СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению самостоятельных работ студентов, курс 4, семестр 7

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению самостоятельных работ»

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО РГУПС)

Волгоградский техникум железнодорожного транспорта

(ВТЖТ – филиал РГУПС)

Л.Е. Марченко












Дисциплина

Информационные технологии в профессиональной деятельности


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов 4-го курса специальности

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог





















Волгоград

2017



Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов 4-го курса по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности. Л.Е. Марченко; ВТЖТ – филиал ФГБОУ ВО РГУПС. – Волгоград, 2017.


Пособие предназначено для студентов специальности

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог



Одобрено к изданию учебно-методическим советом ВТЖТ – филиала ФГБОУ ВО РГУПС.













































Аннотация


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Данные методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:

ПК 2.2

Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.

ПК 2.3

Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.

ПК 3.2

Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.






В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студенты должны:

  • знать современные тенденции развития информатики и вычислительной техники, компьютерных технологий;

  • уметь применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач.








































Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельных работ



1. Тематическое планирование внеаудиторных работ

Тема

Вид работы

Методы контроля

кол-во

часов

Введение

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Проверка работы

2

Раздел 1. Автоматизированные

рабочие места,

их локальные и

отраслевые сети




Тема 1.1. Основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Проверка работы

2

Тема 1.2. Автоматизированные рабочие места

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Проверка работы

2

Раздел 2. Информационные

ресурсы в профессиональной деятельности




Тема 2.1. Сети передачи

данных на железнодорожном транспорте

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Проверка работы

2

Тема 2.2. Информационная безопасность компьютерных коммуникаций. Поиск информации

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Проверка работы

2

Раздел 3. Прикладное программное обеспечение. Технология

создания информационных объектов

различного типа












Продолжение таблицы

Тема

Вид работы

Методы контроля

кол-во

часов

Тема 3.1.

Технология подготовки технической документации

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы

Проверка работы

2

Создание текстового документа по индивидуальным заданиям.

Проверка работы

2

Тема 3.2.

Технология обработки числовой информации.

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Проверка работы


1

Внедрение таблиц, диаграмм и графиков из документа MS Excel в текстовый документ.

1

Тема 3.3

Общие приемы работы

в графическом редакторе.

Ввод и вывод изображений.

Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Проверка работы


2

Изучение расширенных возможностей программы: спецэффектов, работа с библиотекой ClipArt

2

ИТОГО

20


























2. Методические указания по подготовке конспекта по теме



Конспект – особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста).

Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.


Виды конспектов.


Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект.  Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Как правильно составить конспект при работе учебной литературой

  1. Просмотрите имеющийся материал, проанализируйте особенности текста, поймите, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины. После этого вы сможете определить, какой вид конспекта вам подойдет.

  2. Снова перечитайте и осмыслите текст. Так вы сможете отделить главное от второстепенного, разделить информацию на части и расположить эти части в нужном порядке.

  3. Обозначьте тезисы (основные мысли) текста. Их можно оформлять как цитаты. Однако помните, большое количество цитат может присутствовать только в текстуальных конспектах. Не забывайте оформлять цитаты согласно требованиям (кавычки, ссылка на автора, в конце список использованных источников).



3. Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов, то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные варианты их подготовки:

1 вариант: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;

  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

2 вариант: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков – не меньше 24 пунктов, для информации – для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Критерии оценки презентации:

  1. Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет;

  2. Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность;

  3. Соблюдение требований к первому и последним слайдам, обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации.


































4. Примерные задания к самостоятельной работе студентов



Введение.

Цель: Получить представление о целях и задачах изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности информационных систем.

Самостоятельная работа: Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Форма контроля: Проверка работы.



План конспекта


  1. Укажите цель и задачи дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности?

  2. Охарактеризуйте какие программные средства используются для решения информационных задач.

  3. Изобразите на схеме классификацию программных средств решения информационных задач.

  4. Какие программы входят в состав системного программного обеспечения информационных технологий?

  5. Дайте характеристику компьютерным операционным системам.

  6. Назовите, какие программы входят в состав инструментального программного обеспечения.

  7. Охарактеризуйте виды прикладного программного обеспечения.

  8. Дайте классификацию технических средств информатизации.

  9. Назовите основные типы компьютеров, их назначение и возможности использования.

  10. Охарактеризуйте супер- и квантовые компьютеры.

  11. Перечислите внутренние устройства ПК и дайте им характеристику.

  12. Назовите внешние устройства ПК и дайте им характеристику.

  13. Назовите варианты подключения к ПК внешних устройств.










Тема 1.1. Основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность.

Цель: Изучить основные виды информационных технологий, их инструментарий, основные технологии обработки информации.

Самостоятельная работа: Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Форма контроля: Проверка работы.



План конспекта


  1. Информационные технологии, технологическая операция и процесс. Дайте этим понятиям определения и краткую характеристику.

  2. Что означает термин “Платформа ИТ”?

  3. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.

  4. Перечислите основные виды информационных технологий и дайте им краткую характеристику.

  5. Какие процессы включает в себя технология обработки информации?

  6. Что представляют собой технологические процессы передачи информации?

  7. Перечислите устройства защиты технических устройств информатизации от изменения напряжения и тока их электропитания.

  8. Назовите варианты внедрения информационных технологий.
























Тема 1.2. Автоматизированные рабочие места.

