СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена информация по групповым формам работы с детьми в изучении истории славянской письменности, как кружки, творческие студии, научные общества, мастер – классы, выставки и экспозиции. Групповая работа направлена на включение учащихся в активную деятельность, и многочисленные исследования учебных коллективов показывают высокую эффективность их деятельности. Данная форма работы позволяет организовать самостоятельную работу, формировать у школьников умения коллективно и индивидуально выполнять ее, оценивать полученные результаты. 

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика»

Дроздова Лидия.

Историю создания славянской письменности познаем коллективно!


 Возникновению славянской письменности исполняется 1150 лет.  В 863 году, согласно официальной версии, братья Кирилл (в миру Константин Философ, родился в 826-827 гг.) и Мефодий (мирское имя неизвестно, предположительно Михаил, родился до 820 года) создали основу современного кириллического алфавита.
     Обретение славянскими народами письменности имело такое же историческое и геополитическое значение, как открытие Америки. В музейной педагогике существуют такие групповые формы работы с детьми для изучения истории славянской письменности, как кружки, творческие студии, научные общества, мастер – классы, выставки и экспозиции. Групповая работа направлена на включение учащихся в активную деятельность, и многочисленные исследования учебных коллективов показывают высокую эффективность их деятельности. Данная форма работы позволяет организовать самостоятельную работу, формировать у школьников умения коллективно и индивидуально выполнять ее, оценивать полученные результаты. Работа ученика в группе сверстников развивает интерес к изучаемому и пройденному материалу, а также хорошо развивает универсальные учебные действия, необходимые для осмысления и систематизации знаний. Групповая работа развивает способность смотреть на себя, на свою деятельность со стороны. 

Одной из самых распространенных групповых форм работы является кружок. Он  объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих - готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов.

Часто в художественных музеях встречается и такая форма работы с детьми, как студия. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.

Научные сообщества, как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации. Для его деятельности, как правило, необходим избранный членами сообщества Совет, в который входят и сотрудник музея. На общих собраниях обсуждаются планы, отчеты пройденных мероприятий. По тематике и содержанию деятельности научные сообщества очень разнообразны (как разнообразны интересы, которые может инспирировать музей). Наиболее часто встречаются сообщества любителей старины, краеведов, знатоков Отечественной войны 1812 года, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров (нумизматов, филателистов, фалеристов).

Работа научных сообществ базируется на музейной тематике, в ней широко используются музейные коллекции, наконец, часто она значительно обогащает музейную деятельность.

Еще одним направлением работы школьного музея, которое позволяет комплексно решать задачи, поставленные новым образовательным стандартом, является мастер – класс – это уникальная возможность для каждого ребенка попробовать себя в творчестве! Особенно, когда результат этого творчества имеет «свою историю» и может доставить радость родным и  близким. Таким образом, мы рассматриваем мастер – класс  как особую форму учебного, воспитательного и развивающего  занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной задачи. 
Проведение  мастер-класса, как правило, основано на  трех основных этапах: ввод новых знаний, усвоение знаний участниками мастер-класса, отработка полученных навыков, рефлексия.

При проведении мастер-класса эффективнее  использовать опыт педагогов разных специальностей, возможности старших детей. Тогда занятие не будет скучным, однообразным, только обучающим.
Музейные выставки и экспозиция1 также – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.

Экспозиция школьных музеев обычно имеет два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план – скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.

Порядок размещения экспонатов2 имеет некоторые общие правила:

а) крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

б) мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

в) наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;

г) не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Внедрение в музейную педагогику групповых форм работы с детьми позволяет увидеть соучастие каждого учащегося в происходящем благодаря театрализации, игре, мастер–классам, выставкам и т.п. Эффект групповой формы работы применительно к музейной педагогике зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в подготовку действа. Однако не стоит забыть, что успеху предшествует большая и дружная подготовительная работа, умение педагога организовать деятельность детей, и, наконец, желания и способности аудитории включиться в работу, принять ее условия.


1 Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с. С. 127 – 145.

2 На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов [Электронный ресурс] // Museum.ru – Режим доступа: http://www.museum.ru/future/lmp/books/archive/Mus_Expo.pdf (дата обращения: 16.12.2016)