Модуль «Самоуправление»
Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в том, что школьники действительно могут реализовать свои инициативы, могут принять участие в управлении делами школы, класса.
Настоящее самоуправление предопределяет ситуацию, когда дети не только обладают определёнными правами, но и несут определённую ответственность за свои решения и работу.
Ученическое самоуправление постепенно захватывает и вовлекает всех обучающихся в управление делами класса и школы. При условии работы в коллективе формируется чувство товарищеской взаимопомощи и организаторские качества личности, а соответственно, подросток учиться правильно организовывать своею жизнь, стремиться к самовоспитанию и саморазвитию.
Смысл ученического самоуправления заключается в обучении подростков основам отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своим поведением, своей жизнью в коллективе, а коллективная деятельность обучающихся является средством самореализации.
Взаимодействие с общественными группами и органами власти в процессе реализации коллективных дел воспитывает социальную активность молодого поколения.
Через модель ученического самоуправления реализуется право учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта социального партнерства.
Самоуправление создает благоприятные социальные условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную коллективную деятельность, стимулирующую социальную активность и творчество.
Содержание работы органов ученического самоуправления, характерных для организации внеурочных занятий в школе через разнообразные виды деятельностей:
• познавательная деятельность – предметные недели, интеллектуальные игры, диспуты, разработка проектов и их реализация, классные часы;
• экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, в классе, участие в проведение всероссийского урока «Экология и энергосбережение», «Урок Арктики», участие в краевом школьном конкурсе «Экология и я», участие в акции «Зеленая планета», проведение классных часов по теме «Экология», операция «Семена»;
• спортивная деятельность – участие в школьных олимпиадах разного уровня, игры: «Веселые старты», турэстафета;
• художественно-эстетическая деятельность – участие в праздничных мероприятиях школы: «День знаний», «День учителя», «День матери», «Декада инвалидов», «Новый год», «8 марта», «9 мая», «Последний звонок», городских, краевых конкурсах рисунков, фотографий, поделок ДПИ, оформление школьных зон к праздникам;
• информационная деятельность – накопление информации о жизни классов, школы проходит через внеурочную деятельность по программе «Школьный музей»: сбор информации об участниках образовательного процесса, помощь в создании презентаций, изготовление мини фильмов «Выпускники», «Ветераны школы», «Память о ветеранах», «Педагоги школы»;
• профилактическая деятельность – регулярное проведение классных часов, инструктажей по ОТ и ТБ, организация дежурства по школе, контроль за соблюдением Устава школы;
• экскурсионно-исследовательская деятельность – проектно-исследовательская деятельность, организация онлайн экскурсий в каникулярное время;
• патриотическая деятельность – участие в смотре песни и строя к «23 февраля», ежегодное участие в акции «Бессмертный полк», участие в акции «Верим в Россию» (рисунки в поддержку участников олимпиады), проведение классных часов: «Я гражданин своей страны», «Вместе дружная семья» (ко дню народного единства), «Герои России», «Крымская весна».
Самоуправление в образовательной организации – необходимый компонент содержания воспитания личности. С его помощью создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.
Наш класс – это второй дом, куда мы с ребятами торопливо шагаем каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – и взрослым, и детям. Воспитание личности – это искусство. Где искусство – там талант, там сердце, там интуиция, там вдохновение...
Моя стратегия к ученику при построении воспитательной системы класса:
-
не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. При этом к детям относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
-
лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты;
-
главное – найти интересное дело, в которое можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними;
-
главное - не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований;
-
дети в классе – твоё отражение: старайся постоянно работать над собой;
будь последовательным и объективным.
Организация самоуправления в нашем образовательном учреждении соответствует главным принципам гуманистической педагогики, а именно: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправную позицию всех участников образовательного процесса.