Музейная педагогика в детском саду.
Выполнили студентки группы СД-21
Шадрина Влада и Бидова Настя
Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Музейную педагогику исследовали:
- Н. Фёдоров;
- П.А. Флоренский;
- Ф. Шмидт;
- А.В. Бакушинский
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Основной целью музейной педагогики является :
приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Задачи:
- Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Развитие речи, расширение активного словаря,
- Воспитание культуры поведения.
Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Формы работы с экспозициями:
- Занятия - экскурсии;
- Занятия с элементами игры и творческими заданиями;
- Исследовательская деятельность;
- Игры - развлечения;
- Игры - путешествия;
- Игры - графические упражнения;
- Интеллектуально - творческие игры;
- Игры по сюжету литературных произведений;
- Продуктивная деятельность;
- Возможность смены экспозиции.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское;
- Экспозиционное (оформительское);
- Экскурсионное;
- Культурно-массовые мероприятия.
На первом этапе детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики
На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.
Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как
-погружение в прошлое,
-манипулирование с музейными предметами,
-вопросно-ответный метод,
- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
-обыгрывание ситуаций,
-мини-спектакли,
-смена интерьеров,
-экскурсия по выставке,
-демонстрация экспонатов,
-эвристическая беседа и так далее.
Методы музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях:
Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)
-Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д)
Познавательное развитие
Знакомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа.
Речевое развитие
Расширению словаря способствует знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари.
Художественно – эстетическое развитие (ИЗО)
-Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.
Социально – коммуникативное развитие
- Решение задач нравственного воспитания: воспитание чувства уважения к Родине и своему народу, чувство гордости за талант народных мастеров.
Художественно – эстетическое развитие (музыка)
Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.
Правила музейной педагогики
Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.
Правило второе : Четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Экскурсионная работа в мини-музее
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее
благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и
выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Этапы создания музея:
- Подготовительный - планирование;
- Практический - создание;
- Презентационный - представление;
- Деятельный - функционирование.
Спасибо за внимание!