СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья (доклад) для педагогического совета.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учения - основное условие успешного обучения»

Мотивация учения – основное условие успешного обучения.

Доклад на педагогическом совете от 28.03.2016г.

учителя русского языка и литературы

Стефашкиной Т.Ф.

Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.

Я считаю, что успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для ребенка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя. Но в реальной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует ему.

Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).

Это высказывание можно применить и для нашей школы, так как контингент в некоторых классах особый, где учащиеся, в основном, приходят, внешне мотивируя своё обучение: это обязательность образования.

Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?

В работе мне помогает мой педагогический опыт. В учебной деятельности с учащимися разного возраста по формированию устойчивых положительных мотивов важнейшее значение имеет – личность учителя, его мастерство, умение организовать учебный процесс. Учитель, который умеет правильно организовать свою деятельность, всегда сумеет организовать урок: поставить цель, ответив на вопрос – что я хочу получить в итоге; продумать этапы урока и деятельность учеников на каждом из этапов; определить приемы работы. Урок – это не хаотичная деятельность придумывания на ходу. Организация урока – это план (или технологическая карта), который составляется учителем накануне учебно-образовательного процесса.

Наиболее значимым в своей работе считаю:

– учет возрастных особенностей;

– выбор действия в соответствии с возможностями учащихся;

– использование различных форм работы (коллективных, групповых, индивидуальных);

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование развивающих заданий на уроках;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

– создание ситуации успеха;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь;

– благоприятный микроклимат на уроке.

Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

Важно прокомментировать отметку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его прежние достижения с настоящими. Например, такой прием выставления отметок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован в как можно большем получении в течение урока каких-либо символов, выдаваемых или отмечаемых учителем, которые в итоге урока превратятся в отметку.

Подача домашнего задания. Его также можно задавать дифференцированно – кому-то прочитать материал, кому-то еще и на вопросы ответить, кому-то просто нарисовать что-либо, кому-то объяснить пять раз. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (составить кроссворд для урока, подобрать картинки к теме и т.п.) также способствует повышению интереса к предмету.

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы, а позднее под руководством педагога это перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям. И вот на этом этапе нам необходимо знать, какие же дети перед нами: врожденным является разделение людей на «воображаемый» и «художественный» типы, что основывается на доминировании левополушарных и правополушарных функций головного мозга.

Левополушарные дети обычно легко осваивают конструктивные игры, шахматы; увлекаются электронными игрушками, склонны к точным наукам (физике, математике).

Правополушарные дети проявляют интерес к красоте во всех ее проявлениях, к разнообразию живой природы. Они – дети природы, являются близкими к ней, отдают предпочтение вместо книг наблюдению за полетом бабочки, птицам или рыбкам. Правополушарные люди более ранимы, тоньше воспринимают интонацию, подтекст, настроение. Такие дети радуют неожиданностью и точностью оценок, неординарностью суждений – и все это за счет образности мышления. Правополушарные люди процветают в гуманитарных науках.

Развивать левополушарных и правополушарных детей следует так, чтобы оба полушария головного мозга развивались, не угнетая, а дополняя друг друга, чтобы становление личности произошло в динамическом единстве интеллектуального и эмоционального.

Мотивационный этап

Условия, необходимые для успешной деятельности

Правополушарные дети Левополушарные дети

Гештальт (образы) Технология

Контекст Детали

Связь информации с реальностью, практикой Абстрактный линейный стиль

Творческие задания изложения информации

Эксперименты Неоднократное повторение

Музыкальный фон Тишина на уроке

Речевой и музыкальный ритм

Операционный этап

Восприятие материала

Целостное Дискретное (по частям) 

Интонационная сторона речи Смысловая сторона речи

Визуалисты (зрительное) Аудисты (слуховое)

Переработка информации

Быстрая Медленная

Мгновенная Последовательная

Результативный этап

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи Высокий самоконтроль речи

Смысловые пропуски Высокий самоконтроль изложения материала

Характерные ошибки

Ударные гласные Безударные гласные в корне

Ошибки в словарных  словах Пропуск мягкого знака

Пропуски букв, описки Написание лишних букв

Имена собственные пишут со строчной буквы Замена одних согласных другими

Ситуация успеха на операционном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельности школьника. Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Традиционное преподавание предлагает им технологию, тишину, детали. Учащиеся этого типа нуждаются в трехмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию.

Осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе — как лево, так и правополушарным. Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Мобилизация активности: скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»).

В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают правополушарным учащимся возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развернутый ответ.

Учителю при разработке методических планов необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.

Грамотный педагог на уроке должен создавать условия для выполнения заданий разными способами, подхватывать идеи, выдвинутые разными детьми: левополушарными и правополушарными.

Психологические факторы, влияющие на процесс обучения

Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого: его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.

Чему бы ни учить и каким бы способом ни учить, мы, прежде всего, обращаемся к органам чувств учащегося. Слушает ли ученик учителя или читает, наблюдает ли за действиями экспериментатора во время лабораторных занятий — прежде всего, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление, творческая переработка.

Психологическую форму успешного обучения можно охарактеризовать М + + С,

где М — мотивация,

1П — прием (либо поиск) информации,

2П — понять информацию,

ЗП — помнить,

4П — применять информацию,

С — систематичность занятий.

Мотивация — побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность (Л. И. Божович).

Понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, идеалы и т.д., которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность (Е. В. Шорохова) В структуре мотивации можно выделить 4 компонента:

• удовольствие от самой деятельности;

• значимость для личности непосредственного результата деятельности;

• мотивирующая сила вознаграждения за деятельность;

• принуждающее давление на личность (В. И. Додонов).

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников. Например, чтобы ученик запомнил правильное ударение в слове и в последующем в своей речи не допускал ошибок, для учеников 5 – 6 классов я использую игровой момент: слово + ассоция // ассоциативная картинка, то есть нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий). Например, слова «квартАл» (лягушки КВАкают, а мы не лягушки, если мы скажем КВАртал – мы квакаем, следовательно, правильно говорить квартАл), «обеспЕченье» (потому что мы хотим кого-то чем-то обеспЕчить, а не дать печенья) и др.

Универсальный компонент любого учения — заучивание, которое представляет собой совокупность действий обучающегося, направленных на овладение им учебным материалом. Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть выделено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть — надо увидеть, мало слушать — надо услышать.

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + доброжелательный тон – все это благоприятный психологический фон, который уже априори создает ситуацию успеха в освоении материала.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Только тогда появится мотивация, а мотивация - это процессы, определяющие движение к намеченной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения наших учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!