СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение понимать авторский замысел стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»»

Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»



Цель: Формировать умение понимать авторский замысел стихотворения.


Планируемые результаты


Предметные

  • формировать умение понимать содержание стихотворения;

  • развивать умение вести диалог с автором;

  • продолжать формировать умение составлять цитатную характеристику.

Метапредметные

  • развивать умение читать с правильной интонацией;

  • работать в паре (группе);

  • проводить самопроверку, взаимопроверку.



Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Мотивация учащихся к учебной деятельности


1.Оганизационный момент

-Проверим готовность к уроку.

Посмотрите, всё ли у вас есть на парте для работы на уроке.

Молодцы, Вы хорошо подготовились к уроку.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

Ученики проверяют наличие на парте необходимых принадлежностей: учебника, рабочей тетради, пенала, дневника.


Учащиеся желают друг другу – удачи.

2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

- С чего нам следует начать урок?


- Давайте послушаем нескольких учащихся и узнаем у них: почему именно это стихотворение они выбрали для заучивания наизусть?


- Мнения учащихся: с проверки домашнего задания - стихотворений Ф.Тютчева и А.Майкова.

Ученики по желанию читают понравившееся стихотворение, обосновывая свой личный выбор того, или иного автора..


Актуализация знаний, постановка учебной задачи


3. Работа с текстом до чтения

Проблемный диалог, работа в парах.

Диалог учителя с учащимися:

- Знакомо ли вам имя Николая Некрасова?

- Кто из Вас ранее читал его стихотворения?

Давайте познакомимся с Некрасовым и его творчеством. Слайд 1, слайд 2.

Мы услышали слово «поэма» .

- Поэма, что это за жанр? Давайте обсудим и послушаем ваши мнения.

Многие из вас были близки к правильному определению.

Читают определение на слайде 3

- Откройте учебник стр.176, рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по иллюстрации определить, о чем речь пойдет в стихотворении?

- Ваши отверы верны. Сейчас вы прочитаете стихотворение, оно было написано примерно в то же время, что и стихи Тютчева, Майкова, которые вы сегодня читали.

- Но прежде, ответьте на вопрос: Как может звучать сегодня тема нашего урока? На какой главный вопрос мы должны сегодня ответить?

Хорошо, ребята, Вы молодцы. Мы действительно сегодня должны понять: «Что хотел донести до нас Николай Некрасов?»

Итак, давайте знакомиться - «Дед Мазай и зайцы» .


-Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.


Краткий рассказ биографии Некрасова, разанее подготовленный учеником.


Учащиеся предлагают различные версии.( это проза, длинное стихотворение, рассказ в стихах)



Различные высказывания учеников.(О природе, охоте, красоте родного края, о наводнении)






Работа в группах. Выдвигаются версии от групп. (Какова главная мысль стихотворения?, Что до нас хотел донести Некрасов?)


Решение учебной задачи


4.Работа с текстом во время чтения.

Самостоятельная работа.Диалогический

Метод


























5. Работа с текстом после чтения.

Групповая работа.








































6. Самостоятельная работа с текстом.

Фронтальный опрос.

















7.Рефлексия деятельности







8. Домашнее задание

Прочитайте самостоятельно 1 часть.


- Как её можно озаглавить? Поработайте в паре и представьте свои заголовки.


- Чтение вслух «цепочкой».

-Внимательно прочитайте описание летнего дождя. С чем сравнивает автор струи дождевые? Почему?

- Выберите в тексте и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая, но прежде вспомним, что такое цитата? Познакомимся с высказываниями самого Некрасова. Слайд 4 Кто-нибудь слышал ранее эти высказывания?

- Откройте рабочую тетрадь на стр.52, выполните задание №1.

-Давайте проверим, что у нас получилось.


-А теперь, попробуйте определить одним словом характер Мазая. Проверяем! У нас мнения разделились, давайте отдохнем и будем двигаться дальше.


Физкультминутка. ( Упражнения для глаз)


- Мы готовы к дальнейшей работе.

- А теперь поработаем со второй частью.

Прочитайте её самостоятельно.

- Как можно озаглавить вторую часть?

Чтение вслух второй части.

Первичное закрепление материала


- Ребята, давайте разобъемся на группы и ответим на

вопросы: 1 группа, вопрос: С каким природным явлением мы сталкиваемся во второй части?Дайте ему определение.Слайд 5

2группа,вопрос:Определите последовательность «спасательной операции» Мазая?(рабочая тетрадь, стр.52, задание №2)

3 группа. Вам вопрос такой: Почему стихи второй части не разбиты на отдельные строфы?

