Методы обучения английскому языку младших школьников
«Настоящее познание дается сердцем.
Мы знаем только то, что любим».
Л.Н.Толстой
Каждый из нас помнит, что в классе всегда есть особо одаренный ученик, который без видимых усилий становится лидером класса, в то время как другие тянутся в хвосте, как бы ни старались.
Существуют споры о том, что же формирует человека, это образование и воспитание, которое он получает или наследственность. В итоге, конец спорам положили исследования физиологии мозга, с одной стороны, а с другой, исследования детской психологии. Ключом к развитию умственных способностей ребенка является его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста [Ибука 2014: 21]. В первые годы нашей жизни, наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю нашу остальную жизнь [Ушинский 2014: 40].
Нам не стоит опасаться за то что, большой объем знаний повлияет на нервную систему детей отрицательно, не надо бояться его «перекормить» или перевозбудить его, способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, а когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Мы должны беспокоиться лишь о том, что даем ребенку слишком мало информации для полноценного его развития. Прекрасная способность детского мозга впитывать информацию может помочь нам в раннем его обучении иностранному языку. Мозг ребенка до трех лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, этот процесс может идти одновременно.
На сегодняшний день практически не вызывает удивления факт обучения иностранному языку детей 3-4-х лет и даже детей до 3-х лет. Опыт раннего детства отпечатывается в мозгу, именно в таком раннем возрасте так важно заложить с самого начала прочный фундамент. Раннее развитие – это примерно и есть такой фундамент. На самом раннем обучении ребенка, его мозг еще не способен отобрать информацию и понять её. Но со временем, развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Считается, что это происходит где-то в возрасте трех лет. И как раз именно в это время встает вопрос, как и чем заинтересовать ребенка. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно [Ибука 2014: 49]. Начинают развиваться и другие способности – он уже может хотеть что-то создавать, делать; они важны для развития интеллекта и формирования характера. В раннем детстве, влияние, оказываемое на ребенка, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь [Ибука 2014: 65]. Ребенку до трех лет нетрудно выучить то, что его интересует. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Итак, как сделать ранний этап обучения интересным и любимым, это и является основной задачей учителя.
В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. В процессе обучения важно учитывать психологические особенности детей этого возраста. В первую очередь они обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста и служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает процесс обучения.
Дети, занимавшиеся английским языком до школы более восприимчивы к языку, более раскрепощены, более мотивированы, легче вступают в коммуникацию, лучше работают с книгой и другими компонентами УМК, проявляют большую готовность к работе в парах и малых группах. Они более успешны в овладении артикуляцией английского языка, ознакомлены с фонетическими упражнениями, которые вызывают определенные трудности у остальных детей.
Всегда помнить о том, что при изучении английского языка дети быстро устают, поэтому каждые 7-10 минут нужно менять вид деятельности. Чем моложе возраст, тем более он требует разнообразия деятельности [Ушинский 2014: 23].
Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться взрослый человек и в несколько лет. Но если дитя, например, скоро выучивается иностранному языку, то оно точно так же скоро и забывает его, если перестает в нем упражняться. Чем моложе человек, тем скорее в нем укореняется привычка и тем скорее искореняется; и чем старее сами привычки, тем труднее их искоренить [Ушинский 2014: 31]. Поэтому, для достижения эффективности занятий английским языком, необходимым условием считаются систематические занятия.
В зависимости от целей применения игр можно использовать следующие группы игр:
игры для снятия напряжения;
игры для развития мышления;
игры для развития сообразительности;
игры на формирование речевых навыков, ролевые игры;
игры для развития лексических, грамматических и фонетических умений и навыков;
контролирующие игры.
С точки зрения методов и средств проведения игр их можно разделить на: игры с использованием вербальной наглядности (создание речевых ситуаций) и игры с использованием предметной наглядности (карточек, картин, предметов).
Можно чередовать игры песнями или применять их одновременно. Игра в движении приближает процесс овладения английским языком, что в дальнейшем снимает скованность и замкнутость в реальном жизненном общении [Красюк 2015: 5].
Музыкальное сопровождение оживляет процесс игры и помогает непроизвольному запоминанию слов и выражений.
В Америке есть необыкновенно популярная пластинка с уроком английского языка. Текст в стихах про лису сопровождается такой ритмичной музыкой, что даже взрослые начинают пританцовывать. И слова сами собой запоминаются под ритмичную музыку. Запоминание происходит само собой, под музыку, без специальной тренировки или зубрежки. Успехи в раннем обучении языку в США стали возможными именно благодаря тому, что ребенка пытаются заинтересовать, а не заставить. Большинство из нас отрицательно реагирует на слово «учиться». Мы заранее настроены отрицательно, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы сделаем большие успехи [Ибука 2014: 124].
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольшей интерес у младших школьников вызывают и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, обеспечивают практическую направленность обучения. В игровой ситуации дети непроизвольно и легко запоминают стихи и новые слова в рифмах, целые фразы и типично английские обороты речи. У них формируются языковые навыки и чувство языка, развиваются эстетический вкус, восприятие и понимание детской классической английской литературы, а также возрастает готовность к серьезному овладению английским языком в дальнейшем [Красюк 2015: 4].
Психологи едины в своем мнении относительно того, что то, что вызывает эмоциональное сопереживание, запоминается и осмысливается лучше, чем нейтральное, индифферентное. Учитель должен активно создавать положительную эмоциональную атмосферу для изучения иностранного языка и обеспечивать возникновение у детей эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.
Итак, раннее изучение иностранного языка оказывает позитивное воздействие на личность ребенка, способствует гармоничному развитию его познавательных, мыслительных и коммуникативных способностей.
Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Ранний возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импритинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.
Известно что, дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, но и старшим. Недаром говорят, что дети – зеркало взрослых. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все жесты, манеру говорить, походку и т.д. [Ибука 2014: 158-159].
Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком, или вдруг начать бояться самолетов, если его приятель их боится.
Подражая, ребенок не просто обезьянничает – это акты настоящего творчества. Важно разумно направлять и его поступки, не останавливать в его стремлениях, так как этим самым, можно помешать развитию его творческих способностей.
Актуальным является прием драматизации, он заставляет пропускать ситуацию через себя, придавая ему личностный характер. Личностная ориентация, как показывает опыт изучения иностранных языков, значительно повышает эффект их усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию навыков социального общения [Белянко 2013: 3-4]. Драматизация как методический прием для обучения языку впервые был применен в Англии. Его родоначальниками стали Питер Слейд (1954) и Брайан Уэй (1967), они считали, что традиционные школьные упражнения «разрушают непосредственность и творчество детей».
Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показали, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Подарите детям свою любовь к языку, а результатом будут прочные знания детей, их благодарность и ваша успешность.
Список использованной литературы:
1.Белянко Е.А. Драматизация в обучении английскому языку / Е.А. Белянко. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 93, [1] с. – (Серия «Сердце отдаю детям»).
2.Ибука М. После трех уже поздно. – М.: «Альпина нон-фикшн», 2014. – 223с.
3.Красюк В.В., Красюк Н.И. Стихи и игры на английском языке / сост. Красюк В.В., Красюк Н.И. – 3-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 96 с.: ил. – (English. Начальная школа)
4.Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как? / Константин Ушинский; составитель Елена Филиппова. – М.: АСТ, 2014. – 380, [1] с.