2 3 4 | Речевая разминка (2 мин) Самоопределение к деятельности (3 мин) Постановка темы и целей урока (2 мин) | Эпиграфом к нашему уроку станут слова Е.Евтушенко. - Прочитайте: - О каких зверях внутри нас говорит Е.Евтушенко? - К чему призывает автор? - Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе? - Почему вдруг на уроке литературного чтения я заговорила о природе? Об этом мы говорим на окружающем мире. - На ваших партах лежат паззлы. Работаем в группах. Составьте из паззлов картинку. (из фрагментов получается картинка деда Мазая с зайцами ) - Что у вас получилось? (СЛАЙД) - Вы можете предположить, какая тема нашего урока? - Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Н.А.Некрасова. Прочитайте, как оно называется. Учебник стр.170 (СЛАЙД) - Какие цели перед собой мы поставим? | Обучающиеся на слайде читают слова: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень. Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает. Конечно, нет. На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой. - Будем читать произведение о животных, о природе. Дети объединяются в группы и составляют картинку. - Картинка: дедушка с зайцами - Изучение нового стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок) Предположения детей. | Связь с окружающим миром. Проблемная ситуация. Задание на новый материал. Работа в группах Постановка темы урока. Фронтальная работа. Целеполагание. |
5 6 7 8 9 10 | Работа с текстом. (4 мин) Первичное чтение текста. (5 мин) Беседа после первичного чтения (2 мин) Физминутка (1 мин) Повторное чтение текста по частям (10 - 12 мин) Анализ произведения (8 мин) Обобщающая беседа (3 мин) | Краткий рассказ о творчестве автора. Перед чтением, я прошу вас обратить внимание на доску, (на доске вывешены трудные слова, которые встречаются в стихотворении: силки, багор, аршин, сажень, зипун). Предлагаю найти значение этих слов в толковом словаре. - Историю, случившуюся в половодье, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» рассказал Н.А.Некрасов. В учебнике помещен отрывок из этого произведения, поэтому вы прослушаете и прочитаете предысторию. - Что больше всего вас тронуло, удивило, рассмешило? - Немного отдохнём. - Прочитаем стихотворение по частям. 1- часть до слов «я раз за дровами» - Прочитайте 1-ю часть до слов «Я раз за дровами». - С каких мыслей начинает Мазай? О чем переживает? - В каких словах мы слышим упрек мужикам? - А что такое совесть? Посмотрим значение этого слова в словаре. Не забываем, что все помогают каждому, а каждый помогает всем. - Озаглавьте эту часть. 2-я часть до слов «этак гуторя» - Прочитаем 2-ю часть до слов «этак гуторя» - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? - Назовите слова, которыми Мазай называет зайцев. - Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращался к зайцам? - Озаглавьте эту часть. 3-я часть до слов «Только что начал работу веслом…» - Прочитаем 3-ю часть до слов «Только что начал работу веслом…» - С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? - Найдите слово, которым называет Мазай зайца в этой части? - Что значит «горемыка»? - Почему Мазай так назвал зайца? - Озаглавьте эту часть. 4- я часть до слов «не рано уж было» - Прочитаем 4-ю часть до слов «не рано уж было » - На кого похожа зайчиха, копошившаяся у куста? - А как он относится к этой героине? -Как он ее называет? - Озаглавьте эту часть. 5- я часть до слов «Было потехи…» - Прочитаем 5-ю часть до слов «Было потехи…» - Как размещались зайцы на бревне? - Сколько их было? - Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? - Как спас Мазай десяток этих зайцев? Прочитай. - Вспомните, что делали мужики с зайцами вначале рассказа Мазая? - Озаглавьте эту часть. 6- я часть до слов «Мы за деревней..» - Прочитаем 6-ю часть до слов «Мы за деревней.» - Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? - Как отнеслись односельчане к поступку Мазая? - Как прочитать эти слова? (с насмешкой) Прочитайте. - Огорчало ли это Мазая? - Озаглавьте эту часть. 7- я часть до конца. - Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев, увидевших берег. - Как называет Мазай зайцев в этом эпизоде? -Что дедушка Мазай сделал, когда подплыл к берегу? - Озаглавьте эту часть. - О чём переживает Мазай? - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? - Как вы считаете, деду Мазаю было жалко зайцев? - Почему вы так думаете? - Каким вы увидели дедушку Мазая? - Какое отношение к животным пробуждает автор? - Как повели себя зайцы, когда увидели островок и почему? | Дети слушают рассказ об авторе. Обучающиеся в парах ищут определения и зачитывают. Силки - приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. Багор – шест с металлическим крюком и остриём. Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м. Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам. Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Слушают чтение учителя. - Тронуло - как дед спасал зайцев. Удивило – зайцы сели послушно в лодку к человеку. Смешно то, как зайчата вели себя. Дети выполняют движения под музыку Читают хорошо читающие ученики или учитель. Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят, бьют баграми. Где у них совесть? Работают в парах с толковым словарем Ожегова. Где у них совесть? Зайцы на островке несчастный, горе и мыкать Зайчишка на пне Зайчиха в кустах Зайчишки на бревне В деревне. На берегу - Зверей вылавливают сетями. - Собирал дрова, так как в половодье они плавали по воде. - Да - Он их спасал и называл очень ласково. - Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья. - Доброе, заботливое отношение, как у деда Мазая. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай. - Начали качать лодку, вставали на задние лапы, не давали грести. Зайцы увидели место, где можно было спастись. | Словарная работа. Парная работа. Фронтальная работа. Работа со словарем. Работа по учебнику. Метод беседы. Фронтальная работа. |