СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине Информатика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания посвящены организации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» и состоит из следующих разделов: 

Введение

Тематический план и содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Методика выполнения самостоятельной работы

Оформление самостоятельной работы

Литература

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине Информатика»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Сальский аграрно-технический колледж»



,







Методические указания

по выполнению внеаудиторной

самостоятельной работы



дисциплины ИНФОРМАТИКА



по специальности: 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции























Гигант

2016


Рассмотрено на заседании

Предметной (цикловой) комиссии

математических, общих естественнона-учных дисциплин

Протокол № ___ от _________ _____ г.

Председатель: Е. П. Кудрявцева




УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

И. А. Хара





.









Разработчик:

Харченко Елена Ивановна, преподаватель ГБПОУ РО «САТК»

Рецензент:

Калашникова Галина Ивановна, преподаватель ГБПОУ РО «САТК»

Аннотация

На методические указания по организации внешней самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика».

Объем работы 20 страницах машинописного текста.



Методические указания посвящены организации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» и состоит из следующих разделов:

  1. Введение

  2. Тематический план и содержание внеаудиторной самостоятельной работы

  3. Методика выполнения самостоятельной работы

  4. Оформление самостоятельной работы

  5. Литература

Во введении раскрывается цель самостоятельной работы студентов, представлены виды заданий самостоятельной работы.

В разделе «Методика выполнения самостоятельной работы» приводятся порядок выполнения работы, требования, сроки выполнения работы, формы и методы контроля, критерии оценки самостоятельной работы.

В разделе «Оформление самостоятельной работы» приводятся требования при написании реферата (доклада), вид оформления титульного листа реферата, стандарт при оформлении реферата.

В конце приводится список литературы.



Содержание



Введение

5

Тематический план и содержание внеаудиторной самостоятельной работы

6

Методика выполнения самостоятельной работы

7

Приложения

13

Приложение А – требования при написании реферата (доклада)

14

Приложение Б – вид титульного листа реферата

15

Приложение В – стандарт оформления реферата

16

Приложение Г – правила оформления компьютерных презентаций

17

Литература

20





Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа студента выполняется во внеурочное время. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования определен объем времени для самостоятельной работы и каждый студент выполняет творческую работу. Внеаудиторная самостоятельная работа проводится со следующими целями:

  • Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • Углубление и расширение теоретических знаний;

  • Развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • Развития исследовательских умений.

В ходе выполнения творческой работы для овладения знаниями студент может использовать следующие виды задания:

для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

  • составление плана текста:

  • графическое изображение структуры текста;

  • конспектирование текста;

  • выписки из текста;

  • работа со словарями и справочниками;

  • ознакомление с нормативными документами;

  • учебно-исследовательская работа;

  • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

Самостоятельная работа выполняется в соответствии с предъявленными к ней требованиями и дается в установленные сроки.



Тематический план и содержание

внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование

разделов, тем

Трудоемкость,

часы

Содержание работы

Реализация

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология

2



Тема 1.1.«Технологии обработки информации, управления базами данных и компьютерные коммуникации»

2

основные возможности текстовых редакторов, Виды топологии компьютерных сетей; этапы развития информационных технологий

работа с текстом

Раздел 2 Программное обеспечение вычислительной техники, базовые системные программ­ные продукты

9



Тема 2.1. «Операционная система Windows»

6

Базовые элементы ОС Windows; операции с каталогами и файлами; Инсталляция программ

работа с текстом

Тема 2.2. «Защита ин-формации от несанкцио-нированного доступа. Антивирусные средства защиты информации»

3

Способы защиты информации; Способы профилактики компьютерных вирусов

презентация

Раздел 3. Пакеты прикладных программ

22



Тема 3.1 Текстовый процессор MS Word

7

возможности работы текстового редактора; отличие текстового редактора от текстового процессора

подготовка кон-спектов, подготовка к тестовому контролю знаний

Тема 3.2 Электронная таблица MS Excel

6

Основные возможности электронной таблицы

работа с текстом

Тема 3.3 База данных MS Access

5

Основные возможности базы данных

работа с текстом

Тема 3.4 «Электронная презентация MS Power Point».

