых для успешной и творческой работы:
- Приказ об открытии МО.
- Приказ о назначении на должность председателя методического объединения.
- Положение о методическом объединении.
- Функциональные обязанности учителей МО.
- Анализ деятельности МО за прошедший год.
- Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
- План работы МО на текущий учебный год.
- План-сетка работы МО на каждый месяц текущего учебного года.
- Банк данных об учителях МО: количественный и качественный состав (образование, специальность, общий стаж и педагогический, квалификационная категория , награды, звания). В МО учителей-предметников добавляется графа "Преподаваемый предмет".
- Сведения о темах самообразования учителей МО.
- План-график аттестации учителей МО на текущий учебный год.
- План-график повышения квалификации учителей МО на текущий учебный год.
- График административных контрольных работ.
- График проведения открытых уроков учителями МО.
- График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр, мастер-классов и т.д. в МО на текущий учебный год.
- План работы с молодыми и вновь прибывшими учителями в МО.
- План проведения предметной недели.
- Информация об образовательных программах и их УМК, реализуемых в данном учебном году.
- Внутришкольный контроль (экспресс, информационные и аналитические справки, диагностика).
- Протоколы заседаний МО.
- План работы творческих групп
Планирование работы, виды планирования.
Планирование в значительной мере предопределяет результат методической работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений в организации методической работы.
Классификация планов
По охвату содержания:
- Комплексный (общий) – планируется методическая деятельность во всех ее направлениях и видах
- Тематический – подробно планируется одно направление или вид деятельности
(например, план работы с начинающими педагогами);
- Предметный (конкретный) – планируется одно конкретное мероприятие (план проведения
семинара, деловой игры и т.д.)
По длительности планирования :
- Долгосрочный (перспективный) – от 3 до 5 лет – наименее конкретный вид плана
- Среднесрочный – 1-3 года – самый распространенный годовой план методической работы
- Краткосрочный – п лан ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий
период времени (четверть, месяц). Такие планы содержат конкретную деятельность по подготовке текущего мероприятия;
- Оперативный – планируются самые ближайшие действия (на день, на неделю)
В зависимости от субъекта планирования:
- Индивидуальный план работы педагога (руководителя, методиста и т.д.);
- Коллективный – к планированию привлекается весь педагогический коллектив учреждения образования (методический актив района). Одно из самых распространенных противоречий в организации методической работы – это несоответствие между теми, кто планирует, и теми, кто будет участвовать в реализации плана. Поэтому, планирование должно носить коллективный характер.
По масштабу планирования:
- план методической работы района;
- план методической работы образовательного учреждения;
- планы структурных подразделений (методических объединений, проблемных групп, школы начинающего педагога и т.д.).
- Любое планирование начинается с определения цели (целей), т.е. результата, который необходимо получить. Однако далеко не каждый ожидаемый результат может быть отнесен к понятию цели. Ожидания могут быть мечтами, фантазиями и намерениями, которым никогда не суждено сбыться.
- Цель методической работы – это прогнозируемый результат , который соответствует потребностям и возможностям педагогического коллектива, определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).
- Если цель реальна, она вызывает у педагогов активность, мотивирует, побуждает к деятельности.
Основные направления методической работы, которые необходимо учитывать при планировании
- работа с нормативными документами;
- реализация общешкольной методической темы,
- диагностическая работа;
- экспертно-аттестационная работа;
- обобщение опыта работы педагогов;
- работа с молодыми и начинающими педагогами в форме наставничества;
- организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т.д.;
- организация различных конкурсов, смотров;
- апробация учебников и УМК нового поколения;
- методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
- работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства;
- анализ деятельности методической службы.
Задачи методической работы:
- оказание помощи учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в развитии современного стиля педагогического мышления.
- изучение и внедрение передового педагогического опыта.
- ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя.
- непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства.
- включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность.
- оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются.
- достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.
Примерные цели деятельности методического объединения:
- повышение теоретического, методического, профессионального мастерства учителя.
- вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности;
- изучение нормативно-правовых документов по организации образовательного процесса в начальной школе;
- эффективное использование в деятельности МО программных документов.
- изучение достижений положительного педагогического опыта и достижений педагогической науки и практики;
- развитие творческого потенциала педагогов средствами;
- развитие у педагогов способности к рефлексивной оценке своих достижений;
- формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры;
- развитие положительной профессиональной мотивации учителя в стремлении к профессиональному росту;
- развитие коммуникативной культуры педагога;
- организация работы педагогов по развитию индивидуальных умений учащихся на всех этапах урока;
- формирование рефлексивной культуры учителя;
- формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке;
- повышение эффективности урока на всех этапах обучения в школе.
В папке предметного мо содержится:
тексты внутришкольных олимпиад по предметам, объявления о дистанционных олимпиадах, конкурсах.
Протоколы школьной олимпиады.
Отчет по внутришкольной олимпиаде.
Ксерокопии грамот и дипломов учащихся.
- Декада(неделя) предметов:
-план декады;
-отчет по декаде(неделе).
сравнительный анализ по учителям МО в виде таблицы или диаграммы .
Мониторинг учителей по четвертям:
отслеживаются результаты каждого учителя в течении учебного года, информация отражается в диаграммах.
Анализ по каждому пробному тестированию.
Мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся.
-диаграммы по предметам, учителям;
- сравнительный анализ.
Работа с одаренными учащимися:
список, график работы, перспективный план;
Работа со слабоуспевающими учащимися:
список, график работы.
Каждый учитель пишет справку по работе со слабоуспевающими детьми.
Проекты, конкурсные работы по предмету с указанием данных участников.
Взаимопосещение уроков:
заполняется ежемесячная форма, в которой регистрируется: ФИО, дата посещения, у кого посетил урок, класс, предмет, тема урока, анализ урока.
Достижения учителей.
Фиксируется в таблице за межаттестационный период (5 лет).