СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по работе с текстом на уроках истории для школьников 5-11 классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги,  школьники,  родители!            

Методическое пособие, которое Вы держите в руках,  разработано с целью привить учащимся такие навыки как:            

1. умение работать с текстом – осмысленное чтение исторических текстов (параграфов)             2. умение извлекать информацию из источника / текста 3. систематизация полученной информации 4. понимание словарей разных тематик – умение работать с ними 5. самостоятельная работа с материалом 6. понимание построения тестов и умение самим готовить тесты открытых типов 7. работа с несколькими источниками одновременно

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по работе с текстом на уроках истории для школьников 5-11 классов»











Намик Рустамов
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
для школьников 5-11 классов















Баку 2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Уважаемые коллеги, школьники, родители!

Методическое пособие, которое Вы держите в руках, разработано с целью привить учащимся такие навыки как:

1. умение работать с текстом – осмысленное чтение исторических текстов (параграфов)
2. умение извлекать информацию из источника / текста
3. систематизация полученной информации
4. понимание словарей разных тематик – умение работать с ними
5. самостоятельная работа с материалом
6. понимание построения тестов и умение самим готовить тесты открытых типов
7. работа с несколькими источниками одновременно



Для работы / использования методики/ Вам понадобятся следующие раздаточные материалы

  • Раздаточный материал 1
    13 таблиц : 1- таблица государств
    2 - таблица столиц
    3 - таблица имён
    4 - таблица битв
    5 - таблица восстаний
    6 - таблица религиозных течений
    7 - таблица договоров
    8 - таблица налогов
    9 - таблица земельной собственности
    10 - таблица памятников – культуры
    11 - таблица – словарь терминов
    12 - таблица хронология
    13 - таблица сравнений – обобщений
    Образцы заполнения таблиц поданы после каждой пустой таблицы.

    Тетрадь для открытых тестов - конспектирования материала


  • Раздаточный материал 2
    -
    примерный текст, работая с которым, учащиеся и педагоги будут пользоваться таблицами
    из «раздаточного материала 1»
    - лист для открытых тестов




Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ГОСУДАРСТВ – государственных образований,
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе


Класс /

ФИО /


п/п

Название
государства


Период
существования


Основатель
государства


Правители государства


О государстве


Источник

Примечание











Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ГОСУДАРСТВ – государственных образований
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе


Класс /

ФИО /


п/п

Название
государства


Период
существования


Основатель
государства


Правители государства


О государстве


Источник

Примечание












1

Манна

843-590 гг. до н.э.


первый правитель в учебнике не указан
однако указанно, что
Иранзу объединил области в централизованное государство


Иранзу (740-719 до н.э.)
Аза ( 718-716 до н.э.
сын Иранзу)
Улусуну (716-680 сын
Иранзу)
Ахшери (675-650 до н.э.)
Уалли (650-630 до н.э.
сын Ахшери)


где впервые упоминается государство ?

столица - ?

территория расположения государства ?

области входившие в государство ?


с кем воевало ?

как перестало существовать ?


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___




Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА СТОЛИЦ государств
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название государства


Столица

Источник

Примечание








Раздаточный материал 1


ТАБЛИЦА СТОЛИЦ государств
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название государства


Столица

Источник

Примечание










1

Мидия

Экбатана
(Экбатана ныне город Хамадан)


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___








Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ИМЕН исторических личностей
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Имя

Период жизни/ правления

Период
до н.э. / н.э.

Кем являлся в истории

Источник

Примечание









Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ИМЕН исторических личностей
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Имя

Период жизни / правления

Период
до н.э. / н.э.

Кем является в истории

Источник

Примечание












1

Иранзу

740-719

до н.э.

Правитель государства Манна
объединил государство


учебник 6 класса

параграф _____


страница _____


или


конспект учителя вопрос № ___









Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА БИТВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название битвы

Дата

Период
до н.э.
/ н.э.

Между кем проходила битва

Итог битвы

Источник

Примечание











Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА БИТВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название битвы

Дата

Период
до н.э.
/ н.э.

Между кем проходила битва

Итог битвы

Источник

Примечание














1

Битва при Гавгамеллах

331

до н.э.

Ахеменидской империей
Дария III
и армией Александра Македонского

победила армия Александра Македонского


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___








Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ВОССТАНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название
восстания

Когда произошло

Против кого было направлено

Ход восстания

Итог
восстания

Источник


Примечание










Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ВОССТАНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название
восстания

Когда произошло

Против кого было направлено

Описание восстания

Итог
восстания

Источник

Примечание













1

Мусафира

748 г.

арабов

вспыхнуло в Бейлагане против арабов

сколько человек участвовало ?

кто составлял движущую силу ?

другие данные по восстанию.....

