Я, Паськова Татьяна Викторовна-учитель начальных классов МАОУ Коркинская СОШ
Общий пед.стаж-20 лет
Образование-высшее
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны
Я – учитель начальных классов, мои ученики – дети, только что ступившие на путь познания, поэтому основными задачами моей педагогической деятельности являются:
- найти индивидуальный подход к каждому ребенку, добиться расположения и взаимопонимания;
- правильно оценивать внутреннее состояние воспитанников, сочувствовать, сопереживать им;
- помочь раскрыть способности и возможности каждого ребенка; научить использовать полученные знания в жизни, проявлять себя, стимулировать к самосовершенствованию;
- привить интерес к познанию, формировать желание и умение учиться, научить ставить цель и искать пути реализации, анализировать свою деятельность и давать оценку;
- взаимодействовать с другими участниками процесса и учителем;
В работе с детьми большое значение придаю формированию мотивации к учению каждого отдельного ребёнка. Изучаю возрастные и индивидуальные особенности каждого для развития и стимулирования познавательных интересов. Активизацию познавательной деятельности учащихся считаю одним из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности, поэтому организовываю работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учащихся. Любая деятельность предполагает наличие цели. Только при наличии цели возникает желание добиться ее выполнения, получить от обучения практический результат. Поэтому учу ставить цель, планировать пути и способы их достижения, осуществлять запланированное, достигать результата. Именно в такой деятельности осуществляется процесс перехода от незнания к знанию. Организовать мыслительную деятельность младшего школьника на уроке-это значит "столкнуть" ребенка с препятствием, преодолев которое, он получит новое знание. В зависимости от содержания урока планирую учебную деятельность так, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл, имеющий несколько этапов: от мотивации начала работы (готовность, включённость) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения. Для подкрепления и усиления возникшей мотивации использую чередование разных видов деятельности, материал различной трудности. Задания подбираю неоднозначные, ставящие перед детьми проблему в основном разноуровневые. Что бы дети могли реализовать право выбора, подходящего им задания, отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции - удовлетворённость и неудовлетворённость. активизируется поиск самих учащихся, важно подключат Много внимания уделяю созданию у учащихся положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь», «Если постараться, то всё получится
Стремлюсь, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивация перспективы.
Считаю, что исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведь она предполагает принимать нестандартные решения, уметь творчески мыслить.
Организация исследовательской деятельности младших школьников осуществляется мною в различных формах на уроках и во внеурочной деятельности:
•урок-игра
• урок – исследование
• урок - экскурсия
• урок - творческий отчёт
• урок – творческая лаборатория
• урок – презентация
• урок - путешествие • сказка •деловая игра
• соревнования, олимпиады, круглые столы
• интеллектуальные марафоны, брей-ринги
• проектная деятельность,
• исследовательские домашние задания
Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Основные шаги при конструировании урока-исследования:
1. Сформулировать обобщение урока. Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы.
2. Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение. Определить объём, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев.
3.Определить тип учебного исследования .Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель.
4. Сконструировать проблемную ситуацию для учеников .Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения).
5. Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы. Учесть принципы и правила организации работы в малых группах
Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок.
Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации.
Определённая систематизация разных вариантов практических обстоятельств выполнения действия, которые могут являться условиями создания проблемных ситуаций на уроке-исследовании, позволяет выделить несколько способов их создания.
Для поддержания исследовательской деятельности и интереса, кругозора одаренных детей предлагаю ежегодно проводить школьные научно-исследовательские конференции, в которых принимают участие представители каждого класса начальной школы, среднего звена, старшеклассников. Основная цель конференции – стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.
Второй год внедряю в свою работу программу по внеурочной деятельности «Я – исследователь», «Умники и умницы» направленную на формирование познавательных УУД, способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. Для этого у нас есть печатные тетради с логическими заданиями, головоломками, дневники наблюдений, исследовательские журналы.
Уроки-исследования помогли мне создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий, а также действия постановки и решения проблем. Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-исследовательская, даёт моим ученикам возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Дает возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применение. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или учебника, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: учатся видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивать практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения. Один из моих учеников работая над проектом "Мой земляк герой" исследуя жизнь земляка пришел к подтверждению правоты поговорки: "Героями не рождаются, героями становятся." Награды даются по заслугам.