4 группа: Найдите и зачитайте примеры, говорящие о том, что Мазай хорошо знает повадки зайцев?


- Хорошо, давайте внимательно посмотрим и подумаем, с какими словами, встречающимися в стихотворении мы не знакомы, но хотели бы узнать их значение?

Послушайте внимательно двустишье:

«За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём»

-Как вы думаете, а что такое верста,сажень, аршин?

-Да, ваши доводы верны:

- С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: это верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.Верста-старорусская путевая мера.Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. При Петре 1 одна верста равнялась 500 саженей. «Пошёл за семь верст киселя хлебать» ( древнерусская пословица, т.е. отправляться в дальнюю дорогу без особой нужды).Аршин также мера длины.Аршином, так же, называли мерную линейку. Локоть – равнялся длине руки от пальцев до локтя. Сажень – наиболее распространённая мера длины.

Вершок – в современном исчислении равен 4,44см. Давайте сосчитаем, сколько же километров мог преодолеть дед Мазай до Костромы через лес? Слайд 6

Молодцы все, кто справился с заданием!


Обобщение усвоенных знаний


- Какими словами описывает Некрасов деревеньку Малые Вежи? С каким известным городом сравнивает?

- Прочтите описание летней ночи. Какие ночные звуки описывает поэт? Какие сранения он находит?

- Как вы думаете, нравится ли автору дед Мазай? А вам? Почему?

- Почему стихотворение Некрасова звучит современно и сегодня?

- К чему оно нас призывает? Чему учит?


Подведение итога урока


- Охарактеризуйте одним предложением главную мысль стихотворения?






- Какие новые знания вы получили на уроке?




- Какой момент, эпизод в стихотворении показался наиболее ярким, запонимающимся?


Задание будет таким: выучите наизусть понравившийся отрывок из стихотворения, выполните рисунок.

Вы хорошо поработали. Спасибо за урок.

Учащиеся выполняют задание учителя.


Учащиеся предлагают свои заголовки к первой части и обсуждая, выбирают несколько наиболее точных.

Ответы учащихся.(Знакомство с Мазаем, Дед Мазай)


Учащиеся отвечают на вопросы (с прутьями стальными, очень сильный дождь)


.

Предположения учащихся.



Учащиеся выполняют задание самостоятельно.


Взаимопроверка цитатной характеристики дедушки Мазая.

Мнения ребят расходятся: (добрый, жестокий –стреляет в зайцев, с юмором, веселый)



Выполняется всеми учащимися.




Читают вторую часть.

Учащиеся прелагают свои заголовки (Случай с Мазаем, спасение зайцев, благородный поступок и другие)



Отвечают представители от групп и дают ответы на воросы, дополнения учащихся от других групп ( в случае затруднительной ситуации) принимаются.










Подумав, учащиеся отвечают, что это могут быть слова: «верста», «сажень», «аршин».





Предположения учеников (возможно меры длины, но мы на уроках математики с ними не сталкивались, возможно были раньше)










Учащиеся предполагают, что может быть это мера длины?




Ученики, выполнив несложный расчет, дают ответ:

Более 40 километров.





Ответы учащихся, мнения, суждения.




Ученики выражают свои мысли, мнения.







Варианты ответов: « Учит любить свой край, беречь природу, бережно, трепетно относится к ней. Не истреблять, а сохранять животный и растительный мир.Помогать нуждающимся в нашей помощи животным, птицам. О необходимости спасения братьев наших меньших в случае наводнения»


Высказывания учащихся: получили больше знаний о творчестве Некрасова, узнали о написанных им поэмах, познакомились с дрвнерусскими мерами длины)

Мнения учащихся: спасение зайцев, зарисовки природы, описание деревеньки, образ Мазая…)






























Используемые источники:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение, 4 класс («В океане света») в 2-х ч. Ч.1. 3 издание, переработанное. – М.: Баласc; Школьный дом; 2012 г. (Образовательная система «Школа 2010»; серия «Свободный ум») с. 176-182 .

  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методологические рекомендации для учителя. 4 издание, переработанное. – М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2010»; серия «Свободный ум») с. 99-101.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. 5 издание, исправленное – М.: Баласс; Школьный дом, 2012 г. с. 52.

  4. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Уроки литературного чтения в 4 классе». Методические рекомендации для учителя. Издательство «Баласс» 2011 г. (Образовательная система «Школа 2010»; серия «Свободный ум»). 192 с.

  5. Mer.kakras.ru

  6. Citaty.su


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!