СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Просмотр содержимого документа
««Молярный объем газов. Закон Авогадро».»

Урок химии в 8 классе по теме

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».


Разработка учителя химии «специалиста высшей категории»

Родниковского УВК «школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

Петровой Светланы Витальевны


Формирование прочных и глубоких знаний неразрывно связано с эмоциональной активностью учащихся, которая побуждает их к активной познавательной деятельности.

Предмет химии серьезен, поэтому задача каждого учителя преподать предмет так, чтобы не упускать возможности делать его занимательным.

На уроках я стремлюсь использовать занимательные опыты, проблемные задания, сложные понятия представлять к усвоению в форме сказок, ассоциативных историй, для создания позитивного эмоционального настроя хорошо воспринимаются учащимися стихотворные строки, инсценировки.

Все это способствует созданию атмосферы доверия, сотрудничества, приобщает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, позволяет раскрыть резервный потенциал детских душ, испытать радость познания.

Особенно актуален в этом смысле - коллективно-групповой подход на уроках изучения нового материала, обобщения, отработки основных знаний, умений и навыков. На подобных занятиях организация работы учащихся должна учитывать принципы:

  • Коллективная деятельность приводит к обогащению знаниями, обмену опытом, спорные вопросы вызывают дискуссию, в которой рождается истина.

  • Молодое поколение азартно, ему присущ дух соревнования, желание победить, в итогах заинтересованы все участники, равнодушных нет.

  • Правильно подобранные задания развивают познавательную активность и самостоятельность, сообразительность, логику и оригинальность мышления.

Уроки коллективно-групповой деятельности имеют большое значение в усвоении и углублении знаний, развивают творческие способности, познавательный интерес к предмету и интеллектуальные способности учащихся.


Предлагаем вашему вниманию разработку интегрированного урока по теме

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».


Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.

Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;

развивающая – формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.

Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследования.

Оформление: портрет А.Авагадро, «Долина пирамид», использована авторская презентация.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверьте готовность, все в порядке?

Готов ли учебник, дневник и тетрадка?

Своим одноклассникам ты улыбнись,

И к знаниям стойким, дружочек, стремись!

2.Объявление темы и целей урока.

3.Актуализация опорных знаний.

3.1. Беседа с учащимися:

  • В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.

При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?

  • Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?

  • В какой из изученных формул применяется эта величина?

Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»




N m


n NA n M



«Долина пирамид» (целесообразнее использовать в оформлении доски)

Отработка вывода производных величин из базовых формул


V

m

n Vm

ρ V



3.2.Решение задач

3.2.1. Давайте освежим на практике применение формулы показывающей взаимосвязь числа Авогадро, числа структурных единиц и количества вещества, заполнив пропуски в таблице (работа в парах, задание по вариантам распространяется на всех учащихся одного ряда парт).

Таблица 1. Выводится на слайд.


Число частиц

Число Авогадро

Количество вещества

1.


6.02 * 1023 1/моль

2 моль

24.08 * 1023


2.


3 моль

6.02* 1023


3.


1.5 моль

60.2* 1023


(после выполнения задания осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей на следующем слайде, на котором появились правильные ответы)


3.2.2. В теме сегодняшнего урока проговаривается новое понятие – «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (В ходе «Мозгового щтурма» составляется на доске «Ассоциативный куст» к понятию «молярная масса»).

Теория не разделима с практикой, чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа –при формировании групп осуществляется небольшая динамическая пауза)

Задание для групп представлено в таблице 2 на слайде:

1 группа – рассчитывает молярную массу твердых веществ,

2 группа – жидких,

3 группа – газообразных

(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы на следующем слайде)

3.2.3. Подведем итоги актуализации знаний материала:

C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?


4.Изучение нового материала.

4.1.Дорогие ребята, на уроке у вас появится возможность повторить то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро – сформулировать один из газовых законов. Сегодня вы – исследователи в области химии, физики, а расчеты поможет провести нам «царица наук» - математика.