было подавлено арабами


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя
вопрос № ___









Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название религиозного течения

Период существования

Главный
идеолог течения

Суть течения

Источник

Примечание










Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Название религиозного течения

Период существования

Главный
идеолог течения

Описание течения

Источник

Примечание











1

Манихейство


III век

Мани

было направлено против
- господства высших слоев
- оказало сильное воздействие на движение маздакидов


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя
вопрос № ___









Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ДОГОВОРОВ,
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе


Класс /

ФИО /



п/п

Наименование договора


Дата подписания

Кем был подписан

Условия договора

Источник

Примечание










Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ДОГОВОРОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе


Класс /

ФИО /



п/п

Наименование договора


Дата подписания

Кем был подписан

Условия договора

Источник

Примечание












1

Сасанидо-Византийский
договор

629 г.

Сасаниды - Византия
(Ираклий II)

Албания снова осталась под властью сасанидов


учебник 7 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___










Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА НАЛОГОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Наименование налога


Характеристика налога

При ком был введен

Источник

Примечание









Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА НАЛОГОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана , согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Наименование налога


Описание налога

При ком был введен

Источник

Примечание










1

Гезит

подушный налог (подать)
выплачивало сословие налогоплательщиков в государстве Сасанидов

по реформе Хосрова I гезит выплачивался в зависимости от имущественного положения в 12, 8, 6, и 4 драхмы

являлся одним из основных налогов Атропатены

Сасаниды


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___







Раздаточный материал 1


ТАБЛИЦА ФОРМ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Наименование форм земельной собственности


Характеристика формы земельной собственности

При ком была введена данная форма

Источник

Примечание









Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ФОРМ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Наименование форм земельной собственности


Описание формы земельной собственности

При ком была введена данная форма

Источник

Примечание











1

Дастакерт

Наследственная форма землевладения

являлась личным владением

Албания V-VII века


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___













Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ПАМЯТНИКОВ / КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана , согласно пройденной Вами программе



Класс
/

ФИО /



п/п

Наименование памятника


Характеристика памятника


К какому
году \веку относится

Месторасположение

Источник

Примечание









Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА ПАМЯТНИКОВ / КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс
/

ФИО /



п/п

Наименование памятника


Описание памятника


К какому
году веку относится

Месторасположение

Источник

Примечание











1

Худаферинский
мост

мост через реку Араз

построен в 1027 г.
в период правления Фазла ибн Мухаммеда (шеддадид)
- мост был построен с военными целями
- сыграл важную роль в расширении экономических и культурных связей между южными и
северными территориями Азербайджана

1027 г.

Азербайджан
на границе с Ираном

учебник 7 класса

параграф _____


страница _____


или


конспект учителя
вопрос № ___






Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА - СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Термин


Значение термина

Источник

Примечание













Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА - СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Термин


Значение термина

Источник

Примечание









1

Натуральное хозяйство

не связанное с рынком хозяйство, в котором необходимые для потребления товары производились непосредственно в поместье

т.е. не на продажу а для себя


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___







Раздаточный материал 1


ТАБЛИЦА - ХРОНОЛОГИЯ

Класс /

ФИО /



п/п

Дата


Событие

Источник

Примечание








Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА - ХРОНОЛОГИЯ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Дата


Событие

Источник

Примечание









1

66 г. до н.э.

Битва на реке Кура между Армиями Рима –Помпей и Албании - Оройс


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___






Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ \ОБОБЩЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Что сравниваем или обобщаем

Даем сравнительный анализ

Источник

Примечание








Раздаточный материал 1

ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ \ОБОБЩЕНИЙ
встречающихся в учебнике по истории Азербайджана, согласно пройденной Вами программе



Класс /

ФИО /



п/п

Что сравниваем или обобщаем

Даем сравнительный анализ

Источник

Примечание









1

Иранзу
Аза
Улусуна


Родственники (отец и сыновья)
правители Манны
тюркского происхождения
и т.д. и т.п.


учебник 6 класса
параграф _____

страница _____

или

конспект учителя вопрос № ___











Раздаточный материал 2


(356 - 323 гг. до н. э.)
македонский царь с 336 до н. э., полководец, создатель мировой державы.
Древняя Македония - античное греческое государство в северной части Греции со столицей в Эдессе, на западе граничившее с древнегреческим государством Эпир и на востоке - с Фракией.

Примерный текст


После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э.
созданная им империя распалась на различные государства.
В южной части Азербайджана возникло государство Атропатена
со столицей Габала, а в северной части – государство Албания со
столицей Газака.




















