СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные игры. Виды музыкальных инструментов и их характеристика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные игры. Виды музыкальных инструментов и их характеристика.»

Музыкальные игры для детей.

«Что звучит?»

Цель: выявить умение детей различать музыкальные игрушки и инструменты на слух по тембру звучания, знание их названий (погремушки, бубен, барабан, металлофон, свирель, колокольчик).

Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, свирель, колокольчик, погремушка), ширма.

Методика проведения игры. Музыкальный руководитель за ширмой играет на музыкальном инструменте и спрашивает у ребенка: «Какой музыкальный инструмент звучит?» Если ребенок не может ответить, музыкальный руководитель еще раз предлагает послушать. Если и на этот раз ребенок не может назвать инструмент, то музыкальный руководитель предлагает найти среди музыкальных инструментов, которые разложены за ширмой, тот, который звучал.

«Волшебная котомка»

Цель: выявить умение детей сравнивать музыкальные звуки по высоте и тембру звучания и сопоставлять их со звуками окружающей среды.

Оборудование: небольшая цветная сумка, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка).

Методика проведения игры. Музыкальный руководитель из волшебной сумки достает какой-нибудь музыкальный инструмент, играет на нем и спрашивает ребенка: «Что напоминает этот музыкальный звук?»

Например:

Барабан - Гром или пение птиц?

Бубен - Шорох листьев или гром?

Металлофон - Дождик или ветер?

«Музыкальные птенчики»

Цель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей.

Игровой материал:

Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.

Ход игры:

1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц.

Дети поют попевку:

         Мы птенчики весёлые,

         Умеем мы летать

         И с веточки на веточку

         Нам весело порхать.

Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.

А мамочка волнуется:

Лети-ка, птенчик, вниз!

Спою я колыбельную,

И ты уснёшь, малыш!

Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.

Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

2 вариант.  Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.

«Солнышко»

Цель: развитие звуковысотного слуха детей.

Игровой материал: Большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом.

Ход игры:

Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку.

(Напевает произвольно.)

Я, солнышко лучистое,

Очень-очень чистое!

Люблю я умываться

И в лужицах купаться.

(Говорит.)

Мои детки засмеялись,

По линейкам разбежались.

Помогите их собрать

И по именам назвать.

Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от оставленных задач.

«Ритмический кубик»

Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:

1 – 1 бабочка

2 – 2 цветка

3 – 3 клубнички

4 – 4 листика

5 – 5 шишек

6 – 6 елочек

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

Виды и характеристики детских музыкальных инструментов.

Детские музыкальные инструменты по способу звукоизвлечения делят на 4 группы. В классификацию входят ударные, струнные, духовые, клавишные инструменты.

Ударные

Звук извлекается рукой или палочками после удара по звучащему телу. Именно с этой группы специалисты рекомендуют начинать музыкальное обучение детей. Все ударные делятся на два вида:

Со звукорядом. В этой группе – ксилофоны и металлофоны, на них играют деревянными палочками. Они не нуждаются в настройке, а способ игры прост и понятен карапузам уже в один год. Они хорошо развивают слух, учат ритмике, веселят и развлекают. Уже в 3 года малыши на них повторяют мелодии, а позже сочиняют сами.

Ксилофон — самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.  

Металлофон — ударный музыкальный инструмент, который выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, расположенных в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Металлофоны бывают двух видов: диатонические и хроматические.

Основное отличие ксилофона и металлофона заключается в материале, из которого изготавливаются пластинки инструментов. Ксилофон имеет деревянные брусочки, металлофон — металлические. Из-за этого инструменты отличаются и по звучанию: у металлофона звук звонче и громче, а у ксилофона — глухой и мягкий.

Некоторые преимущества ксилофонов и металлофонов как детских музыкальных инструментов:

- визуально инструменты яркие и красочные, что нравится детям;

- научиться играть на них несложно;

- в отличие от иных ударных инструментов, ксилофоны и металлофоны развивают не только ритмический слух, но и мелодический;

- к инструменту прилагается две палочки, что позволяет сыграть с ребёнком в дуэте;

- инструмент открывает безграничные возможности для полёта фантазии.

