Негосударственное общеобразовательное учреждение школо-интернат №22 ОАО «РЖД» основного общего образования
Научно-исследовательская работа на тему
«Мои глаза – моё богатство»
Выполнила:
ученица 3 класса Б
Балдакова Анфиса
Руководитель : Ануфриев И.В. учитель нач.кл
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Строение глаза
2.2. Причины ухудшения зрения
III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Анкетирование
3.2. Выполнение опытов
3.3.Составление правил бережного отношения к зрению
VI. ВЫВОДЫ
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Приложение
I.Введение
Темой исследовательской работы является
«Мои глаза – мое богатство».
Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Все мы хотим быть здоровыми, хорошо слышать, хорошо видеть, но лишь немногие могут похвастаться 100% зрением.
По настоящему здоровое зрение - это отсутствие переутомления и недомогания, это наличие энергии и жизненных сил, это тот образ жизни, который ведет человек, включая правильное здоровое питание и своевременные посещения медицинского специалиста.
Актуальность исследования видим в том, что на сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней среди детей в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 80% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.
Новизна и практическая значимость в том, что благодаря проведенному исследованию были разработаны правила для сохранения зрения младших школьников, в доступной форме подготовлены буклеты для учащихся.
Цель работы: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
познакомиться со строением глаза;
выявить причины, влияющие на ухудшение зрения учащихся;
составить правила бережного отношения к зрению.
Объект исследования: профилактика нарушения зрения младших школьников.
Предмет исследования: средства и меры, направленные на защиту органа зрения, бережное отношение к своему зрению.
В качестве гипотезы выдвигается утверждение, что при соблюдении необходимых правил, можно сохранить хорошее зрение надолго и избежать его ухудшения.
При осуществлении исследования были использованы следующие методы исследования: наблюдение; сравнение; эксперимент; анкетирование.
.
II. Обзор литературы
Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Резкое ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познания, ограничивает выбор профессии.
Снижение остроты зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм школьника очень восприимчив ко всякого рода вредным воздействиям, степени нагрузки на глаза в процессе школьных занятий должно быть уделено особое внимание. Ведь в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.
Строение глаза
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке .В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по зрительному нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
Таким образом, глаз – уникальный орган, благодаря которому мы получаем до 90 % информации об устройстве окружающего мира.
Строение глаза.

Причины ухудшения зрения
У многих людей нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение? Наиболее важные исследования были проведены в 1968 году американским ученым Янгом, который работал на Аляске, изучая семейства эскимосов. Эскимосы – родители были неграмотными людьми, а их дети - первым поколением, начавшим посещать школу. То, что открыл Янг обеспокоило специалистов по проблемам со зрением. Из 130 родителей 128 имели прекрасное зрение на расстоянии и только у двух наблюдались небольшие проблемы. С другой стороны, у более половины детей была выявлена значительная близорукость. (Близорукостью называют неспособность четко видеть отдаленные предметы.) Зрение у родителей и детей должно быть одинаковым, так как племя жило обычной жизнью эскимосов, то есть охотой и рыболовством, у них были равные условия проживания, одинаковая пища. Дети – эскимосы не унаследовали эту болезнь. Янг сделал заключение, что долгое время, проводимые детьми за чтением и приготовлением школьных заданий, вызвали близорукость .
Также можно выделить еще несколько фактов:
Наследственность
Неправильное питание
Перенапряжение глаз
Бодрствования по ночам, сон днем
Сдерживание слез
Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек пользовался своими глазами для того, чтобы смотреть вдаль при ярком солнечном свете – для охоты, рыбной ловли и для сражений. Когда солнце заходило, обязанности глаза кончались. Конечно, первобытный человек не работал целый день с предметами, расположенными вблизи глаз, не смотрел телевизионные передачи в течение нескольких часов, не проводил время за компьютером и не читал книгу далеко за полночь.
Таким образом, причин влияющих на ухудшение зрения множество, зная их, можно эффективно бороться с ними.
III. Исследовательская часть
1. Анкетирование
Изучив много литературы, поняла, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и сразу возник вопрос: а знают ли об этом наши одноклассники? Мы решили провести анкетирование ребят нашего класса.
С целью выявления имеющихся знаний о зрении провели анкетирование среди учащихся 3 б класса.(Приложение № 1)
В анкете принимало участие 20 человек.
В результате проведенного анкетирования были получены такие результаты:
Каждый второй ребенок очень низко наклоняется над тетрадью или книгой, а это способствует искривлению позвоночника и развитию близорукости. (Приложение 2)
Четыре человека иногда готовят уроки при плохом освещении, а это не допустимо, так как это вызывает сильное напряжение глаз, и в результате может появиться головная боль.
Только 7 человек из 20 делают гимнастику для глаз при длительном напряжении, а гимнастика для глаз очень полезна, потому что специальные упражнения хорошо тренируют глазные мышцы. Зарядка для глаз поможет быстро снять усталость и помочь при профилактике близорукости.
Полученные результаты тестирования показали, что далеко не каждый школьник знает и соблюдает правила сохранения зрения, вот почему мы решили более подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
3.2. Выполнение опытов
В начале исследовательской работы выдвинули гипотезу, о том, что при соблюдении правил по сохранению зрения, можно сохранить хорошее зрение надолго и избежать его ухудшения. Чтобы определить реакцию зрачка на свет провели следующие опыты:
Опыт № 1 Я сижу на стуле, а Глеб направляет на меня настольную лампу. При свете зрачки сужаются. Выключаем лампу зрачки расширяются.


