Просмотр содержимого документа
«Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разбор слова
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать о морфемном и словообразовательном разборе, уметь различать их, производить данные виды разбора слов, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Оборудование: учебник, схема разбора.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания |
1.Оргмомент. Мотивация | Слово учителя Определите, кто из учеников прав? Марина сказала, что слово «застежка» образовано приставочно-суффиксальным способом, а Диана - что суффиксальным. А как вы определите способ образования слова «застежка»? | Личностные результаты: 1.интерес к изучению русского языка. 2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей |
2.Актуализация знаний, пробное действие | Учитель: Запишите число, классная работа 1)найдите слово, от которого произошло слово «застежка», запишите его 2) Попробуйте понять, как рассуждали Маша и Даша. 2) Запишите тему урока «Морфемный и словообразовательный разбор слова» | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
3.Выявление места и причины затруднения | Слово учителя: Обратите еще раз внимание на слова, записанные выше. Почему у девочек разные мнения? | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения | Учитель: Определите цели урока. -Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план (проект) урока. | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения 2. Определять цель урока 3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5. Открытие нового знания (реализация построенного проекта) | 1.Учитель: что обозначает слово? (это существительное, обозначает предмет, но со значением действия) -от какого слова произошло? (застегнуть) -каким способом образовано? (суффиксальным). Кто оказался прав? 2.Работа с учебником 1) чтение и анализ п.9, выводы 2) что включает в себя морфемный разбор? -а словообразовательный? -чем они различаются? 3) сравните порядок морфемного и словообразовательного разбора на стр. 4) что можно добавить в ваши предположения? 3. Составление кластера или схемы | Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов. 2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности |
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность | 1. Синтаксический разбор предложения Дверь распахнулась, и в подвал ввалился комбат. -объяснить знаки препинания -объяснить орфограммы -дать толкование слову комбат - разбор слов распахнулся, подвал, ввалился (1 чел.- производит морфемный разбор данных слов, второй - словообразовательный) 2. выполнить упр. ( первый столбик- с суффиксами, второй- без суффиксов) 3.Построение словообразовательных цепочек (повторение словообразовательных гнезд- упр. на стр. ) 3.Самостоятельная работа (упр….), обратить внимание на то, что нужно восстановить промежуточное слово в словообразовательной цепочке 4. Проверка самостоятельной работы 5 Выставление оценок | Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
7.Итоги. Рефлексия | Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.) Дайте оценку вашей работе на уроке. | Коммуникативные УУД 1.Строить связное монологическое высказывание Регулятивные УУД Соотнести цели и результаты своей деятельности |
8.Домашнее задание | П.9, порядок разборов учить, упр. | |