ТЕМА:Районного методического объединения «Элементарное музицирование»
23.11.2021 в 10.00
Цель технологии элементарного музицирования – помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Основные задачи:
Творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков музицирования; развитие индивидуальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, создание предпосылок к формированию творческого мышления.
Сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;
Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования;
Установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;
Развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
Развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыржения.
Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое! Система музицирования была создана немецким композитором, педагогом Карлом Орфом. В данной системе ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.
Такое музицирование доступно всем и каждому, возможность участвовать в нём не требует особых способностей и специального образования и определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование- это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и способностями.
Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицирования. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой.
Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыка сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.
Т.Э.Тютюнникова отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Методологическим основанием орф-технологии явилась деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).
Музицирование в технологии представлено как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.
Учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
Творческое музицирование – разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей.
Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях и т.д. Процессу варьиирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационное формы в законченные пьесы, в совершенствоване навыков ансамблевого музицирования.
Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями.
Технология требует широкого использования детских музыкальных инструментов: металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) Обязательным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов