Мир якутской сказки.
Якутский сказочный фольклор.
Якутский сказочный фольклор очень богат и имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладает в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие в себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразии жизни, труда духовного мира отчего края. Будучи творение народного гения, якутские сказки как и сказки других народов, выражают чаяния и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью, но и явлениями природы
Устное творчество для народов, было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и светлый разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной литературы. Ведь каждая сказка – это какая-то новая сторона большой души народа. Якутские сказки, как и сказки других народов делятся на 3 вида: сказки о животных, волшебные и сказки бытового содержания.
Сказки о животных обычно невелики по объему. Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом, речью. Если в этих сказках и присутствует человек, то он является второстепенным персонажем. Здесь большое значение имеют познавательные свойства сказки: отображение природы северного края, повадки и особенности животных и птиц, живущих в Якутии. Часто в этих сказках отражаются социальные отношения людей, противоборство добра и зла, что несомненно воспитывает в наших душах добро.
Фантастические сказки самые распространенные, что связано с высокоразвитым образным строением эпических поэм – олонхо. Герои сказок - люди маленькие, бедные, наделенные реалистическими чертами, любовно воссозданными бытовыми деталями. Вступая в нелегкое единоборство с разными чудовищами, они проявляют такую смекалку и отвагу, что ничто не может устоять перед их правотой и умом. Неуемная фантазия наделяет героев в этих сказках нечеловеческими, фантастическими способностями.
Наиболее яркая черта бытовых сказок – их острое социальное содержание, классовая размежевание героев: бедняки – охотник или скотовод вступают в борьбу с вполне реальными богачами. Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить. Дети учатся думать, мечтать. На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнавать, Свою Родину познавать.
Структура сказок Волшебная сказка Бытовая сказка Сказка о животных Задача сказки Задача сказки Задача сказки вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному Картинажизни Картина жизни Картина жизни волшебная бытовая небывалая герои герои герои заступник, злодей, страдалец, помощник… обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин) животные (черты животных и условно человека) действия действия действия приказ, испытание, награда испытание героев животных и словно человека
Бесценным наследием устно-поэтического творчества являются сказки, созданные многими поколениями талантливых сказочников. Сказка является богатейшим источником развития фантазии ребенка, учит детей думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание.
Учитель: Я очень рада видеть вас. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по древнему, удивительному северномукраю, краю белых ночей.
II.1.Вступительное слово учителя.
Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках. И, наверное, после этого вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).
Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент
МУЛЬТФИЛЬМ
2.Определение темы урока и его целей
-Что мы посмотрели? сказку
А сказка какая? якутская
- А как вы думаете какова тема нашего урока? Якутские сказки
Подготовить и одновременно наклеить на доске слова
-Да ребята мы сегодня будем говорить о якутских сказках и узнаем, что они отражают и к чему учат.
Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.
-а что такое сказка? работаем в парах
Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и узнаем
Для введения хочу рассказать вам, внимательно слушаем.
«Якутский сказочный фольклор очень богат и имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладает в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие в себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразии жизни, труда духовного мира отчего края. Будучи творение народного гения, якутские сказки как и сказки других народов, выражают чаяния и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью, но и явлениями природы.»
Далее ребята вам предстоит поработать в парах
Я раздаю вам 3 сказки каждой по 1.
1.И зайца кто то боится
2.Находчивый Савва
3.Как ветер к великой горе ходил
Ваши задачи:
- прочитать внимательно ,
- дать характеристику персонажу(герою), который вам больше понравился?
- Что необычного в этой сказке вы заметили?
- К какому виду относится эта сказка?
- Докажите, что это сказка народа Саха?
Рассуждаем вместе….
Теперь обьявляю физминутку. все выходим беремся за руки и начинаем танцевать осуохай. (Играет музыка Mira_Maksimova_-_Osuohaj_na_russkom)
Индивидуальная работа
Посмотрим сказку и каждый из вас сделает у себя запись по каким признакам вы определили, что это именно якутская сказка? В начале мы узнали это по языку.
балаган-15 стр , 13 стр (зимник)
сэргэ -118стр
национальная одежда-женская 21, муж 23стр
посуда-29стр
природа, деревья-73стр
Инсценировка сказки
дети выходят выступают. Сказка «Пять пальцев».
Мировое Древо Аал Луук Мас является одним из центральных образов и в якутском олонхо, и в изобразительном искусстве. ребята для нас это древо жизни, древо плодородия и как центр Вселенной.
Салама – волосяная веревка, натянутая между столбами или деревьями, с нанизанными на нее дарами добрым и злым духам: цветными лоскутками и пучками конских волос. Салама [ср. тюрк. jaлaмa, чалаба священная верёвочка, растянутая между двумя берёзами и увешанная тряпочками, бур.
Домашнее задание на выбор
Как жили люди? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Заключение
Ценное культурное наследие –якутские сказки представляют собой
яркие образцы художественного творчества, отражающего лучшие
традиции в передаче производственного и духовного опыта
предшествующих поколений.
Существует «золотое правило» этнографии,
приобретающее
особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может,
даже трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем
виде формулируется следующим образом: без исторической памяти нет
традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без
воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности
нет народа как исторической личности.
Заключение
Мы убедились, что сказки помогают нам познакомиться с особенностями культуры и быта народа Саха.
В процессе анализа текстов мы увидели, что в сказках в основном отражаются особенности народного быта: названия блюд, украшений, одежды. В некоторых сказках встречаются имена героев. В целом сказки передают особенности культуры – традиции гостеприимства, традиции состязаний. Но самое главное – сказки любого народа учат Добру и Справедливости.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Опираясь на наглядный материал, дети направляют свои усилия на запоминание выражений, ярких образных слов и стараются их употреблять в речи. Как часто мы говорим ребёнку, запомни, и не учим, как это сделать; расскажи, а не уточняем о чём; придумай, а не говорим, как. А если немного помочь подтолкнуть к действию, обыграть ситуацию, то обучение станет понятным, доступным, интересным.
Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: приобщение к традициям нашего народа, воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия – это и есть уважения к культуре и истории своей страны, чувства ответственности за её сохранение.