- Ребята, какие у вас имена, ваши имена собственные? - Почему ваши имена названы собственными? Что значит собственный? - Как пишутся ваши имена? - Но ведь названия рек, городов, улиц тоже пишутся с большой буквы, значит, они тоже являются именами собственными. Докажите или опровергните это утверждение. - Сделайте обобщение: какие имена существительные называются собственными? И как они пишутся? - Приведите названия города, улицы, реки. - Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак! - Но есть еще нарицательные имена существительные. Что значит нарицать? Затрудняетесь ответить? Поищем ответ в словаре. Нарицать (устаревшее) – значит называть. - Так что же называют, или нарицают, имена существительные нарицательные? Сверимся с учебником на стр. 54, 55 в рубрике «Тайны языка». Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными. - Приведите примеры имен нарицательных. - Как пишутся нарицательные имена существительные? - Разобьемся на группы. Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Первая группа назовет имена собственные, вторая – имена нарицательные. Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: - Отыскалась твоя серёжка! - Поработаем в парах. Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. - Оцените работу соседа по парте. - Оцените свой собственный вклад в урок. - Спасибо за урок! Вы были хорошими учениками. |