3.3. Молодёжь как социальная группа
Молодежь – как социальная группа.
Молодёжь как социологическое понятие./ Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
2. Границы молодежного возраста (важнейшие этапы взросления):
2.1. подростки (тинейджеры) — 16-18 лет;
2.2. молодёжь — от 18 до 24 лет;
2.3. «молодые взрослые» — от 25 до 30 лет;
2.4. «длинная молодость» - от 30 до 40 лет.
3. Особенности социального положения молодёжи:
3.1. Переходность положения;
3.2. Высокий уровень мобильности (например, Степан, будучи студентом подрабатывал курьером, в рекламной фирме, однако, окончив ВУЗ устроился туда на работу, где, благодаря своей активности, в скором времени стал руководителем отдела) ;
3.3. Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса (например, Фёдор, после поступления в ВУЗ вступил в политическую партию, женился и устроился на работу, и всё это потребовало от него новых знания и умений).
3.4. Перспективы в профессиональном и карьерном плане;
3.4. Активный поиск своего места в жизни (например, после окончания школы Елена поступила на юридический факультет, однако быстро поняла, что не хочет продолжать обучение на бесперспективной специальности и перевелась на факультет социологии).
4. Социально-психологические качества молодёжи:
4.1. неустойчивость психики;
4.2. внутренняя противоречивость;
4.3. низкий уровень толерантности;
4.4. стремление отличаться от других;
4.5. наличие специфической молодёжной субкультуры.
5. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте:
5.1. роль школьника, студента;
5.2. роль работника;
5.3. роль гражданина и др.
6. Признаки неформальных молодёжных объединений
6.1. возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
6.2. самоорганизация и независимость от официальных структур;
6.3. обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
6.4. относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
6.5. выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
6.6. атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
7. Девиантное поведение молодёжи и его причины.
8. Основные проблемы современной российской молодежи:
8.1. сокращение численности молодёжи в структуре населения;
8.2. рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;
8.3. ухудшение состояния здоровья молодого поколения.
9. Государственная молодёжная политика РФ.
Темы для эссе
«Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)
«Молодость - это время для усвоения мудрости...» (Ж.-Ж. Руссо).
«Предприимчивость молодежи стоит опыта стариков» (Ж. Кнорр).
«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н. Гоголь)