Цель: Получить представление о понятии «автоматизированное рабочее место», изучить виды АРМ, применяемые в железнодорожной отрасли.

Самостоятельная работа: Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Форма контроля: Проверка работы.


План конспекта



  1. Что понимают под понятием «автоматизированное рабочее место»?

  2. Каковы принципы создания АРМ?

  3. Заполните схему:

  1. Опишите каждый вид обеспечения АРМ.

  2. Перечислите и опишите требования, предъявляемые к АРМ.

  3. Каковы преимущества работы на АРМ?

  4. Заполните таблицу:


Информационные технологии на железнодорожном транспорте


п/п

Название АРМ

Предназначение

































Тема 2.1. Сети передачи данных на железнодорожном транспорте


Цель: Получить представление о локальных и глобальных вычислительных сетях, о сетевых информационных технологиях.

Самостоятельная работа: Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Форма контроля: Проверка работы.



План конспекта


  1. Дайте определение компьютерной сети. Каково основное назначение компьютерной сети?

  2. Опишите виды устройств, подключаемых к сети.

  3. Интранет (назначение).

  4. Глобальные сети – Интернет (назначение и характеристика).

  5. Провайдеры Интернета и браузеры.

  6. Что понимается под топологией локальной сети?

  7. Какие компьютерные сети бывают по масштабам?

  8. Заполните таблицу:



Название топологии

Определение, Схема

Достоинства топологии

Недостатки топологии










  1. Опишите кратко технологию «Клиент-Сервер».

  2. Какие сети называются одноранговыми?


















Тема 2.2. Информационная безопасность компьютерных коммуникаций. Поиск информации.


Цель: Изучить общие положения процесса защиты информации.

Самостоятельная работа: Проработка специальной литературы. Конспектирование основных вопросов темы.

Форма контроля: Проверка работы.



План конспекта

  1. Дайте определение понятию информационные ресурсы?

  2. Что такое информационный ресурс? Запишите главное отличие информационных ресурсов от других видов ресурсов

  3. Что такое компьютерный вирус?

  4. Назначение компьютерного вируса?

  5. Типы вирусов.

  6. Программные средства защиты – антивирусные программы (характеристика).

  7. Безопасность программно-технических средств и информационных ресурсов (характеристика).

  8. Программная защита от несанкционированных воздействий.

  9. Криптография, криптографическая защита от несанкционированных воздействий (характеристика).

  10. Что такое электронная подпись?

  11. Физическая и техническая защита от несанкционированных воздействий (характеристика).


















Тема 3.1. Технология подготовки технической документации



Цель: Выработать умения и навыки работы с технической документации, используя текстовый редактор MSWord.

Самостоятельная работа: Создание текстовых документов.

Форма контроля: Проверка работы.



Отформатируйте текст по правилам форматирования.

Параметры страницы:

Верхний отступ – 2 см.

Нижний отступ – 2 см

Левый отступ – 2,5 см

Правый отступ – 1,5 см.

Отступ красной строки – 1,25 см

Шрифт:

Гарнитура – TimesNewRoman

Кегль – 14 пунктов

Абзац:

Междустрочный отступ – полуторный.



Задание 1. Наберите и отформатируйте текст по образцу:



























Задание 2. Наберите и отформатируйте текст по образцу:

Задание 3.Наберите и отформатируйте текст по образцу:

Рисунок 1. Исходные данные


Тема 3.2. Технология обработки числовой информации.


Цель: Изучить информационные технологии внедрения таблиц, диаграмм и графиков из MSExcel в текстовый документ.

Самостоятельная работа: мультимедийная презентация

Форма контроля: проверка работы

Примерные темы презентаций:

  1. Внедрение таблиц из документа MSExcel в текстовый документ.

  2. Внедрение диаграмм из документа MSExcel в текстовый документ.

  3. Внедрение графиков из документа MSExcel в текстовый документ.



Тема 3.3. Общие приемы работы в графическом редакторе.

Ввод и вывод изображений.


Цель: Изучить основные приемы работы с графическим редактором.

Самостоятельная работа: Мультимедийная презентация

Форма контроля: проверка работы

Примерная тема презентации: Изучение расширенных возможностей программы: спецэффектов, работа с библиотекой ClipArt.

























Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Литература


Основная

  1. Компьютерные технологии и микропроцессорные средства в автоматическом управлении [Текст]: учеб. пособ./ Б.А. Карташов [и др.]; под ред. Б.А. Карташова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 540с.

  2. Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. для студ. СПО/ В.Н.Гришин, Е.Е.Панфилова.-М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2013.- 416с.

  3. Матвеев, С.И. Цифровые (координатные) пути и спутниковая навигация железнодорожного транспорта [Текст]: учеб. пособ./ С.И.Матвеев, В.А.Коугия.-М.: ФГБОУ УМЦ ЖДТ, 2013.- 302с.

  4. Синаторов, С.В. Информационные технологии [Текст]: учеб. пособ.- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 336с.

  5. Седышев, В.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособ.- М.: ФГБОУ УМЦ ЖДТ, 2013.- 262с.


Интернет-ресурсы:


1. Курсы дистанционного обучения по информационным технологиям. Форма доступа: www.curator.ru

2. Федеральный портал «Российское образование. Дистанционное обучение». Форма доступа: www.edu.ru/index

3. Основы операционных систем: Электронный курс. Форма доступа: www.intuit.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!