СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальная планета"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа " Музыкальная планета" входит во внеурочную деятельность по художественно - эстетическому направлению.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальная планета"»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе

начального общего образования.

Утверждено распоряжением № 196 от 01.11.2017г.













Программа

курса внеурочной деятельности

«Музыкальная планета»

Направление общекультурное

4 класс

Срок реализации 1 год

2019 – 2020 учебный год









Автор-составитель программы Асанова Елена Анатольевна, учитель музыки





г. Сланцы Муниципальное образование Сланцевский муниципальный район Ленинградской области 2019 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа кружка «Музыкальная планета» составлена на основании нормативных документов:

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30-51-433/16)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009г.), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального и общего образования.

         Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

      Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

     



Задачи:

      1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

        2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение.

        3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

        4.Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Общая характеристика курса.

Программа «Музыкальная планета» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития

1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо -игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

           Программа предполагает реализацию следующих принципов:

          1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

         2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

        3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

        4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

        5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 часа в неделю. 

Результаты освоения программы вокального кружка

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.



Способы отслеживания результатов освоения программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Оснащение образовательного процесса:

Кабинет №15;

записи фонограмм в режиме + и -;

ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

мультимедиа;

записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.





Содержание

Вводное занятие.

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.

Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Развитие навыков уверенного пения.

Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

пауза (долгая, короткая);

акцент (лёгкий, сильный);

гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

лад (мажорный, минорный, переменный);

темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

регистр (высокий, средний, низкий);

тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).



Работа над репертуаром.

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение.

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции- работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

   

Требования к уровню подготовки обучающихся

    к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

·         пение в унисон;

·        певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

·         передача простого ритмического рисунка;

·         четкая дикция;

·         свободное владение дыханием;

·         способность передать характер произведения;

·         репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:

·         музыку разного эмоционального содержания;

·         музыкальные жанры (песня, танец, марш);

·         одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

·         средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  мелодию, ритм;

·         музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

·         знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.









Тематическое планирование «Музыкальная планета»







№п/п



Тема

К-во часов по программе

К-во часов по планиров

1 -2

Музыкальные инструменты. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса

2

2

3 -4

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о школе.

2

2

5 -6

. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о школе.

2

2

7 -8

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени

2

2

9 -10

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени

2

2

11-12

Вокально-хоровые навыки пения. Песни о друзьях.

2

2

13-14

Вокально-хоровые навыки пения. Песни о друзьях.

2

2

15 -16

Вокально-хоровые навыки пения. Песни о России

2

2

17-18

Вокально-хоровые навыки пения. Песни о России

2

2

19-20

Вокально-хоровые навыки пения. Песни о семье

2

2

21-22

Хоровые навыки пения. Песни о семье

2

2

23-24

Хоровые навыки пения. Песни о зиме

2

2

25-26

Вокально-хоровые навыки пения. Песни о зиме

2

2

27-28

Репетиции, участие в Новогоднем утреннике.

2

2

29-30

Репетиции, участие в Новогоднем утреннике.

2

2

31-32

Сценический образ, сценическое движение.

2

2

33-34

Народная песня, сказки небылицы.

2

2

35-36

Рождественские игры.

2

2

37-38

Рождественские игры.

2

2

39-40

Сценический образ, сценическое движение.

2

2

41-42

Шуточные песни

2

2

43-44

Шуточные песни

2

2

45-46

Песни о животных.

2

2

47-48

Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.

2

2

49-50

Песни о маме

2

2

51-52

Песни о маме

2

2

53-54

Сценический образ, сценическое движение. Играем в оперу

2

2

55-56

Сценический образ, сценическое движение. Играем в оперу

2

2

57-58

Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы

2

2

59-60

Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы.

2

2

61-62

Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы

2

2

63-64

Моя любимая музыка!

2

2

65-66

Наш концерт!

2

2

67-68

Обобщающее занятие года

2

2


Всего:

68

68



Список использованной литературы

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной

школе. – М.: Просвещение, 1983.

2.Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. –

М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

3.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

4.Песенник «Дружат дети на планете». Составитель – В. Букин.

5..Песни из сб. В. Шаинского «С чего начинается дружба».









10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!