2.Актуализация знаний | – Мы с вами продолжим знакомство с одним замечательным детским писателем, а каким, вы узнаете, разгадав кроссворд, но для начала давайте разделимся на группы. Слайд 2 -
В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое. -
В этом рассказе описывается спор двух мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, но никто из водителей не соглашался на просьбу. -
История о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. -
В пионерском лагере идет соревнование у кого будет лучший огород. Победитель получит красное знамя. Проигравший пугало. -
История о том, как трое ребят остались дома одни и решили поиграть в прятки, несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобиться для ее уборки. С произведением, какого писателя мы познакомимся на уроке? | Дети делятся на группы, читают задание про себя. В группах обсуждают. Ответ дает представитель группы. Фантазёры Автомобиль Карасик Огородники Находчивость Носов | Пр4- Устанавливать причинно-следственные связи. | Р1- Выполнять учебное задание в соответствии с целью. К1- Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. | Л2- Способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. |
2.Изучение нового материала | Портрет Н.Н. Носова на слайде 3 Николай Николаевич родился в Киеве. Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак, и С.Михалков. Первый его рассказ-«Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» ещё до Великой Отечественной войны. Н.Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших сверстниках. Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевёлся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно- популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. - Скажите, пожалуйста, те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру? - Кто являются главными героями в рассказах Н. Носова. -Так какие же эти Носовские мальчишки? В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Мы на сегодняшнем уроке продолжаем знакомиться с произведением Н. Носова. Но чтобы узнать с каким нужно расшифровать его. Слайд 4 Ачадаз анидеф - Сформулируйте цель урока. Молодцы, а теперь я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте. Первичное восприятие 1) Работа над текстом до начала чтения: -
Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации. -
Попробуйте предположить; о чём будет это произведение? Ещё раз прочитаем название произведения на с.163, рассмотрим рисунок на с. 166. -
Чтение рассказа - Понравилось вам произведение? - Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку? - К какому жанру относится произведение? 3) Словарная работа Какие трудные или не знакомые слова вы услышали в тексте? Где мы можем найти значение этих слов? Перед вами лежат толковые словари Ожегова. - Найдите и прочитайте значение этих слов. Слайд 5 Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая Титулярный советник- высокий служебный чин (должность) в России до революции. В море полуденном – в море в середине, в полдень. Кафтан – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек Физминутка Слайд 6 Наш Незнайка потянулся. Руки в боки, и нагнулся. Встал, присел и снова встал. На носочки встал легонько. И за парту сел тихонько. Самостоятельное чтение рассказа. - Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания. Прием «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Ученик берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие. (примерные вопросы) 1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя? 2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя? 3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? 4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? - Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? Найдите в тексте. - Он разговаривает с кем-то или с самим собой. - Какой тип речи он использует? (монолог или диалог) Работа над произведением. - Почему Феде не удалось решить задачу? - Какой из трёх типов текста здесь преобладает? - Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа. -Назови главного героя рассказа. -Опиши героя. (внешность, лицо, одежда, манеры поведения). -Как вы думаете, в каком классе учится Федя? (задача…450 мешков…) - На кого похож герой произведения Федя Рыбкин, назови героев других произведений, почему? - Что рассмешило, что показалось грустным? - В чём главная идея этого произведения? - О чём нам предлагает задуматься автор? -
| Слушают (Добрые, смешные, весёлые) Главными героями рассказов Носова являются мальчишки. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, Предположения детей: - поменять местами буквы - прочитать задом наперед Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение. Рассуждение детей Рассуждение и высказывание детей. Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полудённом, кафтан, чурбан. В толковом словаре Ожегова. Работа в парах. 1.Федя прочитал 2 задачи. 2. 6 концертных номеров прослушал Федя. 3. 5 раз Федя прочитал задачу. 4. 2 мелодии исполнялись со словами колокольчик. Дети работают с текстом Монолог потому, что…. Потому, что Федя отвлекался Повествование Федя Рыбкин «Золотые слова» М.М.Зощенко мальчик и девочка Лёля, «Великие путешественники» М.М.Зощенко дети, похожи все допускали глупые ошибки. Каждая группа высказывает свою точку зрения. | Пр1- Выделять в тексте наиболее выразительные эпизоды, характеризуют поступки через проблемную ситуацию; Пр2- Понимать цель чтения; Пр5- Умение составлять план произведения | Р2- Осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. К2- Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. К3- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. П1- Определять черты характера героя и обосновывать своё мнение. П2- Определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение. | |