СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир якутской сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья о характерных ообенностях якутских сказок

Просмотр содержимого документа
«Мир якутской сказки»

Мир якутской сказки.

Якутский сказочный фольклор.

Якутский сказочный фольклор очень богат и имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладает в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие в себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразии жизни, труда духовного мира отчего края. Будучи творение народного гения, якутские сказки как и сказки других народов, выражают чаяния и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью, но и явлениями природы

Устное творчество для народов, было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и светлый разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной литературы. Ведь каждая сказка – это какая-то новая сторона большой души народа. Якутские сказки, как и сказки других народов делятся на 3 вида: сказки о животных, волшебные и сказки бытового содержания.

Сказки о животных обычно невелики по объему. Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом, речью. Если в этих сказках и присутствует человек, то он является второстепенным персонажем. Здесь большое значение имеют познавательные свойства сказки: отображение природы северного края, повадки и особенности животных и птиц, живущих в Якутии. Часто в этих сказках отражаются социальные отношения людей, противоборство добра и зла, что несомненно воспитывает в наших душах добро.

Фантастические сказки самые распространенные, что связано с высокоразвитым образным строением эпических поэм – олонхо. Герои сказок - люди маленькие, бедные, наделенные реалистическими чертами, любовно воссозданными бытовыми деталями. Вступая в нелегкое единоборство с разными чудовищами, они проявляют такую смекалку и отвагу, что ничто не может устоять перед их правотой и умом. Неуемная фантазия наделяет героев в этих сказках нечеловеческими, фантастическими способностями.

Наиболее яркая черта бытовых сказок – их острое социальное содержание, классовая размежевание героев: бедняки – охотник или скотовод вступают в борьбу с вполне реальными богачами. Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить. Дети учатся думать, мечтать. На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнавать, Свою Родину познавать.

Структура сказок Волшебная сказка Бытовая сказка Сказка о животных Задача сказки Задача сказки Задача сказки вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному Картинажизни Картина жизни Картина жизни волшебная бытовая небывалая герои герои герои заступник, злодей, страдалец, помощник… обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин) животные (черты животных и условно человека) действия действия действия приказ, испытание, награда испытание героев животных и словно человека

Бесценным наследием устно-поэтического творчества являются сказки, созданные многими поколениями талантливых сказочников. Сказка является богатейшим источником развития фантазии ребенка, учит детей думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание.


Учитель: Я очень рада  видеть вас. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие  по древнему, удивительному северномукраю, краю белых ночей.

 

II.1.Вступительное слово учителя.

Вы  получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках. И, наверное, после этого вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент

МУЛЬТФИЛЬМ

2.Определение темы урока и его целей

-Что мы посмотрели? сказку

А сказка какая? якутская

- А как вы думаете какова тема нашего урока? Якутские сказки

Подготовить и одновременно наклеить на доске слова

-Да ребята мы сегодня будем говорить о якутских сказках и узнаем, что они отражают и к чему учат. 

Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.

 

-а что такое сказка? работаем в парах

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и узнаем

Для введения хочу рассказать вам, внимательно слушаем.

 «Якутский сказочный фольклор очень богат и имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладает в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие в себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразии жизни, труда духовного мира отчего края. Будучи творение народного гения, якутские сказки как и сказки других народов, выражают чаяния и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью, но и явлениями природы.»

Далее ребята вам предстоит поработать в парах

Я раздаю вам 3 сказки каждой по 1.

1.И зайца кто то боится

2.Находчивый Савва

3.Как ветер к великой горе ходил

 Ваши задачи:

- прочитать внимательно ,

- дать характеристику персонажу(герою), который вам больше понравился?

- Что необычного в этой сказке вы заметили?

- К какому виду относится эта сказка?

- Докажите, что это сказка народа Саха?

Рассуждаем вместе….

 

Теперь обьявляю физминутку. все выходим беремся за руки и начинаем танцевать осуохай. (Играет музыка Mira_Maksimova_-_Osuohaj_na_russkom)

Индивидуальная работа

Посмотрим сказку и каждый из вас сделает у себя запись по каким признакам вы определили, что это именно якутская сказка? В начале мы узнали это по языку.

балаган-15 стр , 13 стр (зимник)

сэргэ -118стр 

национальная одежда-женская 21, муж 23стр

посуда-29стр

природа, деревья-73стр

 

Инсценировка сказки

дети выходят выступают. Сказка «Пять пальцев».

Мировое Древо Аал Луук Мас является одним из центральных образов и в якутском олонхо, и в изобразительном искусстве. ребята для нас это  древо жизни, древо плодородия и как центр Вселенной.

Салама – волосяная веревка, натянутая между столбами или деревьями, с нанизанными на нее дарами добрым и злым духам: цветными лоскутками и пучками конских волос. Салама [ср. тюрк. jaлaмa, чалаба священная верёвочка, растянутая между двумя берёзами и увешанная тряпочками, бур.

 

Домашнее задание на выбор

Как жили люди? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Заключение
 Ценное культурное наследие –якутские сказки представляют собой
яркие образцы художественного творчества, отражающего лучшие
традиции в передаче производственного и духовного опыта
предшествующих поколений.
Существует «золотое правило» этнографии,
приобретающее
особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может,
даже трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем
виде формулируется следующим образом: без исторической памяти ­ нет
традиций, без традиций ­ нет культуры, без культуры ­ нет воспитания, без
воспитания нет духовности, без духовности ­ нет личности, а без личности ­
нет народа как исторической личности.

 

Заключение

Мы убедились, что сказки помогают нам познакомиться с особенностями культуры и быта народа Саха.

В процессе анализа текстов мы увидели, что в сказках в основном отражаются особенности народного быта: названия блюд, украшений, одежды. В некоторых сказках встречаются имена героев. В целом сказки передают особенности культуры – традиции гостеприимства, традиции состязаний. Но самое главное – сказки любого народа учат Добру и Справедливости.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Опираясь на наглядный материал, дети направляют свои усилия на запоминание выражений, ярких образных слов и стараются их употреблять в речи. Как часто мы говорим ребёнку, запомни, и не учим, как это сделать; расскажи, а не уточняем о чём; придумай, а не говорим, как. А если немного помочь подтолкнуть к действию, обыграть ситуацию, то обучение станет понятным, доступным, интересным.

 Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: приобщение к традициям нашего народа, воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия – это и есть  уважения к культуре и истории своей страны, чувства ответственности за её сохранение.