СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из условий качественного образования школьников является повышение их мотивации к учебной деятельности, их заинтересованность учебным процессом, умение учащихся ставить перед собой цели и достигать их.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества образования»

Мотивация учебной деятельности  как условие  повышения качества образования   Презентацию подготовила  учитель русского языка и литературы Купина Алла Анатольевна МОУ гимназия г. Фрязино

Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества образования

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Купина Алла Анатольевна

МОУ гимназия г. Фрязино

Мотивация  (от латинского мotive – побуждение; от французского motif – побудительная сила, причина) – это некое эмоциональное состояние , которое побуждает ученика к самостоятельным действиям , основное условие успешного обучения .

Мотивация

(от латинского мotive – побуждение;

от французского motif – побудительная сила, причина)

это некое эмоциональное состояние , которое побуждает ученика к самостоятельным действиям , основное условие успешного обучения .

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “ не хочет учиться ”, “ мог бы прекрасно заниматься, а желания нет ”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению .

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “ не хочет учиться ”, “ мог бы прекрасно заниматься, а желания нет ”.

В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению .

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. КАК ПРОБУДИТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ???????

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним.

Поэтому перед школой стоит

задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности

с целью повышения эффективности учебного процесса.

КАК ПРОБУДИТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ???????

Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость :  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя .   Да,  можно  усадить  детей  за   парты ,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но   без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт ,   это  будет лишь  видимость   учебной  деятельности.

Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость

можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя .  

Да,  можно  усадить  детей  за   парты ,  добиться  идеальной   дисциплины. 

Но   без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации  

освоения  знаний  не  произойдёт ,  

это  будет лишь  видимость   учебной  деятельности.

Учебная мотивация направлена на самостоятельную деятельность ученика. * Работа должна принести каждому ученику лично для него ощутимые результаты. *Ученик должен понять, что именно он пока не знает. *Ученик должен определить источники информации. *Ученик должен понимать, зачем ему это нужно. *Ученик должен спланировать свою работу по достижению этого результата. *Ученик должен осознать конечный результат.

Учебная мотивация направлена на самостоятельную деятельность ученика. * Работа должна принести каждому ученику лично для него ощутимые результаты.

*Ученик должен понять, что именно он пока не знает.

*Ученик должен определить источники информации.

*Ученик должен понимать, зачем ему это нужно.

*Ученик должен спланировать свою работу по достижению этого результата. *Ученик должен осознать конечный результат.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ на ЭТАПАХ УРОКА НАЧАЛО УРОКА: эвристическая беседа; проблемный вопрос ; «яркое пятно» (слово учителя + наглядность) ФИНАЛ УРОКА: - Синквейн  -Рефлексия (степень усвоения) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

на ЭТАПАХ УРОКА

НАЧАЛО УРОКА:

  • эвристическая беседа;
  • проблемный вопрос ;
  • «яркое пятно» (слово учителя + наглядность)

ФИНАЛ УРОКА:

- Синквейн

-Рефлексия (степень усвоения) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ НЕТ: - Запишем тему сегодняшнего урока- … ДА: - Определите, что станет сегодня темой нашего урока Например: НЕТ: - М.Ю.Лермонтов «Ашик-кериб» Хорошие и плохие поступки людей. ДА: -М.Ю.Лермонтов « Ашик –кериб» Положительные или отрицательные герои в сказке?

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ

НЕТ: - Запишем тему сегодняшнего урока- …

ДА: - Определите, что станет сегодня темой нашего урока

Например:

НЕТ: - М.Ю.Лермонтов «Ашик-кериб» Хорошие и плохие поступки людей.

ДА: -М.Ю.Лермонтов « Ашик –кериб» Положительные или отрицательные герои в сказке?

КАК ВЫЙТИ К ТЕМЕ урока? *Игра «Третий лишний»:(в*сна, з*мля, п*нал). *Игра «Что сегодня изучаем?» Иванушка, фантазия, число три, чудеса. *Как можно объединить все эти слова? Вставь слова и догадайся о теме урока: «Жизнь дана на … дела», «….лучше красоты».

КАК ВЫЙТИ К ТЕМЕ урока?

*Игра «Третий лишний»:(в*сна, з*мля, п*нал).

*Игра «Что сегодня изучаем?» Иванушка, фантазия, число три, чудеса.

*Как можно объединить все эти слова? Вставь слова и догадайся о теме урока: «Жизнь дана на … дела», «….лучше красоты».

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: сам формулирует проблему (задачу); 2) определяет пути её решения; 3) сам решает эту ситуацию и 4) получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат. Проблемная ситуация на уроке создается с помощью проблемных вопросов :  1.Можно ли уверенно говорить, что написание падежных окончаний при склонении существительных зависит от их рода? 2. Почему своё произведение « Конёк- горбунок» П.П. Ершов назвал русской сказкой? 3. Чего больше в двух героях рассказа «Мальчики» (Володе и Чечевицыне) – сходства или различия?

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик:

  • сам формулирует проблему (задачу);

2) определяет пути её решения;

3) сам решает эту ситуацию и

4) получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат.

Проблемная ситуация на уроке создается с помощью проблемных вопросов :

1.Можно ли уверенно говорить, что написание падежных окончаний при склонении существительных зависит от их рода? 2. Почему своё произведение « Конёк- горбунок» П.П. Ершов назвал русской сказкой? 3. Чего больше в двух героях рассказа «Мальчики» (Володе и Чечевицыне) – сходства или различия?

В финале урока: Использование синквейна как одной из форм учебной мотивации СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления учащихся через письмо и чтение, эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения информации. Он учит осмысленно использовать полученные знания и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк : 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;  4-я – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова.

