Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция. (10 мин) | Объяснение ____________ Индивидуальный опрос (опрос у доски) _____________ Индивидуальный опрос (работа по дидактическим карточкам) ____________ Фронтальный опрос (игровые технологии с применением ИКТ) | Сегодня очень насыщенный урок, нужно много успеть сделать, поэтому слушаем меня внимательно и стараемся всё выполнить, что намечено. В начале урока мы вспомним основные понятия, усвоенные вами на прошлом уроке, затем познакомимся с материалами новой темы и выполним лабораторный эксперимент. Давайте вспомним с каким классом органических соединений, вы познакомились на прошлом занятии? ___________________________________________ Проверим, насколько хорошо вами усвоены основные понятия данной темы. Я прошу 2-х учащихся выйти к доске и выполнить индивидуальные задания. ____________________________________________ На первую парту присаживаются двое учащихся для выполнения заданий по карточкам. ____________________________________________ Слайд 1-16 А пока ребята работают у доски, я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Химический аукцион». На экране представлена таблица с основными главами темы «Предельные одноатомные спирты», каждой главе соответствует перечень вопросов, которые оцениваются от 3-5 баллов. Выбрав главу, вы определяете, на какой балл желаете ответить. К примеру, Вы выбрали главу «Получение» и вопрос на 4 балла. Выслушиваю ответы учащихся, работавших у доски, проверяю работу, выполненную по карточкам. Учащиеся зачитывают задания, отвечают на поставленные вопросы. Комментирую ответы и оцениваю их. (Всего 5-7 оценок за домашнее задание) | Слушают учителя На прошлом уроке мы начали изучать тему «Спирты», вы познакомились с классификацией данных органических соединений, рассмотрели способы получения и свойства предельных одноатомных спиртов. Выполняют задание по карточкам. _________________________________ Двое учащихся выполняют на доске индивидуальные задания ______________________________ Отвечают на вопросы: |
Постановка цели и задач урока. (2 мин) | Объяснение Работа с учебником | Слайд 17-слайд 19 Тема нашего урока «Многоатомные спирты». Запишите тему урока в тетрадь. Постарайтесь сформулировать цель и задачи нашего урока. Зная определение понятия «Одноатомные спирты», сформулируйте определение понятия «Многоатомные спирты». Найдите определение понятия «Многоатомные спирты» в учебнике и сравните со своим определением данного понятия. | Формулируют цель и задачи урока. Формулируют определение понятия: Многоатомные спирты – это органические соединения, в молекулах которых содержатся две или более гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин) | Объяснение | Слайд 20 Уважаемые старшеклассники, сейчас перед вами будет представлена загадка об одном из представителей многоатомных спиртов, возможно, кто-то уже знает ответ на нее, но подумайте хорошенько. Именно в этой загадке сформулированы практически все свойства многоатомных спиртов. Многоатомный спирт, сладковат. Он бесцветен, воде очень рад. Гидроксида, коль меди вливаешь Средь других всех веществ распознаешь. Кожу рук он смягчит, Даже сердце полечит, а войдет в динамит Берегись – искалечит! Слайд 21 Определение понятию «Многоатомные спирты мы дали, а теперь рассмотрим виды изомерии, характерные для многоатомных спиртов. | Отвечают: 1-углеродного скелета; 2-положения гидроксильных групп в молекуле. Группы ОН в многоатомных спиртах размещаются у разных атомов углерода: |
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в измененной ситуации (конструктивные) (7 мин) | Работа с презентацией. ____________ Работа у доски | Слайд 22 Основные правила составления названий органических соединений по ИЮПАК вам так же знакомы, давайте вместе их вспомним и выполним задание химического тренажера. Слайд 23 Установите соответствие между названием и структурной формулой многоатомных спиртов. Есть ли среди них изомеры? ____________________________________ Вспомните, какое из уже изученных нами органических соединений, может быть исходным веществом для получения многоатомного спирта? ____________________________________________ Слайд 24 Прошу одного учащегося выйти к доске и записать реакцию окисления этилена перманганатом калия до гликоля в общем виде: СH2 = СН2 +[О] + H2O СH2(ОН) – СН2(ОН) Этиленгликоль и глицерин можно получить из галогенпроизводных соответствующих углеводородов. | Формулируют основные принципы номенклатуры спиртов и устанавливают соответствия между структурной формулой и названием веществ, представленных на слайде (выполняют все, затем один ученик выполняет проверку с помощью средств мультимедиа). ____________________ Отвечают на вопрос ________________________________ Записывают на доске уравнение реакции окисления этилена перманганатом калия |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (20 