“Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам,
но в умении и готовности вместе с ними пройти “путь” познания,
результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества”.
Л.Г. Логинова
Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях, открытиях, об удовлетворении эстетических, творческих, познавательных и спортивных интересов, о поиске “нового себя”.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он должен отражать их интересы, потребности, раскрыть их внутренний мир. В нем должны быть созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста детей.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации.
Данная программа предполагает занятия в течение одной лагерной смены летней оздоровительной кампании с поэтапным накапливанием определенных умений и навыков и рассчитана на детей 7-15 лет.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны. В течение лагерной смены воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.
В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, развивается эстетического воображение, образное мышление, воспитывается внимание, активизируются познавательные процессы.
В программу включены мероприятия по направлениям: “Спортивно-туристическое”, “Патриотическое”, “Экологическое”, “Юнкор”, “Досуг”.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ”
Название программы | Программа “Вместе весело шагать” II лагерной смены летнего оздоровительного учреждения “Степнячок” при МКОУ СОШ № 8 (туристско-краеведческое направление) |
Авторы-составители программы | Тун-Цай Ольга Ильинична, Федорченко Светлана Анатольевна |
Название проводящей организации | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 8” |
Адрес организации | Ставропольский край, Нефтекумский район, пос. Зимняя Ставка |
Форма проведения | Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей |
Общее количество участников (детей и взрослых) | 30 |
Исполнители основных мероприятий | Педагоги МКОУ СОШ № 8 |
Условия успешной педагогической деятельности | Защита прав и интересов ребенка. Доброжелательность. Сотрудничество и содействие. |
Законодательная база программы | Конституция Российской Федерации. Закон РФ “Об образовании”. Закон Ставропольского края “Об образовании”. Конвенция ООН “О правах ребенка”. Устав МКОУ СОШ № 8 пос. Зимняя Ставка. Программа развития МКОУ СОШ № 8 пос. Зимняя Ставка. |
Ожидаемые результаты | Организация полноценного отдыха детей. Формирование разносторонне развитой личности. Оздоровление детей средствами туристско-краеведческого характера. Повышение заинтересованности к физической культуре и туризму. Сплочение детского коллектива. Повышение коммуникативных навыков детей. Организация системы временного самоуправления разновозрастного коллектива. Развитие самостоятельности, социальной и личной адаптации воспитанников. Развитие инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников. Привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности. Расширение кругозора. |
Механизм реализации программы | Психолого-социологические исследования климата в отрядах лагеря (игры, тренинги, тесты, анкетирование). Определение приоритетов и направлений деятельности воспитателей и детей. Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, учитель физической культуры, библиотекарь, социальный педагог. Финансовое обеспечение (за счет средств МКОУ СОШ № 8, спонсорская помощь). |
Система контроля исполнения программы | Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря. |
Цель программы – популяризация активного летнего отдыха и оздоровления, обучение основам безопасности жизнедеятельности, изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам, самореализация подростков.
Задачи:
привлечь подростков к занятию туризмом;
развивать физически, укрепить здоровье, закалить, привить навыки личной гигиены, нормы самообслуживания и общественно-полезного труда;
формировать чувство коллективизма;
дать определенный набор знаний и умений;
организовать познавательный досуг;
развитие географического кругозора;
обучение навыкам выживания в природных условиях, оказания доврачебной помощи, приобретение опыта спасательных работ;
План реализации программы:
Подготовительный период (май - июнь) | Подбор детей в оздоровительный лагерь. Медицинское обследование детей. Составление программы и планирование работы. Подготовка помещений для принятия детей. |
Организационный период (28 – 30 июня) | Выработка законов жизни лагеря. Деление детей на группы (творческие или группы здоровья). Выбор органов самоуправления. Корректировка плана. |
Основной период (1-15 июля) | Педагогическое, психологическое и медицинское управление процессом оздоровления детей. Работа творческих групп. Ведение дневника здоровья |
Заключительный период (17-18 июля) | Подведение итогов жизнедеятельности участников II лагерной смены по критерию активности, инициативности достижений в укреплении здоровья. Рефлексия. Обобщение опыта по организации II лагерной смены. |
В основу организации жизнедеятельности лагерной смены положены следующие принципы:
Принцип самореализации | - добровольность включения детей в ту или иную деятельность; - обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей; - создание ситуации успеха; - поощрение достигнутого; - признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью |
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления | - создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; - формирование чувств ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия; - защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений |
Принцип динамичности | - постоянная смена деятельности |
Принцип единства тематического содержания | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы используются следующие формы обучения:
беседы,
сюжетно-ролевые игры,
тестирование,
экскурсии и походы одного дня,
творческие задания,
экологические и трудовые десанты,
спортивные эстафеты,
конкурсные программы,
минутки здоровья,
минутки безопасности и др.
