
Намик Рустамов
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
для школьников 5-11 классов
Баку 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые коллеги, школьники, родители!
Методическое пособие, которое Вы держите в руках, разработано с целью привить учащимся такие навыки как:
1. умение работать с текстом – осмысленное чтение исторических текстов (параграфов)
2. умение извлекать информацию из источника / текста
3. систематизация полученной информации
4. понимание словарей разных тематик – умение работать с ними
5. самостоятельная работа с материалом
6. понимание построения тестов и умение самим готовить тесты открытых типов
7. работа с несколькими источниками одновременно
Для работы / использования методики/ Вам понадобятся следующие раздаточные материалы
Раздаточный материал 1
13 таблиц : 1- таблица государств
2 - таблица столиц
3 - таблица имён
4 - таблица битв
5 - таблица восстаний
6 - таблица религиозных течений
7 - таблица договоров
8 - таблица налогов
9 - таблица земельной собственности
10 - таблица памятников – культуры
11 - таблица – словарь терминов
12 - таблица хронология
13 - таблица сравнений – обобщений
Образцы заполнения таблиц поданы после каждой пустой таблицы.
Тетрадь для открытых тестов - конспектирования материала
Раздаточный материал 2
- примерный текст, работая с которым, учащиеся и педагоги будут пользоваться таблицами
из «раздаточного материала 1»
- лист для открытых тестов
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ГОСУДАРСТВ – государственных образований,
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название государства | Период существования
| Основатель государства | Правители государства | О государстве | Источник | Примечание |
| | | | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ГОСУДАРСТВ – государственных образований
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название государства | Период существования
| Основатель государства | Правители государства | О государстве | Источник | Примечание |
| | | | | | | |
1
| Манна | 843-590 гг. до н.э. | первый правитель в учебнике не указан однако указанно, что Иранзу объединил области в централизованное государство
| Иранзу (740-719 до н.э.) Аза ( 718-716 до н.э. сын Иранзу) Улусуну (716-680 сын Иранзу) Ахшери (675-650 до н.э.) Уалли (650-630 до н.э. сын Ахшери) | где впервые упоминается государство ?
столица - ?
территория расположения государства ?
области входившие в государство ? с кем воевало ?
как перестало существовать ?
| учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |


Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА СТОЛИЦ государств
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название государства | Столица
| Источник | Примечание |
| | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА СТОЛИЦ государств
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название государства | Столица
| Источник | Примечание |
| | | | |
1
| Мидия | Экбатана (Экбатана ныне город Хамадан) | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |


Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ИМЕН исторических личностей
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Имя | Период жизни/ правления | Период до н.э. / н.э.
| Кем являлся в истории | Источник | Примечание |
| | | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ИМЕН исторических личностей
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Имя | Период жизни / правления | Период до н.э. / н.э.
| Кем является в истории | Источник | Примечание |
| | | | | | |
1
| Иранзу | 740-719 | до н.э. | Правитель государства Манна объединил государство | учебник 6 класса параграф _____ страница _____ или конспект учителя вопрос № ___
| |


Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА БИТВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название битвы | Дата | Период до н.э. / н.э.
| Между кем проходила битва | Итог битвы | Источник | Примечание |
| | | | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА БИТВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название битвы | Дата | Период до н.э. / н.э.
| Между кем проходила битва | Итог битвы | Источник | Примечание |
| | | | | | | |
1
| Битва при Гавгамеллах | 331 | до н.э. | Ахеменидской империей Дария III и армией Александра Македонского | победила армия Александра Македонского | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |


Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ВОССТАНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название восстания | Когда произошло | Против кого было направлено | Ход восстания | Итог восстания | Источник | Примечание
|
| | | | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ВОССТАНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название восстания | Когда произошло | Против кого было направлено | Описание восстания | Итог восстания | Источник | Примечание |
| | | | | | | |
1
| Мусафира | 748 г. | арабов | вспыхнуло в Бейлагане против арабов
сколько человек участвовало ?
кто составлял движущую силу ?
другие данные по восстанию..... | было подавлено арабами | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |


Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название религиозного течения | Период существования | Главный идеолог течения | Суть течения | Источник | Примечание |
| | | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Название религиозного течения | Период существования | Главный идеолог течения | Описание течения | Источник | Примечание |
| | | | | | |
1
| Манихейство | III век | Мани | было направлено против - господства высших слоев - оказало сильное воздействие на движение маздакидов | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |

Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ДОГОВОРОВ,
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование договора | Дата подписания
| Кем был подписан | Условия договора | Источник | Примечание |
| | | | | | |
Раздаточный материал 1
ТАБЛИЦА ДОГОВОРОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование договора | Дата подписания
| Кем был подписан | Условия договора | Источник | Примечание |
| | | | | | |
1
| Сасанидо-Византийский договор | 629 г. | Сасаниды - Византия (Ираклий II) | Албания снова осталась под властью сасанидов | учебник 7 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА НАЛОГОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование налога | Характеристика налога
| При ком был введен | Источник | Примечание |
| | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА НАЛОГОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана , согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование налога | Описание налога
| При ком был введен | Источник | Примечание |
| | | | | |
1
| Гезит | подушный налог (подать) выплачивало сословие налогоплательщиков в государстве Сасанидов
по реформе Хосрова I гезит выплачивался в зависимости от имущественного положения в 12, 8, 6, и 4 драхмы
являлся одним из основных налогов Атропатены | Сасаниды | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ФОРМ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование форм земельной собственности | Характеристика формы земельной собственности
| При ком была введена данная форма | Источник | Примечание |
| | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ФОРМ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование форм земельной собственности | Описание формы земельной собственности
| При ком была введена данная форма | Источник | Примечание |
| | | | | |
1
| Дастакерт | Наследственная форма землевладения
являлась личным владением | Албания V-VII века | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ПАМЯТНИКОВ / КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана , согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование памятника | Характеристика памятника
| К какому году \веку относится | Месторасположение | Источник | Примечание |
| | | | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА ПАМЯТНИКОВ / КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Наименование памятника | Описание памятника
| К какому году веку относится | Месторасположение | Источник | Примечание |
| | | | | | |
1
| Худаферинский мост | мост через реку Араз
построен в 1027 г. в период правления Фазла ибн Мухаммеда (шеддадид) - мост был построен с военными целями - сыграл важную роль в расширении экономических и культурных связей между южными и северными территориями Азербайджана
| 1027 г. | Азербайджан на границе с Ираном | учебник 7 класса параграф _____ страница _____ или конспект учителя вопрос № ___ | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА - СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Термин | Значение термина
| Источник | Примечание |
| | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА - СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Термин | Значение термина
| Источник | Примечание |
| | | | |
1
| Натуральное хозяйство | не связанное с рынком хозяйство, в котором необходимые для потребления товары производились непосредственно в поместье
т.е. не на продажу а для себя | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА - ХРОНОЛОГИЯ
Класс /
ФИО /
№ п/п | Дата | Событие
| Источник | Примечание |
| | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА - ХРОНОЛОГИЯ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Дата | Событие
| Источник | Примечание |
| | | | |
1
| 66 г. до н.э. | Битва на реке Кура между Армиями Рима –Помпей и Албании - Оройс | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА СРАВНЕНИЙ \ОБОБЩЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Что сравниваем или обобщаем | Даем сравнительный анализ | Источник | Примечание |
| | | | |
Раздаточный материал 1
Т
АБЛИЦА СРАВНЕНИЙ \ОБОБЩЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе
Класс /
ФИО /
№ п/п | Что сравниваем или обобщаем | Даем сравнительный анализ | Источник | Примечание |
| | | | |
1
| Иранзу Аза Улусуна | Родственники (отец и сыновья) правители Манны тюркского происхождения и т.д. и т.п. | учебник 6 класса параграф _____
страница _____
или
конспект учителя вопрос № ___
| |
Р
аздаточный материал 2
(356 - 323 гг. до н. э.)
македонский царь с 336 до н. э., полководец, создатель мировой державы.
Древняя Македония - античное греческое государство в северной части Греции со столицей в Эдессе, на западе граничившее с древнегреческим государством Эпир и на востоке - с Фракией.
Примерный текст
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э.
созданная им империя распалась на различные государства.
В южной части Азербайджана возникло государство Атропатена
со столицей Габала, а в северной части – государство Албания со
столицей Газака.
Сатрап – означает наместник
Иберия – древнее название
Грузии
Хараг – поземельный налог
Гезит – подушный налог
(налог взимаемый со всех)
Дастакерт – наследственная
форма землевладения
Хостак – условная форма
землевладения
Первым царём Атропатенского государства был Атропат, который в 328 г. до н.э. был назначен Александром сатрапом Мидии. Когда Александр был в Индии, некий Бариакса поднял восстание против македонцев, объявив себя царём Ирана и Мидии. Атропат подавил восстание, взял в плен Бариакса и сдал его Александру. Этим Атропат завоевал ещё большее доверие Александра. Созданное Атропатом государство ,в основном, охватывало территорию Южного Азербайджана и некоторые Южные районы нынешней Азербайджанской республики. Основными налогами Атропатены были хараг и гезит. В отличие от Южной зоны Азербайджана, в его северной части государственное образование возникло несколько позднее. В конце IV – III веков до н.э. образовалось самостоятельное государство Албания. О границах Албанского государства некоторые сведения имеются в сочинениях древнегреческих и римских авторов. Албаны жили на территории, расположенной между Иберией и Каспийским морем. Важной отраслью ремесла в Албании являлось производство керамики. В Мингячевире , при археологических раскопках, было обнаружено много гончарных обжиговых печей античного периода. Большие клады серебряных монет, обнаруженные в 1958 году в Шемахе и в 1966 году в Габале, свидетельствуют о том, что албаны не только широко пользовались монетами в торговле, но и сами чеканили монеты. Римский полководец Помпей нападал на Албанию. В декабре 66 года до н.э. на берегу Куры состоялось сражение между армией Помпея и Албанского правителя Оройса, в котором победила римская армия. В результате этой битвы было заключено мирное соглашение. Однако свою зависимость от Рима Албания признала после похода Канидия. Плутарх по этому поводу пишет: «Канидий, победив… царей иберии и албанов, дошёл до Кавказа». О присутствии римлян на территории Азербайджана свидетельствует надпись на латинском языке на камне у подножия горы Бёюкдаш в Гобустане. Надпись гласит: «Во время императора Домициана Цезаря Августа Германика Центурион XII легиона молниеносца Луций Юлий Максим сделал». В Албании существовали такие виды земельной собственности как дастакерт и хостак.
Раздаточный материал 2
Лист для открытых тестов