4

Операции в программе

работа с текстом

Раздел 4 Компьютерные вычислительные сети и сетевые технологии обработки информации

5



Тема 4.1. «Информационно-поисковые системы»

5

Работа сети Интернет в режимах Online (www) и Offline (e-mail).

презентация

Итого по дисциплине

38






Методика выполнения самостоятельной работы


Самостоятельная работа №1

Тема: «Технологии обработки информации, управле­ния базами данных и компьютерные комму­никации».

Цель работы:

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • развитие исследовательских умений;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Задание:

Написать доклады по темам:

  1. Перечислить основные возможности текстовых редакторов семейства MS Word.

  2. Виды топологии компьютерных сетей и их краткая характеристика.

  3. Основные этапы развития информационных технологий.

Время на выполнение задания: 2 часа (1 час на 2 занятия)

Порядок выполнения работы:

  1. ознакомьтесь с рекомендованной или дополнительной литературой;

  2. найдите и изучите вопросы, коротко, но полно осветите темы в докладах;

Требования к работе:

      • эстетическое и художественное оформление;

      • объем и содержание докладов.

Литература:

Изучите Л – 1, с. 35-77.

Сроки выполнения: январь.

Форма и метод контроля: в письменной, с представлением продукта творческой деятельности студента.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

  • обоснованность и четкость изложения материала.


Самостоятельная работа №2

Тема: «Операционная система Windows»

Цель работы:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Задание:

Написать доклады по темам:

1. Базовые элементы ОС Windows: рабочий стол, панель задач, пиктограмма, ярлык, ката­лог, файл, стандартные программы, панель управления, работу в программах «Мой компьютер» и «Проводник».

2. Основные операции, выполняемые с каталогами и файлами.

3. Инсталляция программ.

Время на выполнение задания: 6 часов (по 1 часу за 6 занятий)

Порядок выполнения работы:

  1. ознакомьтесь с рекомендованной или дополнительной литературой;

  2. найдите и изучите вопросы, коротко, но полно осветите темы в докладах;

Требования к работе:

      • эстетическое и художественное оформление;

      • объем и содержание докладов.

Литература:

изучить Л – 2, 168-213

Сроки выполнения: февраль.

Форма и метод контроля: в письменной, с представлением продукта творческой деятельности студента.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

  • обоснованность и четкость изложения материала.


Самостоятельная работа №3

Тема: «Защита информации от несанкцио­нированного доступа. Антивирусные средства защиты информации»

Цель работы:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Задание:

Подготовить презентации по темам: «Способы защиты информации», «Способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними».

Время на выполнение задания: 3 часа

Порядок выполнения работы:

  1. выбрать тему;изучить материал по тематике;

  2. составить план презентации;

  3. подобрать картинки и рисунки, видеоролики по заданной теме;

  4. оформить презентацию в соответствии с Приложением 1;

  5. записать презентацию на флеш-носитель.

Требования к работе:

правильность выбранного материала;

  • представить презентации в электронном виде на флеш-носителе, через электронную почту или дисках;

  • творческий подход к выполнению работы.

Литература:

изучить журналы, материалы Интернет

Сроки выполнения: февраль

Форма и метод контроля: в электронном, с представлением продукта творческой деятельности студента.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.


Самостоятельная работа №4

Тема: Текстовый процессор MS WORD

Цель работы:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Задание:

Написание конспектов по темам:

  1. Режимы работы в программе и меню команд, команды создания и сохранения тексто­вого документа, выбора шаблона страницы и их сочетания в одном документе.

  2. Приёмы редактирования и форматирования текстовых документов, оформление абза­цев, работу со шрифтами.

  3. Команды по созданию, форматированию и редактированию таблиц.