Необходимы как индивидуальные, так и групповые формы работы, особенно при овладении детей практическими навыками.
Методы организации образовательного процесса:
метод словесного обучения;
метод проблемного обучения;
метод погружения;
метод наблюдения;
метод творческого самовыражения.
Для реализации программы необходимо наличие материально-технических средств: туристского и спортивного инвентаря, материалов для оказания первой медицинской помощи, информационные и фотоматериалы, библиотека, игровая и спортивная площадки, компьютерный класс.
Основные направления реализации программы:
Направление | Задачи | Виды деятельности |
Спортивно-туристическое | - формирование знаний о видах туризма; - физическое развитие детей; - формирование здорового образа жизни; - формирование чувства коллективизма | - утренняя гимнастика; - минутки здоровья; - игры на свежем воздухе; - спортивные соревнования; - спортивные праздники; - водные процедуры; - экскурсии; - туристические слеты |
Патриотическое | - развитие уважительного отношения к истории; - воспитание чувства патриотизма | - беседы; - конкурсы; - экскурсии к памятнику, обелиску |
Экологическое | - расширение кругозора учащихся, знаний об экологических проблемах; - привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности | - конкурсы рисунков; - экологические десанты; - викторины; - путешествия; - беседы; - фенологические наблюдения |
Юнкор | - развитие творческой индивидуальности; - обучение общению; - развитие эмоциональной сферы | - оформление отрядных уголков; - фотозарисовки мероприятий; - оформление поздравительных открыток; - интервью с победителями; - подготовка и оформление отчета в форме газеты, презентации или видеоролика |
Досуг | - создание условий общения; - формирование навыков самореализации; - развитие мышления, памяти, внимания; - формирование положительных эмоций; - создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе | - конкурсные программы; - настольные игры по интересам; - подвижные игры; - организация работы библиотеки; - проведение тематических часов; - путешествие по сказкам и др. |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
1-й день | Организационный момент Осмотр детей медицинской сестрой Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Выборы лидеров, формирование отрядов Праздник открытия II лагерной смены «Остров сокровищ» Минутка здоровья «Первая помощь при ушибах и ссадинах» Операция «Уют» (оформление игровых комнат) Игры на свежем воздухе с мячами Разучивание отрядной песни, девиза, речевки, оформление эмблемы, отрядных уголков Анкетирование «Я люблю – я не люблю» Минутка безопасности «Пешеходный переход» |
2-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Смотр отрядной песни, девиза, эмблемы Игра «Идем в поход» Минутка здоровья «Первая помощь при носовом кровотечении» Трудовой десант (уборка территории лагеря) Игры на свежем воздухе, катание на качелях Принятие законов общения, игры, творческих дел Минутка безопасности «Один дома» Дискотека, посвященная Дню молодежи |
3-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Уход за кожей» Агитбригада «Мы выбираем жизнь» Выпуск листовки «Не ломай себе жизнь!» Игры на свежем воздухе, катание на качелях Беседа «Правильное питание – залог здоровья» Настольные игры по интересам Просмотр любимых сказок в кинозале |
4-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Трудовой десант (уборка территории лагеря) Агитбригада «Светофор» Минутка здоровья «Аптечка» Подвижные игры на игровой площадке Чтение книг. Поэтическая минутка Минутка безопасности «Правила поведения во время пожара» (просмотр видеоролика) Настольные игры по интересам Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!» |
5-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Зубы. Профилактика зубных заболеваний» Спортивный праздник «Веселые старты» Минутка безопасности. Викторина по ПДД «Правильно - неправильно» (презентация). Разучивание песни о ПДД. Настольные игры по интересам Викторина по русским народным сказкам Игры на свежем воздухе Просмотр любимых мультфильмов |
6-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Осанка» (просмотр презентации) Игра-эстафета «Юные пожарные» Настольные игры по интересам Посещение кинозала Минутка безопасности. Игра «Один дома» (презентация) Игры на свежем воздухе с мячами |
7-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Первая помощь при солнечном ударе» (беседа с медсестрой) Игра «Сохраним удивительный мир природы» Подвижные игры на свежем воздухе Посещение сельской библиотеки. История появления праздника «День семьи». Настольные игры по интересам Минутка безопасности «Опасные животные (змеи, клещи)» Подготовка к празднику «День семьи» |
8-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Первая помощь при тепловом ударе» (беседа с медсестрой) Праздник «День семьи» Игры на свежем воздухе Чтение книг. Поэтическая минутка Минутка безопасности «Грибы» Ролевая игра «В гостях у королевы дорожных знаков» Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья» Просмотр любимых мультфильмов |
9-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Чтобы уши слышали» Игротека «Вкусные конкурсы» Игры на свежем воздухе с мячами Просмотр презентации «Зеленая аптека» (о лекарственных растениях) Настольные игры по интересам Минутка безопасности «О собаках и кошках» Игры на игровой площадке Посещение кинозала |
10-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Закаливание» Беседа с элементами игры «Я – гражданин России» Экскурсия к памятнику И.В. Макаровича. Минута молчания Посещение библиотеки Минутка безопасности «Пожар в квартире» Игры на свежем воздухе с мячами |
11-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Обморок» Мисс лагеря «Лето-2012» Подвижные игры на свежем воздухе Просмотр любимых мультфильмов Мистер лагеря «Лето-2012» Минутка безопасности «Игры Светофора» |
12-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Чтобы глаза видели» Викторина «Лекарственные растения» Подвижные игры на свежем воздухе Конкурс рисунков «Лес – наше богатство» Посещение кинозала Минутка безопасности «Правила пассажира» Конкурс парикмахеров Настольные игры по интересам |
13-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Приятного аппетита!» «Звездный дождь» (музыкально-развлекательная программа) Игры на свежем воздухе Чтение книг. Поэтическая минутка Пение песен под караоке Минутка безопасности «Осторожно – электричество!» Веселая дискотека |
14-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Спокойной ночи!» Викторина-конкурс «Осторожно! Опасно!» Подвижные игры на игровой площадке Конкурс рисунков на асфальте «Огонь-друг, огонь-враг» Настольные игры по интересам Минутка здоровья «Конкурс санитаров» Посещение кинозала |
15-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Как настроение?» Однодневный турслет Подвижные игры на свежем воздухе Выпуск фотогазеты Минутка безопасности «Викторина «Безопасность при пожаре» Игра «Баскетбол» |
16-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Туберкулез» Праздник «Олимпионик» Развивающие игры на концентрацию внимания Шахматный турнир Минутка безопасности «Опасности повседневной жизни» Просмотр видеоролика «Основы безопасности на воде» Юмористическая викторина |
17-й день | Организационный момент Линейка (план работы на день) Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Бешенство» Экскурсия «Удивительное рядом» Зарисовки «Удивительное рядом» Игры на свежем воздухе с мячами Настольные игры по интересам Минутка безопасности «Викторина по ПДД» Выпуск фотогазеты, создание презентации, видеоролика |
18-й день | Организационный момент Осмотр детей медицинской сестрой Утренняя зарядка Инструктаж по ТБ Минутка здоровья «Дизентерия» Закрытие II лагерной смены «Ох уж эти детки!» Игры на игровой площадке, катание на качелях Смотр строя и песни Минутка безопасности «Путешествие в царство бытовой химии» (презентация) Подведение итогов смены. Просмотр презентации, видеоролика. Благодарственные письма родителям. Веселая дискотека |