МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
- Задачи урока:
- 1. Дать характеристику молодежи как особой социальной группы;
- 2. Рассмотреть особенности социализации молодых людей, их проблемы в современном обществе, раскрыть специфические общественные функции
молодежи, как обновляющего ресурса развития современного общества;
- 3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами источников информации, проведения социологических исследований, умение высказывать и аргументировать свою позицию, умение работать в группе, совершенствовать навыки выполнения заданий части С ЕГЭ – работы с текстом и написания эссе.
- 4. Воспитывать у учащихся лучшие нравственные и гражданские качества,
ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу страны, стремление самосовершенствоваться.
Эпиграф к уроку: « Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее » ( Н.В.Гоголь )
- ПЛАН УРОКА:
- 1. Понятие молодежи как социальной возрастной группы
- 2. Социализация молодежи ( работа по группам)
- А) Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности
- Б) Гражданское совершеннолетие
- В) Образование и профессиональная подготовка.
- Начало трудовой деятельности,
- Г) Молодежная субкультура
- 3. Роль молодежи в современном обществе. ( дискуссия)
- « Молодежь сегодня обожает роскошь, у них плохие манеры, и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Сократ.
- Как вы думаете, молоде жь какого времени охарактеризована в данном высказывании?
- Сегодня на уроке мы выясним особенности молодежи как социальной демографической группы рассмотрим основные проблемы, стоящие перед современной молодежью, а так же попробуем определить, какую роль играет молодежь в современном обществе.
- Попробуем прояснить, легко ли сегодня быть молодым?
Продолжите высказывание:
- МОЛОДЕЖЬ – это…
- Молодежь – это социальная демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.
- Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе.
- Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию.
- Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь .
- Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25.
- Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста.
- В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).
- В отечественной социологии одним из первых определений понятия Молодежь дал в 1968 году советский и российский социолог Владимир Тимофеевич Лисовский
- Однако молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Это связано с тем, что:
- Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
- удлинение периода общего образования.
- ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.
- Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения. Ж.Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен. В юности завершается физическое созревание человека, развивается его интеллект и воля, формируется личность. Это время, когда молодой человек приобретает новые социальные роли.
- Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).
Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности
Психологические особенности молодёжи:
Молодежь и политическая сфера общества. Гражданское совершеннолетие, права и обязанности, приобретаемые молодыми людьми с 18 лет и их реализация. Участие молодежи в политической жизни страны.
Молодые люди от 14 до 18
Граждане от 18 до 30 лет
Гражданское совершеннолетие
- Гражданское совершеннолетие, согласно Конституции РФ наступает в полном объеме:
- с достижением возраста 18 лет;
- со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.
Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.
Выбор профессии – одна из величайших задач. Удачный выбор профессии – это: - Моральная удовлетворённость; - Высокая самооценка; - Высокая производительность труда; - Высокое качество производимой продукции или представляемых услуг; - Гармоничное сочетание личных и общих интересов. Факторы, влияющие на выбор профессии: - Интересы, склонности, способности человека; - Позиция родителей и ближайшего окружения; -Популярность профессии; -Социальная значимость профессии; -Экономические перспективы трудовой деятельности.
Основные проблемы занятости молодёжи:
Диспропорциональность на молодёжном сегменте рынка труда;
Конкурентоспособность основных потоков учащейся молодёжи при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда;
Проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи;
Несоответствие действующей системы профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности
3 группы, определяющие положение на рынке труда:
1. Подростковая группа (молодежь до 18 лет) включает в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность.
2. Молодежь в возрасте 18–24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Это самая уязвимая группа, вступающая на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны .
3.В 25–29 лет молодые люди в основном уже делают профессиональный выбор, обладают определенной квалификацией, некоторым жизненным и профессиональным опытом. Знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура
Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры
Характерные черты:
- Поиск своего пути во « взрослом мире»;
- Особый характер отношений со сверстниками;
- Стремление обособиться от старших;
- Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы
- Сочетание единообразия и непохожести
Классификация молодёжных субкультур
по направленности интересов:
по социально-правовому признаку
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды); 2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); 3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п
1)увлечение современной молодежной музыкой; 2) стремление к правопорядковой деятельности; 3) активно занимающиеся определенными видами спорта; 4) околоспортивные – различные фанаты; 5) философско – мистические; 6) защитники окружающей среды.
- А в заключении притча для вас:
- У мудреца однажды ученик спросил
- ( Он перед этим бабочку поймал):
- - Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ?
- Жив мотылек в моих руках, иль нет?
- Ладони в этот миг легонько сжал…
- Плененный мотылек затрепетал.
- Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- - Ты держишь все, сейчас, в своих руках!!!