СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Модели и моделирование". Практическая работа по труду для 6 класса.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Модели и моделирование". Практическая работа по труду для 6 класса.»



Методическая разработка практической работы

в рамках модуля «Производство и технологии»

по теме: «Модели и моделирование»

6 класс


Планируемые предметные результаты

Узнают:

1.Инструменты и принадлежности

1.1.Бумага

Бумага (Ватман) — это белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой.

1.2.Линейка

Линейка - простейший измерительный инструмент, как правило представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые штрихи (деления), кратные единице измерения длины (сантиметр, миллиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний. 

1.3.Ножницы

Ножницы - инструмент для разрезания относительно тонких материалов. Ножницы состоят из двух лезвий, сходящихся под углом и соединённых пружиной или шарниром.

1.4.Клей

Клей — это вещество, многокомпонентная композиция на основе органических или неорганических составляющих, способные соединять (склеивать) различные материалы.

1.5.Карандаш

Карандаш — это инструмент в виде стержня, изготавливаемый из пишущего материала, например, графита.

2.Термины, требования, правила

2.1.Правила техники безопасности

ПТБ при работе с клеем:

1.Под детали необходимо подкладывать лист бумаги или клеенку.

2.Клей наносят тонким равномерным слоем.

3.Намазанную клеем деталь осторожно накладывают на изделие более широкой стороной, затем ее накрывают чистой бумагой и протирают салфеткой, слегка разглаживая от центра к краям.

ПТБ при работе с ножницами:

1.Пользуйся ножницами с закругленными концами и соответствующие размеру твоей руки.

2.Храни их в указанном месте в определенном положении.

3.При работе внимательно следи за направлением реза.

4.Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5.Не держи ножницы лезвиями вверх.

6.Не оставляй ножницы в открытом виде.

7.Не режь на ходу.

8.Не подходи к товарищу во время резания.

9.Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперед.

10.Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.

11. Ножницы надо класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

12.Следи, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия. Если падение ножниц произошло, то нельзя их ловить, дай им упасть, потом подними.

2.2.Разметка

Разметка – это нанесение на бумагу или картон с помощью чертежно- измерительных инструментов или на глаз всех рабочих и вспомогательных линий деталей, выкроек. Вспомогательные и рабочие линии наносятся и на самих деталях (надрез, прокол, место нанесения клея, место сгиба).

2.3.Виды разметки


1.Существует разметка на глаз и выполняется рисованием без чертежно-измерительных инструментов.

2.Разметка по трафарету или шаблону применяется при разметке деталей сложной формы или при разметке большого количества деталей.

3.Разметка по клетчатой бумаге или, как еще ее называют по намеченным контурам, выполняется на первых этапах обучения разметке.

4.Разметка переводом выполняется через копировальную бумагу или кальку при разметке сложных деталей, имеющих много дополнительных обозначений и требующих точности в выполнении криволинейных контуров.

5.Разметка на просвет выполняется на специальном столе, имеющем прозрачную поверхность и подсветку или, при необходимости, на оконном стекле.

6.Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов - линейки, угольника, чертежного и измерительного циркулей выполняется как на бумаге, так же на картоне.

2.4.Требования для выполнения разметки

1.Все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов.

2.Разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа.

3.Разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя.

4.Шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках.

5.Разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом.

А) Разметку начинают от верхней точки вниз, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки в низ по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему.

Б) Придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила сверху (над линейкой) или со стороны рабочей руки.

2.5.Резание

Резание бумаги выполняется ножницами – это наиболее распространенный способ обработки бумаги.

Понятие «резать» – разделять на части, отделять от целого чем-нибудь острым. Необходимо уметь резать по прямому и криволинейному контуру.

2.6.Правила резания

1.При резании по прямой линии надо смотреть на концы ножниц и направлять их вдоль намеченной линии.

2.При резании по внешнему криволинейному контуру ножницы передвигают против часовой стрелки, надо смотреть на место резания, поворачивая не ножницы, а заготовку.

3.По внутреннему контуру режут по часовой стрелке.

