СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация обучения на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение-это взаимодействие двух деятельностей - учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучения на уроках математики.»

Мотивация обучения на уроках математики.

Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития учеником своей мотивационной сферы. Часто пятиклассник ,мешающий вести урок и не желающий работать на уроках и в семье не обременен домашними обязанностями. Ребенку помогают делать задания ,нанимают репетиторов ,возят по кружкам .Ребенок не приучен делать что-либо сам, ленится, не сформировано чувство ответственности, он бунтует .А бывает, что ребенок с детства самоуверен, способный, но считает что усилия к учебе предпринимать нет необходимости сейчас. И у такого ребенка снижена тревожность за оценки и будущее. С годами, у таких подростков уровень самооценки бывает неадекватный. Мотивация -это движущая сила учения. Учитель стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Мотивационная система ребенка включает социальные мотивы, учебно - познавательные, оценочные, внешние по отношению к школе, игровые. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, осуществляться в гуманной уважительной к личности ученика форме- с дружелюбием. Обучение-это взаимодействие двух деятельностей - учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя .Один из подходов заключается в том, что учение-это усвоение знаний навыков и умений, в том числе умение и навыки в самостоятельном добывании знаний. Другой исходит из того, что ученик пассивно воспринимает информацию от учителя. И, наконец, третий подход заключается в том, что ученик- активный субъект поведения и учения. Одну из основных сторон активизации мотивов учения можно назвать мотивацию достижения ,проявляющуюся в постановке новых целей стремление к успеху в деятельности. Этот мотив складывается из двух противоположных мотивационных тенденций- стремление к успеху и избегание неуспеха .Высокий уровень мотивации достижения означает, что у ребенка доминирует стремление к успеху, а низкий уровень свидетельствует о преобладании у ребенка стремления избегать неуспеха. Учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению- дейсвенному ,осознанному, ответственному. Надо на уроках включить ученика в коллективные формы учебной деятельности. Например работа в группах над общей задачей(технология коллективного обучения В.К. Дьяченко ,И.Б . Первин, М.Д. Виноградова ,Н.Е .Щуркова) .Здесь развиваются отношения сотрудничества, постановка целей ,обсуждение способов достижения. Помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания ,а в виде советов, наталкивающих самих учеников на правильное решение. Ученики привлечены к выставлению оценок. Формируется адекватная самооценка.Если самооценка низкая, то в чем причины? Внутренние причины:трудность задания, недостаточно приготовился; или внешние –не повезло .Самостоятельную проверку работы можно сделать с помощью карандаша на уроке(например с помощью компьютера ).Сопоставление поправок и своего решения ,свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы. Самостоятельный выбор разноуровневых заданий ,применение разноуровневых заданий, тестов, самостоятельных работ, домашних заданий. Предлагаю ученикам одинаковый объем материала, устанавливая различные уровни требования к его усвоению. Помогаю учащимся в выборе «своего» уровня заданий. Применяя технологию уровневой дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов, Д.Дьюн).Кроме этого активизации мотивации способствует и занимательность изложения(занимательные примеры, опыты ,парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала, игровые моменты. Игровые технологии (по Б.П. Никитину). Важны познавательные игры, ситуации спора и дискуссии ;анализ жизненных ситуаций , составляя математическую модель и работая с этой моделью, получая ответ на жизненную проблему. Технология проблемного обучения (Д. Дьюи).Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Организация деятельности учеников по решению поставленной проблемы. Проверка выполнения задания .Обобщение и выводы. Важно разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в жизни. Умение преломлять полученные знания м находить новые при помощи ИКТ. Важны метапредметные задания, творческого характера, проекты. При помощи задач прикладного характера меняем мнение о том, что встречи с математикой в жизни повседневной заканчиваются с последним школьным звонком. Необходимо и родителей привлекать к проблеме мотивации обучения. Родителям необходимо ежедневно интересоваться успехами в школ. При возникновении проблем не сравнивать с другими ,но стараться помочь .Быть примером и другом своему ребенку. Посещать с ребенком выставки музеи, театры…-интересные места( в том числе и с помощью интернета),читать книги и обсуждать прочитанное. Это будет стимулировать познавательный интерес и мотивации ребенка. Задача и школы и семьи заключается не только в формировании у ребят четкой системы знаний, но и потребности приобретения новых знаний и умения делать это. Наличие у учителя специальных педагогических умений по формированию у ученика мотивации учения и связанного с ней умения учиться свидетельствуют о педагогическом мастерстве учителя.