Жарикова Светлана Семёновна, учитель русского языка и литературы Марьевского филиала МБОУ «Сатинская СОШ», стаж 29 лет
Тамбовская область
Мой первый рабочий день
Кто ни был бы ты, мой читатель, хочу снова пережить с тобой то, что было в далёком 1991 году. Год для меня особенный- начало педагогической работы после окончания ТГПИ(Тамбовского Государственного педагогического института). И для нашей страны этот год - переломный в истории. Ещё не осознавая, что происходит в стране, мы верили, что всё пройдёт благополучно, и жизнь , наконец-то, наладится: исчезнут бесконечные очереди, на полках появятся необходимые продукты, как говорится, от каждого- по способностям, каждому- по труду будут платить достойную зарплату. Вот с таким настроем я выходила на свою работу. Выбрать какое-то другое место работы ( рынок в то время охватил большую долю моих однокурсников), мне даже и в голову не приходило. Статус учителя в селе оставался по-прежнему высоким. Женщины, имеющие женихов-сыновей , хвастались, если те выбирали невест-учительниц.
В такое время я оказалась на пороге родной Первомайской (в то время неполной средней) школы. Хотя работа была не в соответствии с моей специальностью в дипломе (там мне давалось звание учителя начальных классов), я получила ставку учителя русского языка и литературы. Представляешь, моё состояние-работа не по специальности, да ещё в добавку дали часы немецкого языка, сразу нагрузили по полной-27 часов в неделю! Помимо этого назначили классным руководителем 5 класса. Да, и сама школа производила не самое приятное впечатление.
Состояла из двух частей: первая –церковно-приходская школа в прошлом, с высокими потолками, в то время ей уже исполнилось сто лет; вторая -пристройка к ней основана в 60-е годы, с мрачным длинным коридором, на стенах которого были стенды следующей тематики : «Пионеры-герои» (наша детская организация носила имя Олега Кошевого), портреты вождей марксизма-ленинизма. В школе меня встретили добродушно. Директором школы была Балабанова Зинаида Викторовна, посвятившая всю себя школе. Это педагог от Бога. Но не только для учеников она была учителем, но также и для нас, молодых её коллег. Помню первый её отзыв о моём уроке (урок литературы в 5 классе- внеклассное чтение «В гостях у сказки»): «Чудо-урок, но наши дети так не любят читать и не знают многого». Хотя мне казалось, что урок провалила , и готова была услышать одни только нарекания. Заряд оптимизма и бодрость духа внушала мне старейшая учительница математики Михайлова Любовь Михайловна. Во время нашего знакомства ей уже было за 60, но в этой женщине было что-то такое особенное, что всегда поднимало настроение и влекло к ней. Будучи больной сахарным диабетом, не отказывала себе в том, чтобы не съесть несколько батончиков «Сникерса», только что появлявшихся на прилавках магазина. Её шутки так помогали освоиться в незнакомом коллективе! В основном, учителя были молодые, поэтому как–то незаметно для всех слились в один коллектив :учителя начальных классов Татаринова Галина Сергеевна и Корнеева Нина Витальевна (моя однокурсница по институту), завуч школы Кокорева Валентина Петровна (пришла в школу годом раньше меня) и единственный мужчина-педагог Чумаков Леонид Васильевич , проработавший уже в то время более 10 лет. Добрая половина коллектива осталась и по сей день.
Помню, как долго я готовилась к урокам, а их в первый мой рабочий день было сразу шесть. Конспекты написала подробные, учитывая даже те моменты, как дети должны мне отвечать на вопросы. Особенно мне запомнился урок русского языка в 5 классе. Мой первый родной пятый класс! Как вы мне очень дороги и как сильно я вас люблю! Урок проводила в классе «церковно-приходской школы», где когда-то учился и мой муж Жариков Константин Викторович, в 1991 году тракторист местного совхоза «Первомайский», но уже студент-заочник агрономического факультета Мичуринской академии. (В настоящее время работает агрономом). «Как будут ко мне относиться дети?», «Будут ли они меня слушать?»-такие вопросы волновали перед работой. Захожу в класс- и вижу троих мальчиков и четырёх девочек. Да, мой терпеливый читатель, я хочу их тебе представить. Начнём по алфавиту. Итак, Анисимова Катя-девочка с длинными косами, хорошистка, но почему-то в классе её недолюбливали. Бахаев Хамзат (по
национальности - чеченец)-подвижный мальчик с холерическим темпераментом, за что часто ему перепадало от отца. Вихляева Нина- красивая, смуглая девочка, все мальчишки класса в неё были влюблены, хорошистка .Попова Наташа-маленькая черноглазая девочка, читающая в то время по складам. Чумаков Леонид-сын моего коллеги, умный мальчик, твёрдый хорошист, имеющий тягу к музыке. Ширшов Леонид- мальчик со способностями, оригинал- обманет , не моргнув глазом. Шустер Лилия (по национальности –немка)-тихая, скромная девочка с большими голубыми глазами.(Через год их семья уедет в Германию на ПМЖ). Было время, когда союзные республики вытесняли русских, другие народы со своих суверенных территорий , и был наплыв таких беженцев в сельскую местность. Не исключение и наша школа. Здесь учились армяне, азербайджанцы, чеченцы, немцы. Не помню ссор на национальной почве, все друг к другу относились лояльно. В основном, беженцы не укрепились в нашем селе- переехали в более выгодное место для себя. Урок пролетел быстро и многое, что я планировала ,не успела им дать. Но увидев блеск детских доверчивых глаз, поняла, что для меня важнее этой профессии уже нет.
Проработав в школе 29 лет, я ни разу не пожалела, что выбрала такую профессию- вести за собой детей и провожать их во взрослую жизнь. Словами великого педагога В.А. Сухомлинского хочу завершить своё откровение: «Сердце отдаю детям», и пусть будет так и ныне , и вовеки веков!