4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса физики - плотность.


Плотность = масса / объем (переводим запись в символическую).

Выразим из базовой формулы, чему равен объем – V = m/ρ


4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (подвести учащихся к выводу, что зависимость обратно пропорциональная)


Рисунок 1.(на слайде)

















4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).

Вернемся к уже составленному «Ассоциативному кусту» к понятию «молярная масса», работаем по аналогии, составляем «Ассоциативный куст» к понятию «молярный объем»


4.1.4. Давайте вместе вычислим значение молярного объема для соединений в различных агрегатных состояниях, взятых при одинаковых условиях:

Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.

t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ

1 группа – молярный объем газообразных веществ,

2 группа – твердых,

3 группа – жидких (из таблицы 2)

(групповая работа - группы нового состава, небольшая динамическая пауза)


Таблица 2.

Формула

вещества

Агрегатное

состояние

Молярная масса,

г/моль

Плотность,

г/л

Молярный объем,

л/моль

Na2CO3

Твердое

106 г/моль

2500 г/л

0.04 л/моль

Al

Твердое

27 г/моль

2700 г/л

0.01 л/моль

H2SO4

Жидкое

98 г/моль

1860 г/л

0.053 л/моль

H2O

Жидкое

18 г/моль

1000 г/л

0.018 л/моль

CO2

Газообразное

44 г/моль

1.98 г/л

22.2 л/моль

H2

Газообразное

2 г/моль

0.09 г/л

22.2 л/моль

O2

Газообразное

32 г/моль

1.43 г/л

22.4 л/моль

( данные последней графы таблицы не заполнены, открываются на следующем слайде в ходе проверки выполнения задания)

4.1.5. Можем ли мы сравнить значение объемов 1 моль вещества в разных агрегатных состояниях.

Подводим учащихся к выводу, что значения этой величины для твердых и жидких веществ - малые и разные. А для газообразных соединений – величины большие и практически одинаковые.


Вывод о значении молярного объема для газообразных веществ - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.

(демонстрируем вещества количеством 1 моль – вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)


4.1.6. Единица измерения молярного объема нам поможет вывести формулу для расчета этой величины (обращаемся к «Долине пирамид» отрабатываем составление производных формул).


4.2.Промежуточное закрепление.

Заполним недостающие данные в таблице 3 (работа в парах по рядам)


Таблица 3-выводится на слайды – как задание и с результатами для самопроверки

Объем, л

Объем молярный, л/моль

Количество вещества, моль



22.4 л/моль

1 моль


3 моль

44.8 л


2.24 л



4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно сформулировать закон Авогадро.

Этапы рассуждения:

1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину - количество вещества

2.Приравняем правые части полученных выражений

3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно N

4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов

5.В формулах есть две постоянные величины – молярный объем и число Авогадро

Графическое отображение рассуждения:

1. n = N/NA n = V/Vm

2. N/NA = V/Vm

3. N = V*NA/ Vm

4. N1 = V1*NA/ Vm - для газа 1.

N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.

5. Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. ,

отсюда, если N1 = N2, то V1 = V2


Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.

Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).

Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.


5. Домашнее задание (разноуровневое).

Достаточный уровень – аналогичное таблице 3 задание.

Высокий уровень – на отработку взаимосвязи величин, например – решите задачи и заполните пустые графы таблицы.

Формула вещества

Количество вещества, моль

Масса, г

Число молекул

Объем, л

N2О




44.8 л


6.Подведение итогов урока. Оценивание учащихся. Рефлексия.

Отмечаем наиболее активных учащихся в обсуждении теоретического материала урока, выборочно собираем тетради для оценивания работы на уроке учащихся при решении расчетных.

Для этапа рефлексии можно использовать различные методики, в зависимости от количества оставшегося времени.


7. Позитивное завершение урока

В завершении урока мне хочется подарить вам солнышко, оно будет согревать вашу душу, передавайте тепло своих душ через улыбку другим людям и мир станет светлей!

Спасибо за урок!