Сатрап – означает наместник

Иберия – древнее название
Грузии

Хараг – поземельный налог
Гезит – подушный налог

(налог взимаемый со всех)

Дастакерт – наследственная
форма землевладения

Хостак – условная форма
землевладения










Первым царём Атропатенского государства был Атропат, который в 328 г. до н.э. был назначен Александром сатрапом Мидии. Когда Александр был в Индии, некий Бариакса поднял восстание против македонцев, объявив себя царём Ирана и Мидии. Атропат подавил восстание, взял в плен Бариакса и сдал его Александру. Этим Атропат завоевал ещё большее доверие Александра. Созданное Атропатом государство ,в основном, охватывало территорию Южного Азербайджана и некоторые Южные районы нынешней Азербайджанской республики. Основными налогами Атропатены были хараг и гезит. В отличие от Южной зоны Азербайджана, в его северной части государственное образование возникло несколько позднее. В конце IV – III веков до н.э. образовалось самостоятельное государство Албания. О границах Албанского государства некоторые сведения имеются в сочинениях древнегреческих и римских авторов. Албаны жили на территории, расположенной между Иберией и Каспийским морем. Важной отраслью ремесла в Албании являлось производство керамики. В Мингячевире , при археологических раскопках, было обнаружено много гончарных обжиговых печей античного периода. Большие клады серебряных монет, обнаруженные в 1958 году в Шемахе и в 1966 году в Габале, свидетельствуют о том, что албаны не только широко пользовались монетами в торговле, но и сами чеканили монеты. Римский полководец Помпей нападал на Албанию. В декабре 66 года до н.э. на берегу Куры состоялось сражение между армией Помпея и Албанского правителя Оройса, в котором победила римская армия. В результате этой битвы было заключено мирное соглашение. Однако свою зависимость от Рима Албания признала после похода Канидия. Плутарх по этому поводу пишет: «Канидий, победив… царей иберии и албанов, дошёл до Кавказа». О присутствии римлян на территории Азербайджана свидетельствует надпись на латинском языке на камне у подножия горы Бёюкдаш в Гобустане. Надпись гласит: «Во время императора Домициана Цезаря Августа Германика Центурион XII легиона молниеносца Луций Юлий Максим сделал». В Албании существовали такие виды земельной собственности как дастакерт и хостак.


Раздаточный материал 2


Лист для открытых тестов

























































Ход работы с учителями:


1.
учителям раздаётся примерный текст параграфа и пустые таблицы
2. методист обращается к учителям с просьбой представить себе, что они не учителя
и профессионалы своего дела, а школьники пятого – шестого класса.
3.
далее методист просит одного из учителей - «ученика» начать читать текст
когда учитель-«ученик» прочитал первое предложение, методист останавливает его и задаёт вопросы:
– что нового Вы узнали из прочитанного ?
– какой вопрос Вы можете сформировать из узнанного - прочитанного ?
– в какую таблицу Вы можете записать информацию



Например:

Учитель – «ученик» читает - После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. созданная им империя
распалась на различные государства.

Вопрос – что нового Вы узнали из прочитанного ?
Ответ – что была такая историческая личность как Александр Македонский, который умер в 323 г. до
н.э., и что после его смерти его империя распалась на различные государства.

Вопрос – какой вопрос Вы можете сформировать из узнанного - прочитанного ?
Ответ – когда умер Александр Македонский ? – в 323 г. до н.э.
– что произошло с империей Александра Македонского после его смерти ? - распалась на
различные государства
(данные вопросы и ответы записываются в лист – тетрадь открытых тестов)

Вопрос – в какую таблицу Вы можете записать информацию
Ответ – таблица имен




4. Объяснив как работать с материалом, методист просит учителей – «учеников» проработать текст дальше
самостоятельно и разнести материал по таблицам, параллельно создавая тесты открытых типов.

5. Что бы таблицы не были лишь инструментом фиксирования той или иной информации, методист должен
предложить «учителям-ученикам» следующее: после определённого периода, когда ученики освоят
работу по данной методике, учитель может дать задание сравнить/обобщить тот или иной исторический
аспект, и вот тут как нельзя к стати будут нужны таблицы, на основании записей в которых, ученик
сможет с легкостью выполнить задание.

6. В заключении презентации методики методист обязательно должен обратить внимание учителей на тот
факт, что школьники первое время, в силу малого словарного запаса и неопытности, не всегда будут
грамотно составлять вопросы и чётко разносить информацию по таблицам. В этом случае просил бы Вас
уважаемые коллеги подбодрить ребенка, оценить сильные стороны его работы, и мягко указать на
неточности и огрехи.
Например: я это делаю так:
выслушав ученика я говорю – хорошо или молодец или умница,
– однако, я бы предложил Вам использовать вот такое слово или же оборот
или
– я бы задал вопрос несколько по другому
и уже за этим, я озвучиваю правильное построение вопроса.












































Уважаемые коллеги, школьники ,друзья !
Ваши пожелания, замечания Вы можете присылать на почту [email protected]

Компьютерный варианты таблиц, конспектов по темам / параграфам и другие полезные материалы по предмету Вы можете скачать с сайта: https://multiurok.ru/namikrustamov


С Уважением и Благодарностью
Намик Рустамов





© 2017

2