Без звукоряда. Это большая группа, в которую входят инструменты с разным тембром: стучащие – деревянные ложки, трещотка, кастаньеты; звенящие – треугольники, тарелки, колокольчики; шуршащие – маракасы, погремушки, коробочки; гулкие – барабаны, бубны.

Деревянные ложки и трещотка относятся к группе ударных детских музыкальных инструментов, которые обладают «стучащим» тембром.

Деревянные ложки — ударный деревянный самозвучащий музыкальный инструмент. Обычно играют тремя или пятью ложками. Народные мастера изготавливают ложки из твёрдых пород дерева (ясень, клён, дуб, бук, граб). Изделия отличаются прочностью и звучностью.

Трещотка — старый русский народный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоит из сухих тонких пластинок, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Пластинки для трещоток делают из дуба, ореха или клёна. Играющий держит инструмент на уровне груди, руками держит шнур за концы и, манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. В настоящее время трещотка применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях.

Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Состоит из двух пар деревянных (или пластмассовых) пластинок, выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка.

Некоторые особенности кастаньет:

- Звучат очень громко. Чтобы выполнить ритмический рисунок, кастаньеты берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Тогда звук несколько приглушается, и ритмический рисунок становится отчётливо слышен.

- Кастаньеты позволяют усиливать и ослаблять звук.

Треугольник — инструмент высокого звучания, на котором можно исполнять простые и сложные ритмические рисунки. Выполнен из металлического прута, согнутого в форме треугольника со стороной около 20 см. Треугольник подвешивают на струне так, чтобы он свободно висел, не соприкасаясь ни с чем.

Некоторые особенности треугольника:

- При игре исполнитель держит треугольник в левой руке и ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости) специальной стальной палочкой.

- Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.

Тарелки — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Представляет собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путём литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.  

Среди основных приёмов игры: удары различными палочками и колотушками, удары тарелок друг о друга, игра смычком. Звук может быть звонким, пронзительным и еле слышным. Для детей используют как одинарные, так и парные тарелки.  

Колокольчики — ударный инструмент, применяемый диапазон — от третьей октавы до пятой октавы, на некоторых инструментах — шире. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками. В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам.  

Таким образом, тарелки звучат ярко и празднично, а колокольчик — тихо, нежно и звонко. 

Маракасы, погремушки и коробочки относятся к группе ударных инструментов без звукоряда и обладают «шуршащим» тембром.

Маракасы — древнейший ударно-шумовой инструмент типа погремушки. Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке, наполненную пластиковыми горошинами. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Вертикальное движение даёт более громкий, сильный звук, горизонтальное — тихое шуршащее звучание.

Погремушки (джингл-стики) — музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию. Основные элементы: камера (собственно сама погремушка) и наполнитель. Камера может быть из разных материалов: высушенной тыквы, раковин, необработанной кожи, дерева, рога, черепашьего панциря, керамики и других. Наполнителем служат камешки, глиняные шарики, дробь, высушенные бобы, горох или другие семена и косточки. Обычно погремушки также имеют ручку-держатель. Погремушки издают разнообразные звуки: гремящие, тарахтящие, шуршащие, звенящие, свистящие, громкие и тихие, твёрдые и мягкие (сшитые из ткани).

Коробочки — инструмент с нефиксированным звуком, то есть звуком неопределённой высоты. Представляет собой небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок (как правило, из клёна) с полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Звучание небольших коробочек резкое и сухое, напоминает цоканье копыт или стук каблуков в танце. Коробочек побольше — глубокое и звонкое. Играя на коробочке, ребёнок развивает мелкую моторику рук, координацию движений.

Игра на таких инструментах вырабатывает чувство ритма, такта, развивает способность ощущать эмоциональную выразительность произведения.

Бубен представляет собой обруч с натянутой на него натуральной кожей. Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев.

Барабан может использоваться для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а также применяется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику

Барабаны и бубны относятся к группе ударных детских музыкальных инструментов без звукоряда.

Некоторые характеристики этих инструментов:

Звучание: барабаны и бубны обладают гулким, резонирующим звучанием.

Способ извлечения звука: звук возникает при ударе по звучащему телу инструмента.

Применение: исполнение «звуковых дорожек» на ударных инструментах вырабатывает чувство ритма, такта, развивает способность ощущать эмоциональную выразительность произведения.

Возрастная группа: подойдут для малышей от 1 года.

Струнные

Источник звука – натянутые струны, к которым прикасаются пальцами или специальным приспособлением (смычком, медиатором). Широко распространены скрипки и гитары, набирают популярность русские и европейские народные инструменты. Например, домры, балалайки, цитры, гусли, мандолины, лютни, цимбалы. Тембры у них нежные, звук – мягкий.

Играть на струнных – занятие непростое. Важно, чтобы у малыша были крепкие, ловкие руки и безграничное терпение. Специалисты не советуют с ними экспериментировать раньше 5-6 лет – только к этому возрасту пальцы становятся достаточно крепкими.

Некоторые характеристики домры:

- корпус в форме полусферы.

- струны настроены по квартам.

- из-за сильного натяжения струн звук звонкий, но быстро затухающий.

- тембр — тёплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.

Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приёмом «тремоло».

Некоторые характеристики балалайки:

- треугольный корпус.

- всегда 3 струны.

- звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком.

- благодаря расстоянию, на котором на гриф навязываются жилы, на балалайке можно даже играть гаммы.

Домра и балалайка — две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.

Цитра и гусли относятся к группе струнных детских музыкальных инструментов.  

Цитра — струнный щипковый инструмент. Состоит из плоского деревянного корпуса с резонаторным отверстием и натянутыми струнами различной длины и толщины. У цитры, кроме основных струн, есть четыре струны, издающие низкие звуки. Это позволяет использовать инструмент как гармонический фундамент инструментального ансамбля или детского оркестра.  

Гусли — струнный щипковый инструмент с четырёхугольным корпусом неправильной формы, на которой натянуты струны. Во время игры инструмент держат на коленях. Звук извлекается щипком правой рукой, пальцами левой руки глушат ненужные звуки.  

Тембры цитры и гуслей очень нежные, звук приглушённый. 

Мандолина и лютня относятся к группе струнных музыкальных инструментов.

Мандолина — струнный щипковый инструмент небольших размеров. Схож с лютней, но имеет менее длинную шейку и меньшее число струн. Обычно у мандолины четыре сдвоенные струны, но встречаются инструменты с десятью или даже с двенадцатью. Струны задеваются не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Инструмент может использоваться как сольный, аккомпанирующий и ансамблевый.

Лютня — струнный музыкальный инструмент с резонирующим корпусом. Предполагает три приёма игры: щипком, медиатором, ложечками (в зависимости от названия инструмента и характера исполняемой мелодии).

Играть на струнных инструментах непросто, для этого нужны крепкие, ловкие руки и терпение. Специалисты не советуют экспериментировать с такими инструментами раньше 5–6 лет.

Цимбалы — струнный музыкальный инструмент, аналог русских гуслей. В детском варианте представляют собой деревянную деку в форме трапеции с натянутыми струнами.  

Некоторые характеристики детских цимбал:

- возраст: есть модели для детей от 3 лет и старше.  

- комплектация: в набор могут входить ноты для проигрывания детских песенок, медиатор, запасные струны, ключ для настройки цимбал.  

- размеры: например, у цимбал «ЛЭМ» размеры составляют 37×20×2,5 см.  

- вес: около 720 г.  

Игра на цимбалах помогает развить у ребёнка мелкую моторику, координацию движений обеих рук, сформировать музыкальный слух и чувство гармонии. 

Духовые

Звук у духовых извлекается посредством вдыхания воздуха в трубку или вдыхания из нее. К ним относятся флейты, свирели, саксофоны, трубы, кларнеты, губные гармошки. Звучат они разнообразно. Например, у флейты звук нежный, у кларнета – насыщенный, у гармошки – чуть резковатый.

Чтобы освоить духовой инструмент, ребенок должен обладать большим объемом легких и очень развитой мелкой моторикой. Но всем малышам уже в 4-5 лет можно пробовать воспроизводить ритмы на инструментах, издающих звук одной высоты: дудочках, свирелях, рожках.

Флейты и свирели относятся к группе духовых детских музыкальных инструментов.