мин) | Лабораторный эксперимент Описание ____________ Проблемный Метод применения информационно-коммуникационных технологий Лабораторный эксперимент | Слайд 25 Для изучения физических свойств многоатомных спиртов, у вас на столах есть лабораторное оборудование (напоминаю правила ТБ). Используя методические указания, проанализируйте физические свойства многоатомных спиртов и запишите их в тетрадь. Инструкция к выполнению опыта Растворение глицерина в воде. 1. Налейте в пробирку 1-2 мл глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше воды. Какова растворимость глицерина в воде? Какие физические свойства характерны для многоатомных спиртов? ____________________________________________ Слайд 26 Великий русский ученый А.М. Бутлеров доказал, что строение вещества обуславливает его свойства. Уважаемые старшеклассники, как вы думаете: отразится ли увеличение количества гидроксогрупп –ОН на свойствах многоатомных спиртов? - Что можно предположить о химических свойствах многоатомных спиртов? - Действительно, есть ряд одинаковых химических свойств у одно- и многоатомных спиртов, которые объясняются наличием одной и той же функциональной группой. Назовём эти химические свойства, напишем уравнения реакций, назовём вещества. Слайд 27-28 1. Взаимодействие с металлами (видеофрагмент). Слайд 29 2. Взаимодействие с галогеноводородами. Слайд 30 3. Глицерин взаимодействует с азотной кислотой с образованием сложных эфиров. В зависимости от условий реакции (мольного соотношения реагентов, концентрации катализатора – серной кислоты и температуры) получаются моно-, ди- и тринитроглицериды: - Накопление функциональных групп приводит к их взаимному влиянию, к увеличению подвижности водорода в группе – ОН, к усилению кислотных свойств в сравнении с одноатомными спиртами, а значит к появлению новых свойств, отсутствовавших у одноатомных. Слайд 31 У вас на столах есть методические указания для сравнения возможности протекания данной реакции у одноатомных и многоатомных спиртов. Инструкция для выполнения опыта В пробирку налейте около 1 мл 10 %-ного раствора сульфата меди (II) и добавьте немного 10%-ного раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка гидроксида меди (II). К полученному осадку добавьте по каплям глицерин. Взболтайте смесь. Отметьте превращение голубого осадка в раствор темно-синего цвета. Проделайте те же действия, но вместо глицерина возьмите, для опыта, этиловый спирт. Слайд 32 Это качественная реакция на многоатомные спирты. Очень часто мы можем обнаружить спирты в продуктах, где по нашему мнению их быть вовсе не должно. ___________________________________________ Слайд 33-38 Я попрошу одного ученика выйти к доске и рассказать о результатах небольшой исследовательской работы, которую он подготовил. Слайд 39-43 Где же применяют многоатомные спирты? Практически повсеместно. Я прошу выступить учащегося с презентацией «Применение многоатомных спиртов» Этиленгликоль необходим для приготовления антифризов – незамерзающих жидкостях, используемых в радиаторах автомобилей в зимних условиях. Его так же используют для синтеза ценного синтетического волокна – лавсана. Этиленгликоль применяют и при производстве взрывчатых веществ. Глицерин применяют для получения нитроглицерина и динамита. Кроме того, глицерин используют в медицине и в парфюмерии (для изготовления мазей, смягчающих кожу), в кожевенном производстве (для предохранения кож от высыхания), в текстильной промышленности (для придания тканям эластичности и мягкости). В медицине 1%-ный раствор нитроглицерина служит в качестве средства, расширяющего кровеносные сосуды. Слайд 44 Спасибо отвечающим, а теперь давайте вернемся к загадке, которая была загадана в начале урока: Многоатомный спирт, сладковат. Он бесцветен, воде очень рад. Гидроксида, коль меди вливаешь Средь других всех веществ распознаешь. Кожу рук он смягчит, Даже сердце полечит, а войдет в динамит Берегись – искалечит! | Определяют физические свойства многоатомных спиртов, выполняя лабораторный эксперимент. Таблица «Физические свойства многоатомных спиртов» Название спирта | Формула | Агрегатное состояние | Запах | Растворимость | Ткип | Глицерин | | сиропообразная жидкость | нет | неограниченная | 290 | _____________________________ Учащиеся высказывают предположения Можно предположить сходство в свойствах с предельными одноатомными спиртами, так как вещества содержат одинаковую функциональную группу. Знакомятся с материалами видеофрагмента. Выполняют качественную реакцию на многоатомные спирты. Записывают уравнения реакции, характеризующие химические свойства в тетрадь. ___________________________ Ученик, рассказывает о целях, объектах и результатах исследовательской работы: «Определение присутствия многоатомных спиртов в различных продуктах» Выступление учащегося с презентацией «Применение многоатомных спиртов» Отвечают: многоатомный спирт-глицерин. |