Визитка «Моё педагогическое кредо»
«Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях», – сказал К.Д. Ушинский. Я бы хотел перефразировать слова великого педагога, применительно к себе: «Чтобы научить профессии, нужно знать обучаемого во всех отношениях». Вот такое моё педагогическое кредо. Может, конечно, это слишком самонадеянно для молодого мастера производственного обучения, но это так на самом деле. В педагогику я попал случайно: после женитьбы переехал на родину жены и 2 года работал учителем трудового обучения в местной сельской школе. Столкнулся с проблемой нехватки материалов, инструментов и оборудования для проведения занятий.
Ни администрация, ни коллеги не понимали, почему я хочу не просто отбывать время на уроках, а научить ребят работать, понять, почему у кого – то не всё получается и помочь им.
Случайно увидел объявление Раифского СУВУ. Мне настолько комфортно с первого дня работать в коллективе мастеров производственного обучения с опытными коллегами, что я уже не представляю себя в другом статусе. Здесь каждый заинтересован передать свои умения и знания подросткам! У каждого свои приёмы и «тайны» ремесла.
Постепенно и я стал задумываться, как сделать так, чтобы все ребята на достаточном уровне овладели профессией. Ведь умения слесаря необходимы каждому мужчине в жизни. Много читал, общался с коллегами и решил, что всё хорошо: и мотивация и развитие интереса к профессии, и профориентационная работа, но иногда подросток и хочет научиться ремеслу, а у него не получается. А вот почему? Это надо выяснить мне, мастеру.
Один случай натолкнул меня на самую замечательную образовательную технологию: индивидуализация и дифференциация обучения. Мастер ведь не просто учитель, но и в неменьшей степени – воспитатель! Уже в сельской школе я видел, что все дети разные, значит и подход к каждому должен быть разным. Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!». Я верю, что каждый ребёнок по своему талантлив, поэтому мастеру надо помочь ему раскрыть свои способности и возможности. Кстати, кредо в переводе с латинского означает «верю». Я верю, что зная особенности того или иного подростка, можно добиться, чтобы он научился всему, что ты можешь дать ему.
На мой взгляд, именно в СУВУ необходимо знать досконально каждого воспитанника, максимально учитывая его индивидуальные особенности. Всем известно, с каким отрицанием относятся вновь прибывающие воспитанники к труду и учёбе. Поэтому каждый должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать обучающихся по уровню их подготовки, стимулируя и поддерживая тех, которым трудно даются уроки производственного обучения.
Кредо моей работы — выпускать ребят, способных эффективно применять полученные знания и умения, умеющих обучаться на протяжении всей жизни.
То есть я решил работать в технологии индивидуализации и дифференциации обучения. Именно в Раифе ребята научили меня принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их ошибкам, но требовательней к самому себе. Подростки – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день с ними – это испытание, прежде всего для самого себя, для своей души. Каждая их победа пусть маленькая, но победа. И я радуюсь вместе с ними. Ещё я следую принципу, которому меня учил отец: «Уча других, учись сам». В первые два года мне было очень трудно, да и сейчас нелегко. Приходится, много изучать, серьёзно готовиться к каждому занятию. Но, когда я вижу результат, не жалко ни времени, ни сил. Мне кажется, я сформулировал для себя некие принципы, что ли в работе. Может, для кого – то это прописные истины или пафосные слова. Не знаю, но я так думаю и поступаю:
- чтобы судить о воспитаннике, нужно узнать и понять всю его прошлую жизнь
– подростку нужно отдавать не только некую сумму знаний и умений, но и частичку своей души.
– "плохой" ученик не есть плохой человек
– каждый подросток вправе рассчитывать на внимание и ещё раз на внимание
– мастер лишь тогда сможет научить чему-то ребят, когда он знает, понимает их и любит свою работу.
И ещё я всегда помню, что для формирования любого навыка нужен 21 день.