В финале урока: Использование синквейна как одной из форм учебной мотивации

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления учащихся через письмо и чтение, эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения информации. Он учит осмысленно использовать полученные знания и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк :

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова.

Занимательность как способ мотивации в изучении русского языка

Один из таких приемов – игровой урок. Такая его форма, как путешествие, особенно эффективна при повторении изученного.

«Урок - лингводилижанс» проходил в 6-м классе по теме «Соединительные гласные О и Е». Путешествуя по стране Словообразование, ребята побывали и в деревне Дедушки Корня (чередование гласных о-а в корнях кос-кас, гор-гар; е-и в корнях бер-бир и т.д.), и в Королевстве приставок Пре- и При-, а на станции Крепкий орешек (соединительные гласные о - е) учащиеся получили такое задание: сравнив написание слов, сделать вывод, от чего зависит выбор соединительной гласной. «Расколоть орешек» удастся только тем, кто сделает верный вывод.

Интерес к сложному материалу вызывает и такой прием, как инсценирование. После изучения темы «Правописание гласных о, е, ё после шипящих в разных частях слова» разыгрываем спектакль ( Грамматическая сказка ) «Вовкины двойки, или как Вовка буквы искал». Двоечник Вовка попадает в Королевство волшебницы Грамматики, и, чтобы выбраться оттуда, он должен найти пропавшие буквы о, е, ё и исправить все свои ошибки. Вовка побывает в шатре Корня, замке Суффикса, чертогах Окончания, достойно пройдет все испытания и отыщет буквы.

Инсценирование грамматических сказок позволяет соблюдать единство научности и занимательности: чтобы настроить ребят на восприятие сложного материала, приходится продумывать и оформление (музыкальное, наглядное, вещественное).

Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока : загадка, шарада, чтение стихотворения, рифмованного правила по теме, необычное задание. Например, первый урок по теме «Имя числительное как часть речи» начинается по рисунку «Незнайка у ворот Числограда». Ворота откроются тогда, когда учащиеся правильно определят, к какой части речи относятся слова, написанные на стене Числограда: два, двойной, второй, двойка, удвоить, дважды, вдвоём. Или создаётся проблемная ситуация для решения грамматической задачи: Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя? Петя Ошибкин в слове «здесь» написал букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин? Чтобы улучшить усвоение, осознание трудного материала, обращаем внимание учащихся на научное сопровождение урока: лингвопаузы, доклады юных лингвистов.

Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока : загадка, шарада, чтение стихотворения, рифмованного правила по теме, необычное задание. Например, первый урок по теме «Имя числительное как часть речи» начинается по рисунку «Незнайка у ворот Числограда». Ворота откроются тогда, когда учащиеся правильно определят, к какой части речи относятся слова, написанные на стене Числограда: два, двойной, второй, двойка, удвоить, дважды, вдвоём.

Или создаётся проблемная ситуация для решения грамматической задачи:

  • Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?
  • Петя Ошибкин в слове «здесь» написал букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин?

Чтобы улучшить усвоение, осознание трудного материала, обращаем внимание учащихся на научное сопровождение урока: лингвопаузы, доклады юных лингвистов.

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способ повышения учебной мотивации

Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для исследовательской деятельности . Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания. Как раз тут может помочь исследование…

Школьникам всегда хочется выступить так перед товарищами, чтобы вызвать внимание, услышать заслуженную похвалу, заметить благодарные взгляды. Исследования трудных, дискуссионных, не вполне решенных проблем пробуждают у школьников сознание серьезности их литературных исканий.

Самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы - это помощь в формировании самосознания школьника , в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроках литературы, в мотивации учебной деятельности учащихся.

Повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету  могут способствовать следующие приёмы:

«Линия времени»

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

   «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  «Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

«Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

«Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации –  умение ставить цель, определять зону ближайшего развития.

«Ассоциативный кроссворд» Учитель  вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

«Ассоциативный кроссворд»

Учитель  вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

Зачет по принципу

Зачет по принципу "вертушки "

Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на вручённой им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, Б, В, Г, Д и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить).

«Суд»

Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.

Мотивация - условие успешного обучения

Мотивация - условие успешного обучения

В начальной школе необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания новых знаний. Средний школьный возраст стимулируется соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Старший школьный возраст- выбор профессиональной деятельности . Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
  • В начальной школе необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания новых знаний.
  • Средний школьный возраст стимулируется соответствующей учебно-познавательной мотивацией.
  • Старший школьный возраст- выбор профессиональной деятельности . Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
Причина спада школьной мотивации: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.  

Причина спада школьной мотивации:

  • У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  • Отношение ученика к учителю.
  • Отношение учителя к ученику.
  • У девочек 6-7 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
  • Личная значимость предмета.
  • Умственное развитие ученика.
  • Продуктивность учебной деятельности.
  • Непонимание цели учения.
  • Страх перед школой.  
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов.   образовательным учреждением;    организацией образовательного процесса;  особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками);  особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;   спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов.

  •   образовательным учреждением; 
  •   организацией образовательного процесса; 
  • особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками); 
  • особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  
  • спецификой учебного предмета.
ВАЖНО: благоприятный психологический климат .  Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон .

ВАЖНО:

  • благоприятный психологический климат .

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон .

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость, как проявление отсутствие профессионализма;

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке:

  • Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута;
  • Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке;
  • Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
  • Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся;
  • Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю;
  • Несдержанность, агрессивность, крикливость, как проявление отсутствие профессионализма;
ВАЖНО: Интерес к предмету общая атмосфера в классе отношения учителя и учащихся занимательность изложения учебного материала эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

ВАЖНО: Интерес к предмету

  • общая атмосфера в классе
  • отношения учителя и учащихся
  • занимательность изложения учебного материала
  • эмоциональность речи учителя,
  • организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Выводы : Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Выводы :

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
  • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  • Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.