муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»
КОНСПЕКТ
организации наблюдения на прогулке
за деревьями и кустарниками зимой
старшая-подготовительная группа
Воспитатель
разновозрастной группы № 2 (сад)
Сухомлин С.С.
КОНСПЕКТ
организации наблюдения на прогулке
за деревьями и кустарниками зимой
в старшей-подготовительной группе
Цель: расширять и углублять знания о деревьях и кустарниках в зимнее время.
Задачи: воспитывать бережное отношение к растениям в зимнее время, любовь к природе;
развивать память, речь, словарный запас, мышление, внимание, воображение, сообразительность, умение в словообразовании, анализировать, сравнивать, делать выводы;
закреплять знания о деревьях и кустарниках, формировать обобщающие представления о них (их сходство и различие), выяснить значение деревьев и кустарников для человека и живой и неживой природы, познакомить со способом определением возраста дерева.
Объекты наблюдения: деревья и кустарники на территории д/с, спилы деревьев.
Методы: беседа, игра, рассказывание, сравнение, умозаключения, художественное слово; объекты живой природы, явления природы.
Ход наблюдения
- Ребята, мы вышли на прогулку. Станьте, как обычно, парами. Поприветствуем друг друга и наших гостей:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуйте, гости, всем рад я!
Начнем нашу прогулку с наблюдения. Возьмем с собой наблюдательность внимание, наши знания и память. А за чем мы будем сегодня наблюдать, узнаете, отгадав загадки.
Много рук, а нога одна. – Дерево (или В шубе летом, а зимой раздеты)
- Что за множество рук? – Ветви (О какой шубе летней идет речь?)
- Много веток и стволов
Летом угостить готов. – Куст (Чем куст может угостить? Например, какими?)
- Скажите, чем деревья отличаются от кустарников? (Количеством стволов)
- Чем они схожи? (Строением)
- Отправляемся наблюдать, сравнивать и узнавать. По дороге замечайте, какая сегодня погода.
- Чтоб дорогу скоротать, предлагаю поиграть.
1. «Какой?»
Лист клена - кленовый лист;
лист дуба - ….;
корень осины - …;
ветви березы - ….;
цветы малины - …;
пух тополя - ….
2. «Большой – маленький»
Березка -…,
деревце - ….,
корешок -…,
веточка -….,
ветерок -….
- А теперь станьте «радугой». Будьте внимательны, думайте старательно, говорите правильно.
- Какую пользу приносят деревья и кустарники? (Очищают воздух, создают красоту, прохладу или защищают от ветра, используются для питания и оздоровления, как строительный материал, как средство обогрева помещений, служат домом для птиц и животных и мн.др.)
- Назовите и покажите, какие деревья вы знаете. (Тополь, яблоня, ель)
- Плодовые кустарники есть? Покажите, назовите. (Смородина)
- Еще какие есть кустарники? Покажите. (Сирень) – Цветущий кустарник.
- Ребята, как узнать название дерева весной? (По листьям и семенам)
- А зимой? (По коре, ветвям)
- Как узнать название кустарника летом? (по листьям и ягодам)
- О чем говорят: зимой и летом одним цветом? Почему?
- Почему тополь и яблоня стоят голые? Как они называются?
- Почему опадают листья?
- Что делают деревья и кустарники зимой, чтобы не замерзнуть? (Прекращают сокодвижение и «засыпают» до весны)
- Нужен ли снег деревьям и кустарникам зимой? Зачем?
- Как мы можем помочь растениям хорошо перезимовать?(Не виснуть на ветках, не ломать их, если будет снег, сгребать его к корням, чтобы сохранить больше влаги, не ходить по снегу вблизи деревьев и кустарников, чтобы не вытаптывать его)
- Молодцы, ребята! А знаете ли вы, как определить возраст дерева?
- Это можно сделать разными способами:
1. У хвойных деревьев подскажут количество мутовок (ряды веток). Учитывать нужно и спиленные ветви.
2. У лиственных – обхват ствола дерева путем определенных подсчетов.
3. У любого дерева – количество колец на спиле. Правда, для этого нужно спилить дерево.
На территории д/с есть спиленные деревья?
- Попробуем, сосчитаем кольца на спиле деревьев и узнаем их возраст?
(Практическая деятельность)
- Интересно?
- Как можно определить возраст дерева?
- Запомните эту информацию. Я думаю, она вам пригодится.
(На групповой площадке)
- А сейчас игра: «Кто самый внимательный?» Какая сегодня погода?
- Что помогли вам определить деревья и кустарники? (Наличие ветра, силу его и направление)
- Победитель этой игры….