СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой дом - моя крепость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью таких мероприятий является возрождение и сохранение культурно-исторических традиций. Приобщая детей к народным традициям, обычаям, праздникам, они учатся изучать историю русского народа. Данное мероприятие  учитывает познавательные интересы учащихся, ориентировано на развитие творческих и актерских способностей.

Предлагаемый материал может быть использован педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, учителями образовательнх учреждений при   проведении воспитательнных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Мой дом - моя крепость»

Мой дом – моя крепость


Цель: Ознакомление учащихся с обычаями, укладом жизни, традициями русского народа в разные периоды

Задачи:

- познакомить учащихся с укладом жизни и обычаями наших предков

- развивать у детей осознанную необходимость личного участия в поддержании семейных традиций

- воспитывать чувство привязанности к родному дому

Действующие лица: Ведущий, Домовой

Оборудование: мультипроектор, экран, презентация на тему истории быта русского человека в разных вековых периодах. костюм Домового.

Аудитория: 5 классы

Советы по проведению: Мероприятие проводится внутри объединения, группы состоят их 5 человек, дети сидят за столами. Одна часть зала оформлена в виде русской избы, другая часть как современный частный дом и третья часть под квартиру в многоэтажном доме.

Предварительная работа: Каждая группа готовит одно представление из номинаций: «Русская изба», «Современный частный дом», «Квартира в многоэтажном доме» и одну семейную традицию по выбору: мастер – класс, пение под караоке, или русскую настольную игру.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с обычаями, укладом жизни, традициями в разных вековых периодах русского народа. (Идут слайды) Когда-то первым жилищем – домом человека была пещера. Далее, обнаружив в себе талант строителя, наш далекий предок построил первый дом – шалаш. Человек, выбравший для своей жизни лес, мудро извлек из лесной жизни главное ее преимущество - наличие в лесу строительного материала. В результате творческого старания человека появилась первая рубленая изба. Так постепенно от пещеры, от рубленой избы до необъятных небоскребов благоустраивал свою жизнь человек в течение нескольких тысячелетий. Вы будущие хозяева нашей земли и ваша задача приумножить богатства нашей земли. Ведь земля – наш дом родной.

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш отчий дом

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Ребята, вот здесь у нас импровизированный уголок русской избы. Вот здесь современный частный дом, а здесь квартира в многоэтажном доме. Предлагаю вам, согласно вашему домашнему заданию, занять свои места и приготовиться к выступлению.

Группы по очереди представляют характерные особенности того или иного жилища. Появляется Домовой.

Домовой: Здравствуйте, ребята! Я побывал в разных человеческих жилищах и в избе мне понравилось русская печь - красный угол, в современном частном доме мне понравился холодильник и телевизор, в квартире мне понравилось ванна, мусоропровод и не надо печку топить, ведь здесь центральное отопление. Что означает выражение: «Родительский дом – начало начал»? (дети отвечают). В родительском доме вы произнесли первое слово, впервые встали на ноги и сделали первый шаг, прочитали первую книжку, пережили первую радость и первую обиду. Все впервые происходит в родительском доме, вот поэтому так в народе и говорят: «Родительский дом – начало начал». На Руси оберегом дома являлся резной петушок на коньках крыш.

Я хочу поиграть с вами в русскую народную игру «Петушиный бой».

Правила игры: От каждой команды вызывается по одному человеку, они становятся в круг. По сигналу они принимают положение стоя на одной ноге, одна рука на поясе, вторая рука за спиной, и стараются толчками плеча вытолкнуть соперников из круга. Победителю вручается жетон. В чьей команде больше жетонов, та команда победила.

Домовой: Наши предки, выбирая место для строительства, думали о долговечности дома. Дом старались построить на чистом возвышенном месте – на пригорке, на берегу реки, чтобы вид из окон был красивым. Строили дом всей семьей, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе с ними потом праздновали новоселье. Кого первым впускали в дом? (кошку) Как угощали домового? (в уголок под печку клали кусочек хлеба и миску с водой). При помощи чего защищали свои жилища? (возле входной двери вешали обереги, на коньках крыш ставили резных петухов).

Домовой: Многое может рассказать о жизни человека его жилище, в нем отражаются также традиции целых народов.

Какие семейные традиции есть в ваших домах и семьях?

Дети отвечают и показывают по выбору для всех присутствующих мастер – класс по изготовлению несложных поделок с русским национальным уклоном, настольную игру или пение под караоке в современной квартире.

Домовой: Я люблю, чтобы в доме было чисто, тепло и пахло пирогами, я вас хочу угостить пирогами. Прощается и уходит.

Ведущий: На этом наш праздник заканчивается, я предлагаю вместе спеть песню «Родительский дом».