  4. Изучить приёмы создания сложных документов, преобразования теста в таблицу и таб­лицы в текст.

  5. Приёмы создания многоуровневых списков и колончатого текста, с переходами к раз­ному количеству колонок на одной странице.

  6. Команды работы с графическими объектами, редактором формул, автооглавлением, гиперссылками в текстовом документе.

Время на выполнение задания: 7 часов (по 1 часу за 7 занятий)

Порядок выполнения работы:

    1. По дополнительной или рекомендованной литературе изучите вопросы о возможностях работы текстового редактора

    2. Законспектируйте основные моменты материала;

    3. сравните, чем отличается текстовый редактор от текстового процессора

Требования к работе:

    • полнота освещения темы;

    • аккуратность при оформлении конспекта.

Литература:

изучить Л – 3, с. 44-89, Л – 4, с. 484-497

Сроки выполнения: март.

Форма и метод контроля: в письменной, с представлением продукта творческой деятельности студента.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

  • творческий подход к выполнению работы.

  • уровень освоения студентом учебного материала


Самостоятельная работа №5

Тема: «Электронная таблица MS Excel»

Цель работы:

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • развитие исследовательских умений;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Задание:

Написание рефератов по темам:

  1. Основные режимы работы программы, маркеры курсора, типы данных, меню команд, способы форматирования и редактирования таблиц и данных.

  2. Использование абсолютных, относительных и смешанных ссылок формул для выполне­ния вычислительных расчётов с копированием формул по строкам и столб­цам.

  3. Способы формирования формул и функций для выполнения вычислительных расчё­тов.

  4. Способы использования и формирования логических функций.

  5. Способы создания и редактирования диаграмм для табличных данных.

  6. Использование мастера функций.

Время на выполнение задания: 6 часов (по 1 часу за 6 занятий)

Порядок выполнения работы:

    1. по теме подберите дополнительные источники литературы или воспользуйтесь Интернетом;

    2. переработайте информацию и изложите вопрос темы, подкрепляя его рисунками, таблицами или графиками.

Требования к работе:

  • представить реферат на листах формата А4;

  • оформить в соответствии со стандартами;

  • количество страниц не менее 6;

  • указать источники литературы;

  • творческий подход к выполнению работы.

Литература: журналы, Интернет.

Сроки выполнения: апрель.

Форма и метод контроля: в письменной, с представлением продукта творческой деятельности студента.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

  • обоснованность и четкость изложения материала.


Самостоятельная работа №6

Тема: «База данных MS Access»

Цель работы:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Задание:

Написать доклады на тему:

  1. Автоматизация работы с данными при помощи макросов.

  2. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных.

  3. Сортировка информации. Скрытие полей и записей.

  4. Автоматизация работы с данными при помощи программных модулей.

  5. Назначение отчётов в системах управления базами данных.

Время на выполнение задания: 5 часов (по 1 часу за 5 занятий)

Порядок выполнения работы:

    1. по теме подберите дополнительные источники литературы или воспользуйтесь Интернетом;

    2. переработайте информацию и изложите вопрос темы, подкрепляя его рисунками, таблицами или графиками.

Требования к работе:

  • представить доклад на листах формата А4;

  • оформить в соответствии со стандартами;

  • количество страниц не менее 3;

  • указать источники литературы;

  • творческий подход к выполнению работы.

Литература:

изучить Л – 1, с. 15-17

Сроки выполнения: май

Форма и метод контроля: в письменной, с представлением продукта творческой деятельности студента.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.


Самостоятельная работа №7

Тема: «Электронная презента­ция MS Power Point».

Цель работы:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Задание:

Написать рефераты на тему: «Способы настройки смены слайдов и анимации информации, переход между слай­дами», «Художественное оформление презентаций»

Время на выполнение задания: 4 часа (по 1 часу за 4 занятия)

Порядок выполнения работы:

  1. по теме подберите дополнительные источники литературы или воспользуйтесь Интернетом;

  2. переработайте информацию и изложите вопрос темы, подкрепляя его рисунками, таблицами или графиками.

