СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Многоатомные спирты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Многоатомные спирты»

На уроке провели сравнение, строение и свойства многоатомных и одноатомных спиртов. Урок не совсем обычный, были просмотрены некоторые видеофрагменты, выполнили маленькую исследовательскую работу. Но прежде повторили все всойства одноатомных спиртах.

Форма проведения урока: Традиционный урок с использованием ИКТ и исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Многоатомные спирты"»

 Многоатомные  спирты

Многоатомные

спирты

 Вопросы по повторению  домашнего задания : Дайте определение спиртам. Что такое функциональная группа? Как классифицируют спирты по числу функциональных групп, по характеру углеводородного скелета, по характеру атома углерода, с которым связана гидроксогруппа? Имеют ли спирты запах, цвет? Какое у них агрегатное состояние? Почему первые представители спиртов - жидкости, а соответствующие им углеводороды - газы? Какие виды изомерии характерны для спиртов? Перечислите типы реакций, которые характерны для одноатомных спиртов. Как можно получить спирты?

Вопросы по повторению домашнего задания :

  • Дайте определение спиртам. Что такое функциональная группа?
  • Как классифицируют спирты по числу функциональных групп, по характеру углеводородного скелета, по характеру атома углерода, с которым связана гидроксогруппа?
  • Имеют ли спирты запах, цвет? Какое у них агрегатное состояние?
  • Почему первые представители спиртов - жидкости, а соответствующие им углеводороды - газы?
  • Какие виды изомерии характерны для спиртов?
  • Перечислите типы реакций, которые характерны для одноатомных спиртов.
  • Как можно получить спирты?
  Задание:  Основываясь на принципах номенклатуры, дайте названия следующим спиртам:    СН 2 ОН-СН 2 ОН   СН 2 ОН-СНОН-СН 2 ОН Молекулы, которых содержат две гидроксильные группы это - двухатомные спирты  Молекулы, которые содержат три гидроксогруппы – триолы. Известные спирты и большей атомности, например, сорбит содержит шесть гидроксогрупп.  По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты. Задание: Составьте формулы следующих спиртов, исходя из названия:  2 метил-бутандиол-1,3 и 2,2-диметилпентантриол-1,3,5

  • Задание:  Основываясь на принципах номенклатуры, дайте названия следующим спиртам:

СН 2 ОН-СН 2 ОН СН 2 ОН-СНОН-СН 2 ОН

  • Молекулы, которых содержат две гидроксильные группы это - двухатомные спирты Молекулы, которые содержат три гидроксогруппы – триолы. Известные спирты и большей атомности, например, сорбит содержит шесть гидроксогрупп. По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты.
  • Задание: Составьте формулы следующих спиртов, исходя из названия: 2 метил-бутандиол-1,3 и 2,2-диметилпентантриол-1,3,5
Исследование свойств глицерина Изучить физические свойства глицерина (стр.72-73) Какие физические свойства можно исследовать: (цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде.)  К одному мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и смесь взболтайте. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.   Подумайте, в чем причина различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов? Вывод:

Исследование свойств глицерина

  • Изучить физические свойства глицерина (стр.72-73)
  • Какие физические свойства можно исследовать: (цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде.) 
  • К одному мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и смесь взболтайте. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
  •   Подумайте, в чем причина различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов?
  • Вывод:
Изучить химические свойства глицерина А будут ли свойства одноатомных спиртов характерны для многоатомных?  Чтобы ответить на это вопрос смотрим видео демонстрационный эксперимент .  2 СН 2 ОН – СНОН-СН 2 ОН + 6Nа = 2СН 2 ОNа–СНОNa- СН 2 ОNа +3Н 2          глицерат натрия  Написать уравнение реакции взаимодействия глицерина с хлороводородом (по аналогии с одноатомными спиртами)  СН 2 ОН –  СНОН – СН 2 ОН + 3НСI =  СН 2 СI – СНСI – СН 2 СI + 3Н 2 О Как вы думаете, могут ли многоатомные спирты образовывать эфиры? Запишите уравнение взаимодействия с азотной кислотой  СН 2 ОН – СНОН – СН 2 ОН + 3НNO 3  =  СН 2 NO 2  – СНNO 2  – СН 2 NO 2  + 3Н 2 О  Вывод:  
  • Изучить химические свойства глицерина
  • А будут ли свойства одноатомных спиртов характерны для многоатомных? Чтобы ответить на это вопрос смотрим видео демонстрационный эксперимент .

