СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежь как социальная группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Молодежь как социальная группа»

Молодежь как социальная группа

Молодежь как социальная группа

План: Что такое молодёжь  Трудности социализации. Легко ли быть молодым Социальные роли в юношеском возрасте. Молодёжь в российском обществе.

План:

  • Что такое молодёжь
  • Трудности социализации. Легко ли быть молодым
  • Социальные роли в юношеском возрасте.
  • Молодёжь в российском обществе.
Понятие «молодежь» социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Понятие «молодежь»

  • социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
Периодизация Младшая группа : подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Средняя группа : молодежь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей. Старшая группа : молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Периодизация

  • Младшая группа : подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
  • Средняя группа : молодежь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
  • Старшая группа : молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.
Особенности социального положения молодежи Переходность положения. — Высокий уровень мобильности. — Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. — Активный поиск своего места в жизни. — Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Особенности социального положения молодежи

  • Переходность положения.
  • — Высокий уровень мобильности.
  • — Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
  • — Активный поиск своего места в жизни.
  • — Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
социальные и психологические критерии молодежи   1) особая эмоциональная восприимчивость;       2) стремление идти на риск;       3) высокая степень мобильности;       4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;       5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;       6) определённое критическое отношение к старшему поколению;       7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;       8) ощущение зависимости от третьих лиц;       9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;       10) стремление к идеалу .

социальные и психологические критерии молодежи

  •   1) особая эмоциональная восприимчивость;      2) стремление идти на риск;      3) высокая степень мобильности;      4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;      5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;      6) определённое критическое отношение к старшему поколению;      7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;      8) ощущение зависимости от третьих лиц;      9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;      10) стремление к идеалу .
Трудности социализации. Легко ли быть молодым ?    1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;       2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;       3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.        Инфантилизм (от лат . infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.         Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

Трудности социализации. Легко ли быть молодым

  •   1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;
  •       2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;
  •       3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.       Инфантилизм (от лат . infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.        Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.
Социальные проблемы российской молодёжи жизненные цели % ответивших иметь хорошую семью 11,3 получить хорошее образование 13,9 устроиться на хорошую работу 12 иметь свою квартиру 6,3 заработать много денег 3,4 обеспечить будущее детям 6,9 открыть свой бизнес 2 жить в достатке 9,6 приобрести дорогие вещи 23

Социальные проблемы российской молодёжи

жизненные цели

% ответивших

иметь хорошую семью

11,3

получить хорошее образование

13,9

устроиться на хорошую работу

12

иметь свою квартиру

6,3

заработать много денег

3,4

обеспечить будущее детям

6,9

открыть свой бизнес

2

жить в достатке

9,6

приобрести дорогие вещи

23

Чего хочет молодежь ?

Чего хочет молодежь ?

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся 1. отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;  2. ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;  3. увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;  4. ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;  5. неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;  6. усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований;  7. снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны .

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся

  • 1. отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; 2. ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; 3. увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; 4. ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; 5. неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; 6. усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; 7. снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны .

Государственная молодежная политика России

  • стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
  • разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
  • формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
  • освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
Социальные роли в юношеском возрасте : сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.

Социальные роли в юношеском возрасте :

  • сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!