Флейта может быть продольной и поперечной. Основное отличие в способе игры: в продольную флейту воздух вдувают сзади, а в поперечную — сбоку. Поперечные флейты чаще всего изготавливаются из металла, а продольные — из дерева, пластика или стекла.

Для флейты характерен светлый, нежный тембр. Тело инструмента имеет сложную систему клапанов, с помощью которых музыкант закрывает и открывает отверстия на корпусе, регулируя высоту издаваемого звука.

Свирель — древнерусский духовой инструмент, который представляет собой деревянную дудочку со свистком для вдувания воздуха на одном конце и игровыми отверстиями на другом. Иногда свирель изготавливалась двойной — разной длины дудочки соединялись вместе, чтобы музыкант мог исполнять двухголосные мелодии.

И флейты, и свирели имеют ряд отверстий, умелое прикрытие которых и умелая подача воздуха позволяют извлекать нежные по своей характеристике звуки.

Некоторые характеристики детских игрушечных саксофонов и труб:

- обычно имеют компактные размеры и лёгкий вес; 

- могут быть изготовлены из качественных и безопасных материалов; 

- часто обладают округлыми формами; 

- могут входить в состав детских наборов музыкальных инструментов.  

Игры на таких инструментах способствуют развитию артистизма, музыкального слуха, чувства такта и ритма, координации движений. 

Кларнет — духовой музыкальный инструмент язычкового характера. Название произошло от латинского слова clarino, что означает «чистый», «ясный».

Для детей существуют игрушечные кларнеты, которые могут иметь следующие характеристики:

- материал: обычно выполнены из высококачественного пластика или дерева, безопасного для здоровья ребёнка.

- количество клавиш: на кларнете обычно 8 рабочих клавиш, в зависимости от того, какая клавиша нажимается, меняется звук инструмента.

- функции: некоторые игрушечные кларнеты могут играть мелодию сами, нужно просто нажать на кнопочку.

- футляр: большинство кларнетов носится в футлярах, внутри которых есть выемки под каждую часть инструмента.

- возраст: некоторые модели подходят для детей от 3 лет.

Губная гармошка — язычковый музыкальный инструмент, который работает за счёт колебаний медных «язычков». Звук создаёт воздушная струя, которая проходит через одно из отверстий (их может быть от 10 до 16).

Некоторые характеристики губной гармошки:

- устройство: состоит из двух пластин с язычками. Верхняя пластина содержит язычки, работающие при выдохе (вдувании воздуха в отверстия), а нижняя — при вдохе (втягивании воздуха из отверстий).

- тональность: эксперты советуют выбирать маркировку «C» — аккорд «до мажор». С такой проще набивать руку, и большинство самоучителей написаны в этой тональности.

- виды: существуют разные виды губных гармошек, например диатоническая, хроматическая, тремоло-гармоника, октавная, басовая и аккордовая.

Для детей губная гармошка может быть не просто музыкальной игрушкой, а полезным инструментом для развития дыхания, органов слуха, чувства ритма с самого раннего детства.

Дудочка — детский музыкальный инструмент, который относится к группе духовых.  

- конструкция: простая — обычная трубка со свистком и отверстиями.  

- размер: стандартный размер дудочки для детского творчества — 20 см, для профессионального использования размер инструмента может достигать 50–80 см.  

- материалы изготовления: традиционно дудочки делают из дерева, но также встречаются изделия из пластика и дудочки с дополнительными элементами из металла.  

- разновидности: помимо стандартных дудочек, есть цельные и разборные музыкальные инструменты, например:

Поршневка. Дудочка со свистковым устройством и поршнем. Во время игры музыкант ритмичными движениями изменяет положение поршня, тем самым меняя тембр и высоту звука.  

Открытая дудочка. Продольная дудка с немного скошенным кончиком со щелью. Вдуваемый воздух направлен на скошенный край кончика, а язык музыканта то открывает, то закрывает щель.  

Калюка. Длинная дудочка, длина которой может достигать 70–80 см. Во время игры музыкант указательными пальцами открывает и закрывает отверстия.  

