СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежь как социальная группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодежь как социальная группа. Что такое "молодёжь"? 

Просмотр содержимого документа
«Молодежь как социальная группа»

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

Задачи урока:  1. Дать характеристику молодежи как особой социальной группы; 2. Рассмотреть особенности социализации молодых людей, их проблемы в современном обществе, раскрыть специфические общественные функции  молодежи, как обновляющего ресурса развития современного общества; 3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами источников информации, проведения социологических исследований, умение высказывать и аргументировать свою позицию, умение работать в группе, совершенствовать навыки выполнения заданий части С ЕГЭ – работы с текстом и написания эссе. 4. Воспитывать у учащихся лучшие нравственные и гражданские качества,  ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу страны, стремление самосовершенствоваться.
  • Задачи урока:
  • 1. Дать характеристику молодежи как особой социальной группы;
  • 2. Рассмотреть особенности социализации молодых людей, их проблемы в современном обществе, раскрыть специфические общественные функции

молодежи, как обновляющего ресурса развития современного общества;

  • 3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами источников информации, проведения социологических исследований, умение высказывать и аргументировать свою позицию, умение работать в группе, совершенствовать навыки выполнения заданий части С ЕГЭ – работы с текстом и написания эссе.
  • 4. Воспитывать у учащихся лучшие нравственные и гражданские качества,

ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу страны, стремление самосовершенствоваться.

Эпиграф к уроку:  « Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее » ( Н.В.Гоголь )

Эпиграф к уроку: « Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее » ( Н.В.Гоголь )

ПЛАН УРОКА: 1. Понятие молодежи как социальной возрастной группы 2. Социализация молодежи ( работа по группам) А) Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности Б) Гражданское совершеннолетие В) Образование и профессиональная подготовка. Начало трудовой деятельности, Г) Молодежная субкультура 3. Роль молодежи в современном обществе. ( дискуссия)
  • ПЛАН УРОКА:
  • 1. Понятие молодежи как социальной возрастной группы
  • 2. Социализация молодежи ( работа по группам)
  • А) Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности
  • Б) Гражданское совершеннолетие
  • В) Образование и профессиональная подготовка.
  • Начало трудовой деятельности,
  • Г) Молодежная субкультура
  • 3. Роль молодежи в современном обществе. ( дискуссия)
« Молодежь сегодня обожает роскошь, у них плохие манеры, и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Сократ. - Как вы думаете, молоде жь  какого времени охарактеризована в данном высказывании?
  • « Молодежь сегодня обожает роскошь, у них плохие манеры, и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Сократ.

- Как вы думаете, молоде жь какого времени охарактеризована в данном высказывании?

Сегодня на уроке мы выясним особенности молодежи как социальной демографической группы рассмотрим основные проблемы, стоящие перед современной молодежью, а так же попробуем определить, какую роль играет молодежь в современном обществе. Попробуем прояснить, легко ли сегодня быть молодым?
  • Сегодня на уроке мы выясним особенности молодежи как социальной демографической группы рассмотрим основные проблемы, стоящие перед современной молодежью, а так же попробуем определить, какую роль играет молодежь в современном обществе.
  • Попробуем прояснить, легко ли сегодня быть молодым?
 Продолжите высказывание: МОЛОДЕЖЬ – это… Молодежь – это социальная демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе.

Продолжите высказывание:

  • МОЛОДЕЖЬ – это…
  • Молодежь – это социальная демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.
  • Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе.

 Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию.  Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь .  Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25). В отечественной социологии одним из первых определений понятия Молодежь дал в 1968 году советский и российский социолог Владимир Тимофеевич Лисовский
  • Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию.
  • Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь .
  • Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25.
  • Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста.
  • В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).
  • В отечественной социологии одним из первых определений понятия Молодежь дал в 1968 году советский и российский социолог Владимир Тимофеевич Лисовский

Однако молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Это связано с тем, что: Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.  удлинение периода общего образования. ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.
  • Однако молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Это связано с тем, что:
  • Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
  • удлинение периода общего образования.
  • ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.
Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения. Ж.Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен. В юности завершается физическое созревание человека, развивается его интеллект и воля, формируется личность. Это время, когда молодой человек приобретает новые социальные роли.
  • Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения. Ж.Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен. В юности завершается физическое созревание человека, развивается его интеллект и воля, формируется личность. Это время, когда молодой человек приобретает новые социальные роли.
Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).
  • Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).

Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности

Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности

Психологические особенности молодёжи:

Психологические особенности молодёжи:

Молодежь и политическая сфера общества. Гражданское совершеннолетие, права и обязанности, приобретаемые молодыми людьми с 18 лет и их реализация. Участие молодежи в политической жизни страны.

Молодежь и политическая сфера общества. Гражданское совершеннолетие, права и обязанности, приобретаемые молодыми людьми с 18 лет и их реализация. Участие молодежи в политической жизни страны.

Молодые люди от 14 до 18 Граждане от 18 до 30 лет

Молодые люди от 14 до 18

Граждане от 18 до 30 лет

Гражданское совершеннолетие Гражданское совершеннолетие, согласно Конституции РФ наступает в полном объеме: с достижением возраста 18 лет; со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;

Гражданское совершеннолетие

  • Гражданское совершеннолетие, согласно Конституции РФ наступает в полном объеме:
  • с достижением возраста 18 лет;
  • со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;
Инфантилизм   (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.

Инфантилизм   (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.

Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.

Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.

Выбор профессии – одна из величайших задач.   Удачный выбор профессии – это:  - Моральная удовлетворённость;  - Высокая самооценка;  - Высокая производительность труда;  - Высокое качество производимой продукции или представляемых услуг;  - Гармоничное сочетание личных и общих интересов.    Факторы, влияющие на выбор профессии:  - Интересы, склонности, способности человека;  - Позиция родителей и ближайшего окружения;  -Популярность профессии;  -Социальная значимость профессии;  -Экономические перспективы трудовой деятельности.

Выбор профессии – одна из величайших задач. Удачный выбор профессии – это: - Моральная удовлетворённость; - Высокая самооценка; - Высокая производительность труда; - Высокое качество производимой продукции или представляемых услуг; - Гармоничное сочетание личных и общих интересов. Факторы, влияющие на выбор профессии: - Интересы, склонности, способности человека; - Позиция родителей и ближайшего окружения; -Популярность профессии; -Социальная значимость профессии; -Экономические перспективы трудовой деятельности.

 Основные проблемы занятости молодёжи:   Диспропорциональность на молодёжном сегменте рынка труда; Конкурентоспособность основных потоков учащейся молодёжи при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда; Проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи; Несоответствие действующей системы профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности

Основные проблемы занятости молодёжи:

Диспропорциональность на молодёжном сегменте рынка труда;

Конкурентоспособность основных потоков учащейся молодёжи при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда;

Проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи;

Несоответствие действующей системы профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности

3 группы, определяющие положение на рынке труда: 1. Подростковая группа  (молодежь до 18 лет) включает в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. 2. Молодежь в возрасте 18–24 года  – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Это самая уязвимая группа, вступающая на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны . 3.В 25–29 лет молодые люди  в основном уже делают профессиональный выбор, обладают определенной квалификацией, некоторым жизненным и профессиональным опытом. Знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

3 группы, определяющие положение на рынке труда:

1. Подростковая группа  (молодежь до 18 лет) включает в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность.

2. Молодежь в возрасте 18–24 года  – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Это самая уязвимая группа, вступающая на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны .

3.В 25–29 лет молодые люди  в основном уже делают профессиональный выбор, обладают определенной квалификацией, некоторым жизненным и профессиональным опытом. Знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.

Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры

Молодежная субкультура

Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры

Характерные черты: Поиск своего пути во « взрослом мире»; Особый характер отношений со сверстниками; Стремление обособиться от старших; Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы Сочетание единообразия и непохожести

Характерные черты:

  • Поиск своего пути во « взрослом мире»;
  • Особый характер отношений со сверстниками;
  • Стремление обособиться от старших;
  • Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы
  • Сочетание единообразия и непохожести
Классификация молодёжных субкультур по направленности интересов: по социально-правовому признаку 1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);  2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);   3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п  1)увлечение современной молодежной музыкой;    2) стремление к правопорядковой деятельности;    3) активно занимающиеся определенными видами спорта;    4) околоспортивные – различные фанаты;    5) философско – мистические;    6) защитники окружающей среды.

Классификация молодёжных субкультур

по направленности интересов:

по социально-правовому признаку

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды); 2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);  3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п

1)увлечение современной молодежной музыкой;  2) стремление к правопорядковой деятельности;  3) активно занимающиеся определенными видами спорта;  4) околоспортивные – различные фанаты;  5) философско – мистические;  6) защитники окружающей среды.

А в заключении притча для вас: У мудреца однажды ученик спросил ( Он перед этим бабочку поймал): - Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в моих руках, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал… Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: - Ты держишь все, сейчас, в своих руках!!!
  • А в заключении притча для вас:
  • У мудреца однажды ученик спросил
  • ( Он перед этим бабочку поймал):
  • - Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ?
  • Жив мотылек в моих руках, иль нет?
  • Ладони в этот миг легонько сжал…
  • Плененный мотылек затрепетал.
  • Блеснули искорки у мудреца в глазах:
  • - Ты держишь все, сейчас, в своих руках!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!