I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала | Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования | Актуализирует знания обучающихся. Каждый урок в этом учебном году мы с вами совершаем самое увлекательное из всех путешествий – путешествие внутрь самих себя, открывая всё новые и новые тайны человеческого организма. - Какой процесс мы начали изучать с вами на прошлом уроке? (Дыхание) - Французский учёный Лавуазье сравнивает дыхание с горением. Как вы можете объяснить это суждение? (Участие кислорода, выделение тепла, выделение энергии) Осуществляет фронтальный контроль. - Какие этапы дыхания выделяют? - От чего зависят характеристики звуков, издаваемых человеком, и индивидуальные различия голоса? Что такое дыхание? Назовите органы, которые относятся к дыхательной системе. - Что такое дыхательные пути? (Дыхательные пути - это последовательно соединенные между собой полости и трубки, по которым воздух, содержащий кислород, из окружающей среды достигает легких.) - Что происходит с воздухом в носовой оболочке? (В слизистой оболочке носовой полости находится большое число кровеносных сосудов, которые согревают проходящий воздух. Верхний слой оболочки носовой полости образован клетками ресничного эпителия, благодаря которому воздух увлажняется и очищается ресничками от пылинок. Железы слизистой оболочки выделяют специальные бактерицидные вещества, а на поверхности слизистой находится большое число лейкоцитов, которые также уничтожают бактерии) - Какую роль играет надгортанник? (Специальный надгортанный хрящ (надгортанник) прикрывает вход в гортань во время глотания пищи) - Что такое альвеола? (От бронхиол отходят тончайшие ходы, стенки которых образуют многочисленные выпячивания - альвеолы, или легочные пузырьки. Каждая альвеола оплетена густой сетью капилляров) - Как осуществляется газообмен в легких? (Через стенки альвеол и капилляров происходит газообмен между воздухом и кровью: в кровь из альвеолярного воздуха поступает кислород, а из крови в альвеолярный воздух - углекислый газ) - Какую функцию выполняет плевральная жидкость? (Она снижает трение между листками плевры при дыхательных движениях) - Как образуется звук? (При напряжении голосовых связок выдыхаемый воздух заставляет их колебаться, вызывая звуковые колебания. Во время дыхания голосовые связки широко раздвигаются, а вот при создании звука они почти полностью смыкаются) - Какие еще части тела участвуют в создании звуков? (Губы, язык, нижняя челюсть, зубы) - Какое значение имеют хрящевые кольца в стенках трахеи и бронхов и почему в трахее они неполные? (Позади трахеи проходит пищеварительный канал; для того чтобы пища могла по нему свободно проходить, стенка трахеи должна быть мягкой) | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой | Устные ответы на вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Формулирование темы и целей урока. Составление плана работы | Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику | Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Ребята, мы с вами вспомнили, что легкие человека имеют альвеолярное строение и похожи на губку подобно той, что находится вот в этом лотке. Она частично погружена в воду, которая в данном случае является аналогом воздуха, которым мы дышим. - Потрогайте поверхность губки, влажная она или сухая? - А что нужно сделать, чтоб она стала влажной? - Что нужно сделать, чтоб она опять стала сухой? - Значит ли это, что для того, чтоб наши лёгкие наполнились воздухом и освободились от него, нужно тоже произвести определённые движения? Понаблюдайте за собой и за соседом по парте. - Вы производите эти движения? Что же это за движения? Эти движения называются дыхательными. - А можете ли вы учащать либо задерживать дыхание, соответственно регулировать его? Попробуйте это сделать. Подумайте, ребята, проанализировав вышесказанное, как можно сформулировать тему нашего урока? - Предлагаю на сегодняшнем уроке разобраться в механизме дыхания | Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. В соответствии с обозначенной темой формулируют цели урока | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно- следственные связи | Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу | Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. - Обратите внимание на таблицу “Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха” Исходя из данных этой таблицы, какие выводы о составе воздуха мы можем сделать? (В составе вдыхаемого воздуха больше кислорода, чем в выдыхаемом, потому что часть кислорода поступает через легкие в организм; углекислого газа, наоборот, больше в выдыхаемом, потому что он является конечным продуктом обмена веществ и удаляется из организма) Задание № 1. А) Рассмотрите анимацию «Дыхательные движения при нормальном дыхании» и, используя текст учебника и рисунок на с.166, заполните в тетради таблицу «Дыхательные движения». Участвуют в дыхательных движениях: | Функциональное состояние при | вдохе | выдохе | 1.Межрёберные мышцы | Сокращаются | Расслабляются | 2. Диафрагма | | | 3. Рёбра | | | 4. Грудная клетка | | | 5. Лёгкие (изменение объёма и давления) | | | Движение воздуха | | | Б) Используя на с.166, проговорите про себя последовательность функционального состояния участвующих в актах вдоха и выдоха органов. В) Прочитайте статью «Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)» на с.166-167, запишите определение понятия ЖЕЛ в тетрадь. Задание № 2. А) Рассмотрите рисунок «Газообмен в лёгочной альвеоле и в тканях», прочитайте прилагающиеся к модели пояснения и, используя текст учебника на с.164-166, в тетради сделайте записи: Газообмен в лёгких ? (газ) А львеолы лёгких капилляры лёгких ? (газ) Газообмен в тканях ? (газ) К апилляры органов тканевая жидкость --- клетки ? (газ) Б) Перепишите предложения в тетрадь, сделав правильный выбор слов. За счёт разницы парциального давления диффузия (распространение) газов идёт из области (большего или меньшего) давления, в область (большего или меньшего) давления. В лёгких (венозная или артериальная) кровь превращается в (венозную или артериальную) кровь. Задание № 3. А) Рассмотрите анимации «Гуморальная регуляция дыхания с помощью СО2», «Дыхательный акт, обусловленный приходом нервных импульсов из продолговатого мозга», «Влияние на дыхание высших дыхательных центров, защитных рефлексов, физических нагрузок, эмоций» Б) Используя текст учебника на с.167-168, заполните схему «Регуляция дыхания» | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Заполняют таблицу, работают со схемой. Выдвигают свои предположения | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию | Устные ответы на вопросы учителя. Правильность заполнения таблицы по эталону Критерии оценки: 0 ошибок - «5»; 1-2 ошибки - «4»; 3-4 ошибки – «3»; 5 и более ошибок - «2» и + 1-2 балла за работу с рисунком. Самооценка работы по выполнению заданий Самооценка работы по выполнению заданий |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Закрепляющая беседа | Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о важности защитных рефлексов - кашля и чихания. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Из каких фаз состоит дыхание? (Внешнее дыхание, транспорт газов, внутреннее, или клеточное, дыхание) - Какие мышцы участвуют в акте дыхание? (Межреберные, диафрагма, мышцы брюшной полости) - Для чего человеку, упавшему в обморок, необходимо поднести к носу ватку с нашатырным спиртом? (Выдвигают гипотезы.) - Чем различаются кашель и чихание? Когда они возникают? (Кашель из легких, чихание - из носа. Возникают, когда нужно удалить чужеродные частицы) - С помощью каких структур происходит регуляция дыхания? (Гуморальной и нервной системы) - Где находится центр дыхания? (В продолговатом мозге.) | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Устные ответы на вопросы учителя |