№ | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся на уроке | Д/З |
1. | Вся Россия просится в песню… | Характерные особенностей русской музыки. Близость мелодий Рахманинова к русским темам. Определение «концерта». Повторение куплетной формы. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. | |
2. | Как сложили песню. | Определение «концерта» и «вокализа». Повторение куплетной формы. | С.8-17 |
3. | Ты откуда, русская зародилась, музыка? | Процесс создания народной песни. Характерные особенности различных жанров народных песен: солдатских, трудовых, колыбельных, лирических, игровых, обрядовых, шуточных, танцевальных. | С.18,19 |
4. | Я пойду по полю белому… | Повторение структурных и образных особенностей жанра кантаты. Тембровые особенности голоса меццо-сопрано. Назначение эпилога и финала в жанре кантаты. | С.20-23 |
5. | В краю великих вдохновений…. | Многообразие образов поэзии А.С. Пушкина в музыке. Воплощение жанровых особенностей в музыке. | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов | С. 42-43 |
6. | Что за прелесть эти сказки | Понятие «музыкальной живописи». Повторение тембровых и регистровых особенностей музыкальных инструментов. Подбор тембра инструмента к теме. | С. 48-51 |
7. | Ярмарочное гуляние | Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. Подбор музыкального ряда для «озвучивания» картины. Разыгрывание с передачей содержания песни выразительными движениями. | С. 52-53 |
8 | Святогорский монастырь | Повторение видов колокольных звонов. Особенности строения оперы: вступление. | С. 54-55 |
9. | Зимнее утро. Зимний вечер | Многообразие образов поэзии А.С. Пушкина в музыке. Сравнение стихов А. Пушкина с музыкой П. Чайковского и В. Шабалина. Вспомнить лады музыки. | 44-47 |
10. | Приют, сияньем муз одетый. | Повторение музыкальных жанров: романс, дуэт, ансамбль. | С. 56, 57 |
11. | На свете каждый миг мелодия родиться... | Выявление отличительных особенностей разных музыкальных культур на примере народных песен. Музыка в народном стиле. Воплощение народных тем в музыке русских композиторов. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты | С. 60-61 |
12. | Оркестр русских народных инструментов | Классификация инструментов оркестра русских народных инструментов, викторина на определение тембров (балалайка, гармонь, баян и т.д.). | С. 62-65 |
13. | Народные праздники. «Троица» | Познакомить с обычаями русского народа, особенностями проведения праздника Троица. | С. 68-71 |
14. | Музыкальные инструменты - виолончель, скрипка. | Струнно-смычковая группа музыкальных инструментов симфонического оркестра. Определения «струнного квартета» и «ноктюрна». Повторение музыкальной формы вариаций. Штрихи: легато, стаккато, акценты. | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально - пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. | С. 74-75 |
15. | Счастье в сирени живет… | Познакомить с творчеством С. Рахманинова. Определение жанра «сюиты» и «серенады». Повторение характерных особенностей вокальных жанров: песня, романс, вокализ. | С. 80-81 |
16. | Не молкнет сердце чуткое Шопена… | Стилистические особенности музыкального языка Ф.Шопена. Характерные черты танцевальных жанров: полонеза, мазурки, вальса. Повторение музыкальных форм: 3-частной, куплетной. | С. 82-83 |
17. | Патетическая соната | Стилистические особенности музыкального языка Л. Бетховена. Знакомство с термином соната через Сонату № 8 «Патетическая» | С. 86-87 |
18. | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | Стилистические особенности музыкального языка М. Глинки. Знакомство с термином баркарола. Сравнение «Баркаролы» М. Глинки и П. Чайковского. | С. 88-89 |
19. | Театр уж полон; ложи блещут… | Взаимодействие темы Сусанина и поляков. Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания, представленные в тетради | С. 96-99 |
20. | Опера «Иван Сусанин» | Отличительные черты русской музыки. Повторение жанровых признаков танцев – пластическое интонирование: шаг полонеза, фигуры мазурки. Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских. | С. 94, 95 |
21. | Исходила младёшенька | | С. 100-101 |
22. | Русский Восток | Определение характерных черт колыбельной, тембров музыкальных инструментов, развития музыкального образа. Контраст в музыке. Отличительные черты восточной музыки. | С. 102-105 |
23. | Балет «Петрушка» | Моделирование сцены балета: режиссерская постановка; подбор эскизов костюмов; сочинение сочиненного. | С. 106-107 |
24. | Театр музыкальной комедии | Определение жанров оперетты и мюзикла. Определение сходства и различия музыкально-театральных жанров: оперы, балета и оперетты и мюзикла. | С. 108-109 |
25. | И почти уж две тысячи лет стоит над землею немеркнущий свет… | Характерные черты духовной музыки. Особенности жанра былины, тембровая характеристика инструмента гуслей. Отражение богатырской тематики в музыке. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты | С. 26-39 |
26. | Кирилл и Мефодий. | Отличительные черты величаний. Выявление характерных черт гимна. | С. 30-31 |
27. | Праздников праздник, торжество из торжеств. | Музыкальные особенности духовной музыки. Интонационно-образный анализ и сравнение жанра молитвы в русской и западноевропейской музыке. | С. 32-37 |
28. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере православного праздника Пасхи. Познакомить с религиозными песнопениями: тропарь, величание. | С. 38-39 |
29. | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | Определение музыкального жанра «прелюдии». Музыкальная характеристика зерен-интонаций. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. | С. 112-113 |
30. | Исповедь души. Революционный этюд. | Расширение представлений о музыкальном жанре «прелюдии». Интонационно-образный анализ, сравнение интонаций и исполнительских трактовок прелюдий. Определение этюда в живописи и музыке. | С. 114-117 |
31. | Мастерство исполнителя. | Знакомство с тембровыми особенностями гитары. Понятие «обработки» и «переложения». Определение жанра авторской песни. | С. 118-119 |
32. | В интонации спрятан человек | Роль музыки в жизни человека. | С. 120-121 |
33. | Музыкальные инструменты (гитара). | Знакомство с историей создания инструмента – гитара. Знакомство с жанром авторской песни. | С. 122-123 |
34. | Музыкальный сказочник | Музыкальные портреты главных персонажей сюиты. | | |