Требования к работе:

  • представить реферат на листах формата А4;

  • оформить в соответствии со стандартами;

  • количество страниц не менее 8;

  • указать источники литературы;

  • творческий подход к выполнению работы.

Литература:

изучить Л – 1, с. 140-146

Сроки выполнения: май

Форма и метод контроля: в письменной, с представлением продукта творческой деятельности студента и защитой его.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.


Самостоятельная работа №:8

Тема: Информационно-поисковые системы


Цель работы:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;


Задание: Подготовить презентации на темы: «Типы каналов связи и режимы передачи данных», «Основные аппаратные устройства компьютерных сетей», «Типы и топологические структуры локальных вычислительных сетей», «Основные протоколы ресурсов сети Интернет», «Работа сети Интернет в режимах Online (www) и Offline (e-mail)», «Виды автоматизированных систем», подкрепляя презентацией не более 10 слайдов

Время на выполнение задания: 5 часов

Порядок выполнения работы:

  1. выбрать тему;

  2. изучить материал по тематике;

  3. составить план презентации;

  4. подобрать картинки и рисунки, видеоролики по заданной теме;

  5. оформить презентацию в соответствии с Приложением 1;

  6. записать презентацию на флеш-носитель.

Требования к работе:

  • правильность выбранного материала;

  • представить презентации в электронном виде на флеш-носителе, через электронную почту или дисках;

  • творческий подход к выполнению работы.

Литература:

изучить журналы, материалы Интернет

Сроки выполнения: июнь.

Форма и метод контроля: в электронном, с представлением продукта творческой деятельности студента.

Критерии оценки:

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

умения студента использовать теоретические знания при выполнении практи­ческих задач























































ПРИЛОЖЕНИЕ А



Требования при написании реферата (доклада)



РЕФЕРАТ, ЕГО СТРУКТУРА



Реферат представляет собой систематическое и последовательное изложение какого-либо вопроса или научного труда.

Работа над рефератом позволяет студентам:

  • расширять и углублять теоретические знания;

  • Формировать ценностное отношение к научным знаниям, а также умение анализировать научные теории и производственный опыт, обобщать их и делать выводы;

  • Знакомиться с практическим опытом, проводить его изучение, заимствовать все лучшее, передовое для своей профессиональной деятельности;

Реферат включает в себя следующие части:

  • Титульный лист (с указанием темы, фамилии и инициалов исполнителя и руководителя реферата);

  • Введение (с кратким обоснованием избранной темы, ее актуальности);

  • Основная часть (раскрывает содержание темы, нерешенные вопросы, подход к решению одного или нескольких из них в литературе, описание и анализ проделанной автором опытной работы);

  • Заключение (содержит краткое обобщение анализа литературы, выводы по изученному опыту, а также выводы по проведенной студентом работы);

  • Перечень литературы (составляется в соответствии с требованиями библиографии, приводится в конце реферата).

Реферат должен отвечать следующим требованиям:

  • Иметь план изложения вопроса;

  • В содержании должна быть сформулирована суть вопроса, намечены пути его решения в литературе и опыте, обозначено собственно отношение автора к проблеме, его точка зрения по выделенным вопросам;

  • Реферат должен быть написан четко, грамотно, разборчиво, с обозначениям страниц: ссылки на источники даются в соответствии с правилами библиографии;

  • Объем реферата не должен превышать 10-15 страниц машинописного текста или соответствующего этому объему рукописного исполнения;

  • Чертежи, графики, другие виды иллюстраций даются в приложении.





Приложение Б

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Сальский аграрно-технический колледж»

»



















Реферат по дисциплине: «Информатика»











Выполнил: студент гр. 219 «п» Иванов С.

Проверил преподаватель: Харченко Е. И.











ГИГАНТ

2016



Приложение В

Стандарт оформления реферата

Требования при написании реферата (доклада, эссе, сообщения)


РЕФЕРАТ, ЕГО СТРУКТУРА


Реферат (доклад) должен быть оформлен правильно и грамотно. При написании доклада студент должен в полной форме раскрыть сущность поставленного вопроса, отраженного в плане всего доклада. Доклад выполняется на листах бумаги формата А4, машинописным или рукописным способом с одной стороны листа и может сопровождаться иллюстрациями: схемами, графиками, рисунками.

Наименование разделов записываются в виде заголовков, расстояние от текста до заголовка должно быть не менее 15 мм, переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние от рамки формата до границ текста следует оставлять: в начале строк не менее 5 мм, в конце строк не менее 3 мм. Все страницы доклада нумеруются в нарастающем порядке.

Библиографический список, прилагаемый к докладу, имеет заголовок «Список использованной литературы». Литературные источники пишутся в алфавитном порядке, сначала пишут:

  • Фамилии и инициалы авторов, точка; если авторов более трех, то пишут фамилию одного автора, указанного в издании первым, с добавлением слова «и др.»;

  • Полное и точное название книги (без кавычек), точка;

  • Место издания (название города), точка, двоеточие;

  • Название издательства, запятая, год издания, точка.

Текстовый материал доклада располагают в такой последовательности:

  1. Титульный лист

  2. План

  3. Содержание

  4. Пояснительная записка

  5. Список использованной литературы.



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Правила оформления компьютерных презентаций

Правила шрифтового оформления:

  • Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

  • Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

  • Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

  • Правила выбора цветовой гаммы.

  • Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

  • Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

  • Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

  • Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции:

  • На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

  • Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.), должен быть простой и лаконичной формы.

  • Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.

  • Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.

  • Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Рекомендации по дизайну презентации

Оформление текстовой информации:

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

  • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Оформление графической информации:

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

    • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

    • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

    • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление:

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

  • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

  • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

Общие правила оформления текста:

  • Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.

  • Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).

  • Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.

  • Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.

  • Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.

  • Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.

  • Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше размера абзацного отступа, т.е. содержать не менее 5-7 букв. Если этого не получается, необходимо вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста. Это правило не относится к концевым строкам в математических рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например "и", "или" и т.п.

  • В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура — сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. — год), по частям слов (см. — смотри), по характерным буквам (млрд — миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка — фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.

Специфические требования при компьютерном наборе текста:

  1. При наборе текста одного абзаца клавиша Enter нажимается только в конце этого абзаца.

  2. Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор). Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела). Выделением называют особое оформление отдельных слов или частей текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три группы:

  1. Шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или начертания шрифта, — набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом, прописными или капительными буквами, шрифтами другого кегля или даже другой гарнитуры;

  2. Комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя способами, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и т. п.

  3. Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны шрифтом основного текста.

  1. В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго одинаковыми во всем документе, независимо от кегля набора отдельных частей текста.

  2. Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш CTRL+SHIFT+серый минус (серый минус располагается на цифровой клавиатуре, справа) или Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки.

Правила оформления презентации:

Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.

Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.

Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.

Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самые простые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.

Правило № 5. Смена слайдов. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.

Литература

Л – 1 Михеева Е. В., Титова О. И. Информатика. М.: Издательский центр «Ака­демия», 2014г. – 352 с.

Л-2 Михеева Е. В. Практикум по информатике. М.: Издательский центр «Ака­демия», 2011г. – 192 с.

Л-3 Колмыкова Е. А., Кумскова И. А. Информатика.– М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике. М.: ИД «Фо­рум», 2009 г. – 320 с.

Л-4 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная биб­лиотека [Электронный ресурс]. -Режим доступа: свободный, http://window.edu.ru/window. - Загл. с экрана.

Л-5 Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. - Ре­жим доступа: http:// nlr.ru/lawcenter, свободный. - Загл. с экрана.

Л-6Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электрон­ный ресурс]. -http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана.