Мониторинг универсальных учебных действий обучающихся
по образовательным программам начального общего образования
Образовательный стандарт задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание начального общего образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются не только содержание, требования к образовательным программам и учебным планам. Конечно же, изменения распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и личностные достижения ребенка.
В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
С универсальными учебными действиями, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога. Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью, этнической самоидентификации, все это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки. Возникает закономерный вопрос: можно ли все вышеперечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Что же такое мониторинг метапредметных универсальных учебных действий? Как можно измерить метапредметный результат?
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.
Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен носить комплексный характер;
во-вторых, изучать процесс развития универсальных учебных действий, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
При организации мониторинга универсальных учебных действий необходимо соблюдать следующие условия:
Универсальные учебные действия формируются постепенно и поэтапно. Вывести обучающихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей. Следует заметить, что с 1 по 4 класс происходит приращение в числе универсальных учебных действий, подлежащих отслеживанию и оценке. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий целесообразнее проводить 1 раз в год в течение апреля (допустимо завершение в середине мая). Результаты мониторинга позволяют отследить приращение у обучающихся в уровне сформированности основных метапредметных универсальных учебных действий. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Рекомендуется для проведения мониторинга выделять время на втором - четвертом уроках со вторника по четверг включительно. Также желательно предлагать задания в начале выбранного урока.
Особенность контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что оценка осуществляется по заданиям, включённым как в контрольные работы по отдельным предметам, так и в комплексные работы на межпредметной основе, и в отдельную диагностику.
Важный этап – это обработка и анализ результатов.
Конечно, мониторинг требует нового подхода в работе самого педагога, больших временных затрат на начальном этапе, поэтому проведение мониторинга метапредметных универсальных учебных действий рациональнее проводить с привлечением современных ИК - технологий (т.е. обработка, хранение информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств).
Предлагаю познакомиться с работой с шаблонами электронного мониторинга универсальных учебных действий. Данный электронный мониторинг разработан в формате Excel и представляет файлы с автоматическим подсчётом результатов универсальных учебных действий.
Для каждого вида универсальных учебных действий создана отдельная электронная таблица. Для каждого вида универсальных учебных действий в каждом классе заполняется по листу на 1 ребёнка плюс в конце сводный лист, который считается автоматически по данному виду универсальных учебных действий. Электронный мониторинг разработан в программе Microsoft Excel и очень прост в использовании. Все таблицы работают одинаково. С помощью формул максимально упрощена процедура обработки результатов диагностики.
Результаты работы, направленной на отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий по каждому классу, заносятся в сводную таблицу по образовательной организации, программа автоматически определяет уровень сформированности по каждому виду универсальных учебных действий.
По данным диагностик программа составит сводную таблицу и выстроит диаграмму. Построение диаграммы самый удобный способ представления рейтинга. Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и даёт возможность быстрого сравнения итогов.
Ежегодное отслеживание развития и формирования универсальных учебных действий дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Такая организация мониторинга позволяет отследить динамику показателей успешности каждого обучающегося, класса и в целом образовательной организации. Позволит получить информацию для коррекции системы работы педагогов.
Внедрение электронного мониторинга метапредметных универсальных учебных действий позволит:
ликвидировать огромный объём бумажной работы;
снизить трудозатраты на рутинные операции обработки информации и оформления результатов;
снизить вероятность ошибок в расчетах;
обеспечить наглядность, быстроту получения информации по результатам мониторинга, возможность наглядно просмотреть динамику развития образовательного процесса;
возможность в течение получаса получить исчерпывающую информацию (причём подробную) по каждому классу, обучающемуся или учителю как в электронном, так и в бумажном виде (каждый файл можно распечатать).
Данные мониторинга могут быть включены в портфолио ребенка как отражение динамики его развития.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Анализируя результаты работы, изучая работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.