Согласно новым стандартам, полученные ребенком знания не должны быть мертвым грузом, правило выучил, но ничего не понял. Школьника надо научить свободно пользоваться этим знанием, самостоятельно его применять в жизни, искать новую информацию, то есть ученик должен не только научиться считать, а знать, что такое, число, сколько это, много или мало, где его можно применить, уметь правильно задавать вопросы.
Активизировать познавательную активность учащихся на каждом этапе любого урока, мне помогают различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальная работа на уроке, работа в парах и группах, различный дидактический, иллюстративный, раздаточный материал, технические средства обучения и др. Часто использую в своей работе различные методические и дидактические приемы: дидактические игры, игровые моменты, занимательный материал. Играя с увлечением, дети лучше усваивают учебный материал, не устают и не теряют интереса. Работая в паре дети учатся сотрудничеству, взаимопомощи, взаимопроверке, отрабатываются навыки диалогической речи, дети по очереди выступают в роли обучающего и роли обучаемого. Ближайшая цель каждого, учить других всему тому, что знаешь сам. Групповые формы создают благоприятные условия для обмена информации, взаимного контроля, взаимопомощи. В работе в группах предлагаю задания, способствующие возникновению различных мнений, являющихся основой для обсуждения.
Для формирования познавательного интереса широко использую фактор новизны, элементы проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники с учетом возрастных особенностей учащихся, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организую самостоятельные работы творческого характера, практикую применение исследовательских методов, создаю ситуации для проявления учащимися инициативы ,проблемно поисковые ситуации: например, чего мы не учли, почему ошибки, ваш прогноз –что изменится, если, приведите конкретные аргументы, как сделать так чтобы.
С целью развития познавательной активности и творческих возможностей учащихся использую различные образовательные технологии развивающего обучения, нестандартные уроки, что также способствует формированию положительной мотивации к учению и успешному интеллектуальному развитию, устойчивого интереса к предметам.
Развитию познавательной активности способствуют и задания, составленные на основе природоведческого материала, ребусы, кроссворды, весёлые стихи, загадки, скороговорки, пословицы, сказки. Весь этот материал развивает речь учащихся, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества. В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать поиск результата, у них развивается внимание, сообразительность, терпение, сосредоточенность.
В настоящее время я использую в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:
1) проблемный;
2) диалоговый;
3) игровой;
4) исследовательский;
5) модульный;
6) опорных сигналов;
7) критических ситуаций.
Эти и другие методы делю на две группы:
а) имитационные и б) неимитационные, а имитационные, в свою очередь – на игровые и неигровые.
Например, известно, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Это показывает целесообразность использования активных методов обучения.
Активные методы обучения формируют у детей не просто знания – репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и принятия правильных решений. Использование активных методов обучения, их выбор определяю целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями детей и рядом других условий. Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.
Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:
проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий);
избранный метод проведения уроков;
соответствующая ему форма.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Л. Выготский
На первых ступенях начального образования закладывается основы личности будущего гражданина нашего общества. И каким будет его «багаж», зависит от нас, педагогов, кто сеет доброе, светлое, вечное. Нет плохих учеников, есть плохие учителя. Мы должны помнить об этом, ведь души детей распахнуты перед нами, как раскрытая книга.
Нет в саду цветов негодных,
Некрасивых, неприродных,
Хуже трав или плодов –
Нет в саду таких цветов!
Нет в саду цветов - лентяев.
У заботливых хозяев
Нет неряшек, лежебок,
Грубый не найти цветок.
Нет болтливых и беспечных,
Хитрых, жадных, бессердечных,
Сорванцов и драчунов –
Нет в саду таких цветов!
Жизни сад благоухает,
Красотою восхищает,
Если в нем живут труды,
Если много доброты,
Если знание растет
И любви чудесный плод.
С незапамятных времен
В мире царствует закон:
«Что посеешь – то пожнёшь».
Ты каким Цветком растёшь?..
Татьяна Чечина
По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Изучила необходимый уровень достижения личностных результатов, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, спланировала изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий. На уроках включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формулировать учебную проблему
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);