Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12» города Евпатории Республики Крым
Методическое портфолио
«Я — учитель»
из опыта работы
учитель математики
Якубова Диляра Реветовна
14 августа вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что средняя продолжительность жизни в России в 2017 году составляет 72 лет. На школьные годы из этого количества приходится 11 лет, это
часть. Большую часть своей жизни мы реализуем себя, применяя полученные в молодом возрасте умения и навыки, добавляем новые только по мере необходимости. А что сегодня требует от человека общество?
Профессиональное образование и профессиональное обучение должно быть ориентировано на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в развитии в своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа: разносторонние знания, отличная специальная подготовка, открытый, любознательный взгляд на мир, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям, знания иностранных языков, компьютера, новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к новым ситуациям - всё это говорит о том, что образование должно быть ориентировано на опережающее обучение специалиста, на постоянное образование, на широкие знания, на осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь. Постоянное обучение - это требование любой компании. Чем раньше у человека сформируется способность самообразования, тем больший интерес он представляет для работодателя. Таким образом, совершенно очевидно, что важнейшей формой самореализации личности на рынке труда является постоянное совершенствование своих умений и навыков, применять имеющиеся знания..
Концепция модернизации российского образования учитывает требования времени и предполагает переход образования от формально-знаниевой к личностно-деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся.
Традиционная форма урока, когда изучение проходит в узких рамках содержания материала, не подходит для осуществления этой задачи. Необходимо разрабатывать уроки, которые будут направлять по пути формирования самосознания.
Нужно исходить не из важности своей дисциплины, а идти от личности подростка к предмету.
Таким образом одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучение его рациональным приемам овладения научной информацией самостоятельно.
Показателем результативности работы современного учителя для меня является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда.
На уроках главная задача учителя, на мой взгляд, – вызвать интерес к процессу познания и научить добывать знания.
И решать эти задачи нужно в единстве: стремление к знаниям не возникнет, если не научиться их добывать. Поэтому акцент при обучении математике мною делается на формировании у учащихся общеучебных умений и навыков учебной деятельности, таких умений, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получить радость от обучения.
Я в своей работе придерживаюсь классификации общеучебных умений и навыков, предложенной педагогом-психологом Н. А. Лошкаревой:
1) учебно-организационные,
2) учебно-интеллектуальные,
3) учебно-информационные,
4) учебно-коммуникативные.
Учебно-организационные умения и навыки:
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены учебного труда;
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
работа консультантом;
планирование организации контроля труда.
При формировании умений и навыков данной группы я учитываю, что навыки организации рабочего места и выполнения правил гигиены труда достаточно развиты у учащихся в начальной школе. Основное внимание на первых уроках уделяется мною обучению постановки учебной цели, выбору способов деятельности, осуществлению самоконтроля.
Так, при обучении целеполаганию предлагаю сначала детям самостоятельно сформировать «свою» цель, одновременно с этим детям предлагается выбрать способ деятельности на урок с учётом поставленных целей.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки
Предмет математики так устроен, что выполнение большинства задач, упражнений позволяет формировать и умение сравнивать, и анализировать, и выявлять причинно-следственные связи. Эта учебная дисциплина, на мой взгляд, одна из тех, где есть возможность максимального развития.
.
Учебно-информационные умения и навыки
чтение текста;
работа с учебником;
практическая работа;
работа с дополнительной литературой;
работа со справочной литературой;
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
К. Ф. Гаусс считал, что «математика – наука для глаз, а не для ушей». Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые направления можно представить в виде следующих основных блоков:
Учебно-коммуникативные умения и навыки
письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу;
устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.;
учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
На уроках я стараюсь включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника.
Для развития учебно-коммуникативных умений и навыков использую групповой метод обучения. Главными особенностями группового способа работы учащихся на уроке считаю также:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого.
При использовании группового способа обучения я стараюсь подбирать состав групп по принципу объединения школьников разного уровня обученности по предмету, что позволяет им взаимно дополнять друг друга. При групповом способе возрастает ответственность всех и индивидуальная помощь каждому.
“Великая цель образования - это не знания, а действия”.
Герберт Спенсер
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.