Мой дом – моя крепость
Цель: Ознакомление учащихся с обычаями, укладом жизни, традициями русского народа в разные периоды
Задачи:
- познакомить учащихся с укладом жизни и обычаями наших предков
- развивать у детей осознанную необходимость личного участия в поддержании семейных традиций
- воспитывать чувство привязанности к родному дому
Действующие лица: Ведущий, Домовой
Оборудование: мультипроектор, экран, презентация на тему истории быта русского человека в разных вековых периодах. костюм Домового.
Аудитория: 5 классы
Советы по проведению: Мероприятие проводится внутри объединения, группы состоят их 5 человек, дети сидят за столами. Одна часть зала оформлена в виде русской избы, другая часть как современный частный дом и третья часть под квартиру в многоэтажном доме.
Предварительная работа: Каждая группа готовит одно представление из номинаций: «Русская изба», «Современный частный дом», «Квартира в многоэтажном доме» и одну семейную традицию по выбору: мастер – класс, пение под караоке, или русскую настольную игру.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с обычаями, укладом жизни, традициями в разных вековых периодах русского народа. (Идут слайды) Когда-то первым жилищем – домом человека была пещера. Далее, обнаружив в себе талант строителя, наш далекий предок построил первый дом – шалаш. Человек, выбравший для своей жизни лес, мудро извлек из лесной жизни главное ее преимущество - наличие в лесу строительного материала. В результате творческого старания человека появилась первая рубленая изба. Так постепенно от пещеры, от рубленой избы до необъятных небоскребов благоустраивал свою жизнь человек в течение нескольких тысячелетий. Вы будущие хозяева нашей земли и ваша задача приумножить богатства нашей земли. Ведь земля – наш дом родной.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш отчий дом
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ребята, вот здесь у нас импровизированный уголок русской избы. Вот здесь современный частный дом, а здесь квартира в многоэтажном доме. Предлагаю вам, согласно вашему домашнему заданию, занять свои места и приготовиться к выступлению.
Группы по очереди представляют характерные особенности того или иного жилища. Появляется Домовой.
Домовой: Здравствуйте, ребята! Я побывал в разных человеческих жилищах и в избе мне понравилось русская печь - красный угол, в современном частном доме мне понравился холодильник и телевизор, в квартире мне понравилось ванна, мусоропровод и не надо печку топить, ведь здесь центральное отопление. Что означает выражение: «Родительский дом – начало начал»? (дети отвечают). В родительском доме вы произнесли первое слово, впервые встали на ноги и сделали первый шаг, прочитали первую книжку, пережили первую радость и первую обиду. Все впервые происходит в родительском доме, вот поэтому так в народе и говорят: «Родительский дом – начало начал». На Руси оберегом дома являлся резной петушок на коньках крыш.
Я хочу поиграть с вами в русскую народную игру «Петушиный бой».
Правила игры: От каждой команды вызывается по одному человеку, они становятся в круг. По сигналу они принимают положение стоя на одной ноге, одна рука на поясе, вторая рука за спиной, и стараются толчками плеча вытолкнуть соперников из круга. Победителю вручается жетон. В чьей команде больше жетонов, та команда победила.
Домовой: Наши предки, выбирая место для строительства, думали о долговечности дома. Дом старались построить на чистом возвышенном месте – на пригорке, на берегу реки, чтобы вид из окон был красивым. Строили дом всей семьей, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе с ними потом праздновали новоселье. Кого первым впускали в дом? (кошку) Как угощали домового? (в уголок под печку клали кусочек хлеба и миску с водой). При помощи чего защищали свои жилища? (возле входной двери вешали обереги, на коньках крыш ставили резных петухов).
Домовой: Многое может рассказать о жизни человека его жилище, в нем отражаются также традиции целых народов.
Какие семейные традиции есть в ваших домах и семьях?
Дети отвечают и показывают по выбору для всех присутствующих мастер – класс по изготовлению несложных поделок с русским национальным уклоном, настольную игру или пение под караоке в современной квартире.
Домовой: Я люблю, чтобы в доме было чисто, тепло и пахло пирогами, я вас хочу угостить пирогами. Прощается и уходит.
Ведущий: На этом наш праздник заканчивается, я предлагаю вместе спеть песню «Родительский дом».