Ход работы с учителями:
1. учителям раздаётся примерный текст параграфа и пустые таблицы
2. методист обращается к учителям с просьбой представить себе, что они не учителя
и профессионалы своего дела, а школьники пятого – шестого класса.
3. далее методист просит одного из учителей - «ученика» начать читать текст
когда учитель-«ученик» прочитал первое предложение, методист останавливает его и задаёт вопросы:
– что нового Вы узнали из прочитанного ?
– какой вопрос Вы можете сформировать из узнанного - прочитанного ?
– в какую таблицу Вы можете записать информацию
Например:
Учитель – «ученик» читает - После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. созданная им империя
распалась на различные государства.
Вопрос – что нового Вы узнали из прочитанного ?
Ответ – что была такая историческая личность как Александр Македонский, который умер в 323 г. до
н.э., и что после его смерти его империя распалась на различные государства.
Вопрос – какой вопрос Вы можете сформировать из узнанного - прочитанного ?
Ответ – когда умер Александр Македонский ? – в 323 г. до н.э.
– что произошло с империей Александра Македонского после его смерти ? - распалась на
различные государства
(данные вопросы и ответы записываются в лист – тетрадь открытых тестов)
Вопрос – в какую таблицу Вы можете записать информацию
Ответ – таблица имен
4. Объяснив как работать с материалом, методист просит учителей – «учеников» проработать текст дальше
самостоятельно и разнести материал по таблицам, параллельно создавая тесты открытых типов.
5. Что бы таблицы не были лишь инструментом фиксирования той или иной информации, методист должен
предложить «учителям-ученикам» следующее: после определённого периода, когда ученики освоят
работу по данной методике, учитель может дать задание сравнить/обобщить тот или иной исторический
аспект, и вот тут как нельзя к стати будут нужны таблицы, на основании записей в которых, ученик
сможет с легкостью выполнить задание.
6. В заключении презентации методики методист обязательно должен обратить внимание учителей на тот
факт, что школьники первое время, в силу малого словарного запаса и неопытности, не всегда будут
грамотно составлять вопросы и чётко разносить информацию по таблицам. В этом случае просил бы Вас
уважаемые коллеги подбодрить ребенка, оценить сильные стороны его работы, и мягко указать на
неточности и огрехи.
Например: я это делаю так:
выслушав ученика я говорю – хорошо или молодец или умница,
– однако, я бы предложил Вам использовать вот такое слово или же оборот
или
– я бы задал вопрос несколько по другому
и уже за этим, я озвучиваю правильное построение вопроса.

Уважаемые коллеги, школьники ,друзья !
Ваши пожелания, замечания Вы можете присылать на почту [email protected]
Компьютерный варианты таблиц, конспектов по темам / параграфам и другие полезные материалы по предмету Вы можете скачать с сайта: https://multiurok.ru/namikrustamov
С Уважением и Благодарностью
Намик Рустамов
© 2017
2