3. Работа с текстом до чтения Проблемный диалог, работа в парах. | Диалог учителя с учащимися: - Знакомо ли вам имя Николая Некрасова? - Кто из Вас ранее читал его стихотворения? Давайте познакомимся с Некрасовым и его творчеством. Слайд 1, слайд 2. Мы услышали слово «поэма» . - Поэма, что это за жанр? Давайте обсудим и послушаем ваши мнения. Многие из вас были близки к правильному определению. Читают определение на слайде 3 - Откройте учебник стр.176, рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по иллюстрации определить, о чем речь пойдет в стихотворении? - Ваши отверы верны. Сейчас вы прочитаете стихотворение, оно было написано примерно в то же время, что и стихи Тютчева, Майкова, которые вы сегодня читали. - Но прежде, ответьте на вопрос: Как может звучать сегодня тема нашего урока? На какой главный вопрос мы должны сегодня ответить? Хорошо, ребята, Вы молодцы. Мы действительно сегодня должны понять: «Что хотел донести до нас Николай Некрасов?» Итак, давайте знакомиться - «Дед Мазай и зайцы» . | -Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Краткий рассказ биографии Некрасова, разанее подготовленный учеником. Учащиеся предлагают различные версии.( это проза, длинное стихотворение, рассказ в стихах) Различные высказывания учеников.(О природе, охоте, красоте родного края, о наводнении) Работа в группах. Выдвигаются версии от групп. (Какова главная мысль стихотворения?, Что до нас хотел донести Некрасов?) |
4.Работа с текстом во время чтения. Самостоятельная работа.Диалогический Метод 5. Работа с текстом после чтения. Групповая работа. 6. Самостоятельная работа с текстом. Фронтальный опрос. 7.Рефлексия деятельности 8. Домашнее задание | Прочитайте самостоятельно 1 часть. - Как её можно озаглавить? Поработайте в паре и представьте свои заголовки. - Чтение вслух «цепочкой». -Внимательно прочитайте описание летнего дождя. С чем сравнивает автор струи дождевые? Почему? - Выберите в тексте и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая, но прежде вспомним, что такое цитата? Познакомимся с высказываниями самого Некрасова. Слайд 4 Кто-нибудь слышал ранее эти высказывания? - Откройте рабочую тетрадь на стр.52, выполните задание №1. -Давайте проверим, что у нас получилось. -А теперь, попробуйте определить одним словом характер Мазая. Проверяем! У нас мнения разделились, давайте отдохнем и будем двигаться дальше. Физкультминутка. ( Упражнения для глаз) - Мы готовы к дальнейшей работе. - А теперь поработаем со второй частью. Прочитайте её самостоятельно. - Как можно озаглавить вторую часть? Чтение вслух второй части. Первичное закрепление материала - Ребята, давайте разобъемся на группы и ответим на вопросы: 1 группа, вопрос: С каким природным явлением мы сталкиваемся во второй части?Дайте ему определение.Слайд 5 2группа,вопрос:Определите последовательность «спасательной операции» Мазая?(рабочая тетрадь, стр.52, задание №2) 3 группа. Вам вопрос такой: Почему стихи второй части не разбиты на отдельные строфы? 4 группа: Найдите и зачитайте примеры, говорящие о том, что Мазай хорошо знает повадки зайцев? - Хорошо, давайте внимательно посмотрим и подумаем, с какими словами, встречающимися в стихотворении мы не знакомы, но хотели бы узнать их значение? Послушайте внимательно двустишье: «За сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочём» -Как вы думаете, а что такое верста,сажень, аршин? -Да, ваши доводы верны: - С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: это верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.Верста-старорусская путевая мера.Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. При Петре 1 одна верста равнялась 500 саженей. «Пошёл за семь верст киселя хлебать» ( древнерусская пословица, т.е. отправляться в дальнюю дорогу без особой нужды).Аршин также мера длины.Аршином, так же, называли мерную линейку. Локоть – равнялся длине руки от пальцев до локтя. Сажень – наиболее распространённая мера длины. Вершок – в современном исчислении равен 4,44см. Давайте сосчитаем, сколько же километров мог преодолеть дед Мазай до Костромы через лес? Слайд 6 Молодцы все, кто справился с заданием! Обобщение усвоенных знаний - Какими словами описывает Некрасов деревеньку Малые Вежи? С каким известным городом сравнивает? - Прочтите описание летней ночи. Какие ночные звуки описывает поэт? Какие сранения он находит? - Как вы думаете, нравится ли автору дед Мазай? А вам? Почему? - Почему стихотворение Некрасова звучит современно и сегодня? - К чему оно нас призывает? Чему учит? Подведение итога урока - Охарактеризуйте одним предложением главную мысль стихотворения? - Какие новые знания вы получили на уроке? - Какой момент, эпизод в стихотворении показался наиболее ярким, запонимающимся? Задание будет таким: выучите наизусть понравившийся отрывок из стихотворения, выполните рисунок. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок. | Учащиеся выполняют задание учителя. Учащиеся предлагают свои заголовки к первой части и обсуждая, выбирают несколько наиболее точных. Ответы учащихся.(Знакомство с Мазаем, Дед Мазай) Учащиеся отвечают на вопросы (с прутьями стальными, очень сильный дождь) . Предположения учащихся. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка цитатной характеристики дедушки Мазая. Мнения ребят расходятся: (добрый, жестокий –стреляет в зайцев, с юмором, веселый) Выполняется всеми учащимися. Читают вторую часть. Учащиеся прелагают свои заголовки (Случай с Мазаем, спасение зайцев, благородный поступок и другие) Отвечают представители от групп и дают ответы на воросы, дополнения учащихся от других групп ( в случае затруднительной ситуации) принимаются. Подумав, учащиеся отвечают, что это могут быть слова: «верста», «сажень», «аршин». Предположения учеников (возможно меры длины, но мы на уроках математики с ними не сталкивались, возможно были раньше) Учащиеся предполагают, что может быть это мера длины? Ученики, выполнив несложный расчет, дают ответ: Более 40 километров. Ответы учащихся, мнения, суждения. Ученики выражают свои мысли, мнения. Варианты ответов: « Учит любить свой край, беречь природу, бережно, трепетно относится к ней. Не истреблять, а сохранять животный и растительный мир.Помогать нуждающимся в нашей помощи животным, птицам. О необходимости спасения братьев наших меньших в случае наводнения» Высказывания учащихся: получили больше знаний о творчестве Некрасова, узнали о написанных им поэмах, познакомились с дрвнерусскими мерами длины) Мнения учащихся: спасение зайцев, зарисовки природы, описание деревеньки, образ Мазая…) |