2.7.Сгибание

Сгибание – операция, в результате которой отдельные части бумаги располагаются под углом друг к другу. Сгибаться то же, что и гнуться, принимать изогнутую форму. Понятие «сгиб» – место, по которому что-то согнуто или сгибается (сгиб локтя, переплета и др.). Способом сгибания бумаге придают геометрическую форму.

2.8.Склеивание

Склеивание — способ надежного соединения элементов, который основывается на адгезии (сцеплении) клеевой прослойки и склеиваемого материала.

Научатся:


1.Размечать, вырезать, сгибать, склеивать детали заданной конструкции по чертежу и рисунку, используя инструменты и принадлежности.

2.Собирать детали заданной конструкции в единое целое по чертежу и рисунку.

Смогут объяснять/характеризовать:


1.Выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей.

2.Изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств.

3.Анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу.

Смогут самостоятельно выполнять/сделать:


1.Аналогичное изделие, соблюдая технологическую последовательность.

2.Другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты.


Практическая работа «Выполнение модели самолета «Ту-144»


Цель: изготовление бумажной модели самолета «Ту-144».


Оборудование и материалы: шаблоны-задания, клеенка, лист ватмана А4, карандаш, линейка, ножницы, клей.


Задание 1: изготовить бумажную модель самолета «Ту-144», используя разметку по шаблону.

Задание 2: доконструировать хвост и крылья самолета, выбрав один из предложенных вариантов.

Технологическая карта


Последовательность технологических операций

Материалы, инструменты

Разметка

Для изготовления самолета нужно взять лист ватмана А4. Сложить лист пополам и произвести разметку согласно чертежу.

Лист ватмана А4, карандаш, линейка

Резание. Сгибание. Склеивание

Выполнить надрезы для получения элеронов 4. По штрих-пунктирным линиям согнуть крылья 3. Кабина 2 образуется из усов 5. Один ус необходимо сложить гармошкой, а второй смазать клеем и обмотать вокруг гармошки. Фюзеляж 1 между крыльями 3 можно склеить. Регулировать полет нужно элеронами 4.

Ножницы, клей

Рисунок 1

Доконструирование

Перед учениками можно поставить творческие задачи на доконструирование этого самолета. Одной из таких задач может быть задача на доконструирование хвоста самолёта. На рисунке 2 предложен вариант решения этой задачи. Хвост изготовили дополнительно и вклеили в готовый самолет.

Карандаш, линейка

Рисунок 2

На рисунке 3 берется вся заготовка на 10 мм длиннее.

Карандаш, линейка

Рисунок 3

Вторую творческую конструкторскую задачу можно поставить на изменение конфигурации крыла. Один из вариантов показан на рисунке 1.

Карандаш, линейка



Карта контроля выполненной работы

Технологическая операция

Критерии оценки

Балл

Разметка

Разметка выполнена по заданным размерам. Типы линий соблюдены.

1

Резание

Чертеж вырезан, не выходя за линии чертежа.

1

Сгибание

Линии согнуты без заломов.

1

Доконструирование

Доконструирован хвост самолета.

Доконструированы крылья самолета.

0,5

0,5

Склеивание

Детали склеены аккуратно, четко по линиям. Изделие имеет эстетический внешний вид.

1


Итого

5



Вывод:

В ходе выполнения практической работы ученик научился: делать разметку по чертежу, вырезать, сгибать, склеивать самолет «Ил-144», применять в работе творческие задачи, связанные с доконструированием хвоста и крыльев самолета.











Критерии оценки



Оценка процесса

Баллы

Оценка

1

Качество выполненной работы

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


2

Затраты времени на выполнение работы

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


3

Организация рабочего места

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


4

Соблюдение технологических операций при выполнении работы

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


5

Соблюдение техники безопасности

Выполняется - 1

Не выполняется - 0



Итого

5



Оценка результата

Оценка

1

Использование инструментов и принадлежностей

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


2

Последовательное выполнение технологических операций

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


3

Качество

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


4

Аккуратность

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


5

Внешний вид

Выполняется - 1

Не выполняется - 0



Итого

5