2 СН 2 ОН – СНОН-СН 2 ОН + 6Nа = 2СН 2 ОNа–СНОNa- СН 2 ОNа +3Н 2      

   глицерат натрия

  • Написать уравнение реакции взаимодействия глицерина с хлороводородом (по аналогии с одноатомными спиртами)

СН 2 ОН –  СНОН – СН 2 ОН + 3НСI =  СН 2 СI – СНСI – СН 2 СI + 3Н 2 О

  • Как вы думаете, могут ли многоатомные спирты образовывать эфиры? Запишите уравнение взаимодействия с азотной кислотой

СН 2 ОН – СНОН – СН 2 ОН + 3НNO 3  =  СН 2 NO 2  – СНNO 2  – СН 2 NO 2  + 3Н 2 О 

  • Вывод:  
Вызывает ли появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов? Смотрим видео. Это качественная реакция на многоатомные спирты      Что обусловливает качественные изменения при переходе от одноатомных спиртов к многоатомным? Вывод:   Причина:
  • Вызывает ли появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов? Смотрим видео.
  • Это качественная реакция на многоатомные спирты
  • Что обусловливает качественные изменения при переходе от одноатомных спиртов к многоатомным?
  • Вывод:  
  • Причина:
Посмотрите видео - лекцию о химических свойствах и получении спиртов.  Выполните следующие задания:  1. Записать специфические свойства многоатомных спиртов (со щелочами и гидроксидом меди(II)).  2. Рассмотреть реакции окисления многоатомных спиртов и записать только продукты полного окисления.  3. Записать схемы получения этиленгликоля и глицерина.
  • Посмотрите видео - лекцию о химических свойствах и получении спиртов. Выполните следующие задания: 1. Записать специфические свойства многоатомных спиртов (со щелочами и гидроксидом меди(II)). 2. Рассмотреть реакции окисления многоатомных спиртов и записать только продукты полного окисления. 3. Записать схемы получения этиленгликоля и глицерина.
   Применение этиленгликоля:  антифризы – незамерзающие жидкости;  синтетическое волокно лавсан;  ПЭТ – пластиковые бутылки

Применение этиленгликоля: антифризы – незамерзающие жидкости; синтетическое волокно лавсан; ПЭТ – пластиковые бутылки

Применение глицерина:  умягчитель кожи и ткани;  нитроглицерин – сердечное средство и основа динамита;  косметические средства;  кондитерские изделия;  пластмассы

Применение глицерина: умягчитель кожи и ткани; нитроглицерин – сердечное средство и основа динамита; косметические средства; кондитерские изделия; пластмассы

 На основании изученного материала сделайте общий вывод о строении и свойствах многоатомных спиртов: Особенность строения многоатомных спиртов в …   Физические свойства многоатомных спиртов: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде, плотность...    Химические свойства многоатомных спиртов…   Действие многоатомных спиртов на организм человека...    Практическое применение многоатомных спиртов... 

На основании изученного материала сделайте общий вывод о строении и свойствах многоатомных спиртов:

  • Особенность строения многоатомных спиртов в …
  • Физические свойства многоатомных спиртов: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде, плотность... 
  • Химические свойства многоатомных спиртов…
  • Действие многоатомных спиртов на организм человека... 
  • Практическое применение многоатомных спиртов... 

Домашнее задание:  Стр. 63-73 учебника, упражнения 1-3, стр.74 (устно)  Я пью его в мельчайших дозах,  На сахар капаю раствор,  А он способен бросить в воздух  Любую из ближайших гор. О каком веществе идет речь? Подготовить сообщение о свойствах и применении нитроглицерина

Домашнее задание:

  • Стр. 63-73 учебника, упражнения 1-3, стр.74 (устно)
  • Я пью его в мельчайших дозах, На сахар капаю раствор, А он способен бросить в воздух Любую из ближайших гор.
  • О каком веществе идет речь?
  • Подготовить сообщение о свойствах и применении нитроглицерина
Ресурсы www.youtube . http://ru.wikipedia.org Учебник О.С. Габриеляна и др. Химия-10

Ресурсы

  • www.youtube .
  • http://ru.wikipedia.org
  • Учебник О.С. Габриеляна и др. Химия-10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!