Делаем вывод: Зрачок регулирует количество света. Если света недостаточно, зрачок расширяется, если яркий свет, он сужается.
Опыт №2 Мы нарисовали мост, у которого отсутствует часть пролета. Не закрывая глаз, мы по очереди прислонились к месту, где отсутствует часть пролета моста.


Результат: Нам показалось, что края моста сошлись. Это потому , что мозг соединяет два отдельных изображение поступающие из глаз. В единое изображение. И со впечатление, что мост восстановлен.
Опыт №3 Берем трубку около 30см длинной. Подносим трубку к правому глазу. Поднимаем левую руку и держим ее перед левым глазом, ладонью к себе. Теперь смотрим правым глазом в трубу, не закрывая при этом левый глаз.


Результат:
Нам показалось, что у нас на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем выводы: Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет их, и делает единое изображение.
На основе полученных результатов мы решили, что для нас необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
И мы обратились за помощью медицинской сестре нашей школы Наталье Викторовне.

У нас были дополнительные вопросы к Наталье Викторовне:
- можно ли восстановить зрение?
-какие витамины полезны для глаз?
-как помочь глазам, если они устали?
Мы узнали: чтобы глаза стали лучше видеть , необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует , что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнение простые, но довольно эффективные. Существует гимнастика «Зоркости» , при которой читают попеременно то одним глазом, то другим; при этом второй глаз закрыт. Такой режим повышает остроту зрения. И витамины полезные для глаз : «А» «Е», Цинк. Из беседы мы поняли , то существует много методов восстановления зрения.
3.3. Составление правил бережного отношения к зрению
На данном этапе исследования одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда? Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками в группах выработали правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.
При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.
Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы. Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет.
Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.
Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.
Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.
Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.
Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.
Таким образом, правила бережного отношения к зрению – простые действия, при соблюдении которых надолго сохраниться хорошее зрение. Как хороший спортсмен не может без тренировок, так и наши глаза нуждаются в каждодневной зарядке. Необходимо помнить об этих правилах.
А для того, чтобы одноклассники могли всегда провести гимнастику для глаз самостоятельно, а также поделиться со своими сверстниками, родителями и бабушками об удивительном мире глаз подготовили памятки «Берегите зрение».
IV. Выводы
В результате исследования мы пришли к выводам:
Глаз – уникальный орган, благодаря которому мы получаем до 90 % информации об устройстве окружающего мира.
Причин влияющих на ухудшение зрения множество, приведем самые распространенные:
- Наследственность
- Неправильное питание
- Перенапряжение глаз.
Правила бережного и правильного отношения к зрению - залог здоровья глаз.
Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что при соблюдении необходимых правил, можно сохранить хорошее зрение надолго и избежать его ухудшения, подтвердилась. За время эксперимента зрение ни у кого не ухудшилось. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. Мне очень хотелось бы, чтобы данное исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
V. Список используемых источников информации:
Аветисов Э.С. «Как беречь зрение», - 2000г., Москва - ГЭОТАР МЕДИЦИНА
Александрова А.П. Медицинская энциклопедия.
Буянова А.Ю. «Я познаю мир», 2000.
Дмитриева Н.Я. Товпинец И.П. Естествознание: 3кл. М.: Просвущение,1998.
Лечебный справочник «Домашний доктор». Изд. Эксмо Москва, 2002.
Ликум А. «Все обо всем», г.Москва, 1995.
«Моя самая первая энциклопедия», Москва РОСМЭН 2005.
Ревин А.И. Специфика зрения человека.- М.: Медицина, 2003.
Сурков А.А. Энциклопедия. Влияние компьютерной техники на зрение человека.- Новосибирск: Академия, 2001.
Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001.
Интернет – ресурсы:
http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/
http://www.lekron.ru/
http://www.medpulse.ru/
Приложение №1

Приложение №2

П