Волынка. Украинская дудка с тремя отверстиями. Использование волынки подразумевает одновременную игру на дудочке с использованием других музыкальных инструментов: колокольчиков или барабанов. 

- особенности: дудочка — простая и полезная игрушка для развития творческих способностей ребёнка, чувства ритма, мелкой моторики и координации рук.

Свирели и рожки относятся к группе детских музыкальных инструментов, издающих звук только одной высоты.

Свирели — духовые инструменты. Имеют ряд отверстий, умелое прикрытие которых и умелая подача воздуха позволяют извлекать нежные звуки. Свирели применяют для создания игровых ситуаций. Деревянная трубка с выжженной или высеченной сердцевиной, реже — металлическая или бамбуковая. Длина инструмента может быть от 25 до 32 и более сантиметров. На одном конце есть сужающийся наконечник, внешне похожий на клюв. На середине трубки одной линией располагаются отверстия нужного диаметра. Обычно их шесть, но количество может быть от трёх до восьми.

Свирель звучит нежно, но в то же время сочно. Инструмент производит звук путём перемещения воздушного потока через узкий канал.  

Особенности:

- удобство использования: свирель легко держать в руках, отверстия удобно закрывать пальчиками.  

- влияние на развитие детей: занятия со свирелью позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывают профилактический эффект к респираторным заболеваниям.  

- возможность исполнения музыкальных произведений: игра на свирели позволяет детям исполнять музыкальное произведение, даже не зная нотной грамоты. 

Рожок — также духовой инструмент, формой напоминает рог животного. Изготовляют рожок из берёзы, клёна или можжевельника. У рожка голос ниже и грубее, чем у свирели. Прямая трубка конической формы с одним игровым отверстием снизу и пятью — сверху. На одном конце рожка вклеен небольшой мундштук, а с другого конца рожок оканчивается раструбом. 

Звук мягкий, но достаточно звучный и сильный. Выделяют рожки для сольной игры (полубасок) и для игры в ансамблях (визгунок и бас).  

Рожок нашёл своё воплощение в виде детских игрушек. На рынке представлено множество разнообразных моделей, например, рожки из пластмассы, рожки-погремушки с ритмичным звуком, музыкальные рожки со светозвуковыми эффектами.  

Таким образом, свирели и рожки — инструменты, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы.

Клавишные

Звук у клавишных возникает при нажатии на клавиши. В эту группу входят: баяны, аккордеоны, гармоники, рояли, пианино, синтезаторы, электроорганы. Последние два инструмента – самые распространенные, поскольку они подойдут даже карапузам 1,5-2 лет. Но, конечно, они ориентированы больше на развитие творческих способностей и любви к музыке, чем на серьезное обучение. А если вы хотите, чтобы ваш ребенок серьезно играл на пианино или баяне, то обучать игре можно начать уже в 5 лет.

Баян — музыкальный инструмент, который внешне и по техническим характеристикам напоминает аккордеон, но с кнопками вместо клавиш для правой руки.

Некоторые характеристики детских баянов:

- Размеры: есть совсем маленькие инструменты с небольшим количеством кнопок в левой клавиатуре (от 3 до 12) — они подходят для дошкольников. Для младшего школьного возраста выбирают баяны с 48 басами (8 х 6 с уменьшёнными аккордами). Для детей среднего школьного возраста — инструменты с 60 или 72 басами.

- Регистры: у современных баянов есть приспособление, которое позволяет увеличивать диапазон инструмента, менять силу его звучания и окраску — тембр. В маленьких детских инструментах обычно 2 или 3 регистра. 1

- Звукоряд: баян обладает полным хроматическим звукорядом в несколько октав, его диапазон сродни диапазону фортепиано, а фактурные возможности в некотором плане даже превышают его. 3

Аккордеон — модернизированный вариант гармоники с хроматическим звукорядом. Некоторые характеристики детских аккордеонов:

- Размеры: для дошкольников (3–5 лет) предназначены самые маленькие аккордеоны 1/8–1/4. Это двух- или одноголосные инструменты, у которых справа 10–14 белых клавиш, а слева — короткий ряд басов без регистров. 4

- Средний аккордеон: 1/2 или 2/4 предназначен для детей старшего дошкольного возраста, а также для юных школьников (5–9 лет). Обычно это двухголосный аккордеон, у которого справа 16 белых клавиш, 3 или 5 регистров, левая секция имеет от 32 до 72 кнопок баса и аккомпанемента. 4

- Полный аккордеон: 4/4 имеет диапазон 3,5 октавы, предназначен для старшеклассников и взрослых, у него 24 белые клавиши, обычно четырёхголосный (11–12 регистров), редко, но встречаются трёхголосные (5–6 регистров).

Гармоники относятся к группе клавишно-язычковых детских музыкальных инструментов. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Рояли входят в группу ударно-клавишных инструментов. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Детские музыкальные инструменты, в целом, упрощённые копии настоящих, они схожи с ними по внешнему виду и способу извлечения звуков. Игра на таких инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, звуковысотного и ритмического слуха, а также мышления и творческой инициативы.

Пианино — универсальный детский музыкальный инструмент, который за счёт широкого разнообразия можно подобрать для ребёнка любого возраста. Модели для самых маленьких обычно располагают широкими клавишами. Для более старших детей есть инструменты, приближённые по виду к взрослому инструменту, но с замысловатым дизайном, например, с подсветкой. Пианино позволяет легко извлекать звуки и развивает чувство гармонии. 

Синтезаторы — электронные музыкальные инструменты, которые воспроизводят звук за счёт генераторов звуковых волн. Почти все синтезаторы имеют клавиатуру, похожую на традиционную фортепианную. Многие модели электронных клавишных инструментов начального уровня оснащены специальным обучающим режимом. С его помощью дети могут познать основы игры на синтезаторе или пианино, а также разучить отдельно взятые мелодии или произведения. Некоторые синтезаторы имеют функцию смешивания тембров, которая позволяет сочетать звучания разных инструментов. 

Электроорган — яркий и увлекательный музыкальный инструмент для маленьких любителей музыки. Он подходит для развития творческих способностей и воображения ребёнка. Электроорганы, как правило, имеют разнообразные режимы и микрофон в комплекте. Игра на таком инструменте развивает звуковое и тактильное восприятие, музыкальный слух, артистизм, координацию движений, мелкую моторику и память. Электроорганы, как правило, рекомендованы детям от 3 лет.

Музыкальные игрушки и инструменты, используемые в работе с детьми, должны отвечать ряду требований:

- быть хорошо настроенными;

- иметь определенный чистый тембр;

- быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;

- обладать простой конструкцией;

- быть прочными, пригодными для частого использования.

К примеру, делятся на мелодические и немелодические.

Мелодические:

- металлофон

- свирели

- дудки

- свистульки

- кугиклы

Немелодические:

- клавес

- коробочка

- тарелочки

- треугольник

- ложки

- бубен

- трещетки

- колокольчики

- барабан

Приемы игры на детских музыкальных инструментах:

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.

Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.

Маракасы - древнейший ударно-шумовой инструмент типа погремушки - небольшой пустой сосуд из высушенной тыквы или из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками или другими мелкими твёрдыми предметами. При встряхивании издаёт характерный шум.

Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен.

Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой.

При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и, если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится.

Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара — ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

Трещотка - представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо взявшие за крайние пластины имитируют хлопки в ладоши. Пластины при этом ударяются друг о друга. Издавна известна как русский национальный инструмент.

Ложки - своеобразный русский инструмент держат их за ручки и (в младшем возрасте) ударяют друг о друга тыльными сторонами.

Методика обучения игре на музыкальном инструменте:

Начинают обучение детей игре на музыкальных инструментах с шумовыхинструментов: ложках, бубнах, погремушках, музыкальных молоточках, коробочках и др. только по том на звуковысотных (н-р, на металлофоне). Важно привлекать внимание учащихся к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу, пению.

Существует несколько способов обучения игры на мелодических инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Обучение младших школьников игре по нотамочень трудоемко и редко используется в практике.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на инструментах, но музыкальный слух при этом не развивается, т. к. у детей активизируется в основном зрительное восприятие, зрительная память.

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, также приводит к механическому воспроизведению мелодии. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Можно также показывать рукой движение мелодии, одновременно пропевая ее.

































Похожие файлы