МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
Рабочая программа детского объединения
«Начальное конструирование»
Возраст : 7-8 лет
Педагог: Романцова Ирина Николаевна
Паспорт программы
Название программы:
Программа «Начальное конструирование» призвана развивать не только конструкторские и технологические способности учащихся младших классов, но и коммуникативные качества, творческое мышление, самостоятельность и смекалку в практической работе, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ»;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа соответствует программе по трудовому обучению (технический труд), где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, совершенствование графической подготовки учащихся младших классов и формирование устойчивого интереса к конструкторско-технологической деятельности. Программой предусмотрена не только обработка различных материалов: бумаги, металлов, древесины; работа с конструкторами разных видов, но и компьютерное моделирование на основе ПМК «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество».
Программа «Юный конструктор» - прекрасно развивает творчество, умственные способности, эстетический вкус, конструкторское мышление учащихся.
Активно используемый программно-методический комплекс «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество» ориентирован на организацию совместной детской деятельности, в процессе которой творчески реализуются продуктивные задачи. Такая деятельность создаёт основу для развития коммуникативных компетенций, формирует навыки реального общения, взаимодействия и кооперации. Активно используемый ПМК «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество» разработан на базе авторского продукта «Фантазёры. Волшебный конструктор» (авторы И.Л.Туйчиева, О.Н.Горницкая, Т.В.Воробьёва), который был издан компанией «Новый Диск» в 2008 году и являлся комплексным межпредметным мультимедийным дидактическим пособием для использования в индивидуальной продуктивной работе детей за компьютерами.
Целью работы кружка «Начальное конструирование» является развитие технических интересов и технического творчества детей, где они учатся анализировать, сравнивать, находить схожее и различное, выявлять существенное, рассуждать, делать выводы, находить правильные решения, - всё это лежит в основе формирования обобщённого отражения действительности и характеризует уровень развития высших форм мышления – теоретического мышления .
Основная задача работы кружка — закреплять, углублять и расширять знания, полученные на уроках, развивать конструкторские и технологические способности учащихся младших классов, творческое мышление, самостоятельность и смекалку в практической работе. Кружковые занятия не дублируют урок, а являются его логическим продолжением.
Содержание и деятельная направленность программы «Начальное конструирование» обеспечивают оптимальное решение ряда психолого-педагогических задач следующей направленности:
Формирование оперативной памяти, лежащей в основе любой осознанной и осмысленной деятельности ребёнка, которая направлена на решение поставленных задач;
Формирование интеллектуальной (мыслительной) деятельности – восприятия, памяти, воображения, мышления – как основы регуляционных умений в учебно-познавательной деятельности;
Формирование основ креативного мышления как ведущего фактора в раскрытии индивидуальных творческих способностей личности.
В Программу заложены ведущие дидактические принципы:
Доступность, ясность программных блоков (мастерских) даёт возможность широко использовать комплекс в разных видах детской деятельности (игровой, учебной) при работе с детьми в образовательных учреждениях;
Вариативность постановки задач и способов их решения открывают широкие возможности для психолого-педагогической коррекции и диагностики;
Системность комплекса служит средством работы с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии.
Занятия в кружке «Начальное конструирование» предусматривают внеурочную работу с детьми по изготовлению макетов и моделей технических объектов из наборов готовых деталей в реальном и виртуальном мирах. Работая с наборами готовых деталей, школьники получают возможность в более короткий срок изготовить модель, т. е. не затрачивая время на изготовление отдельных деталей.
Организационные формы работы. Программа может использоваться в классах с разным техническим оснащением:
Индивидуальная работа взрослого с ребёнком;
Работа с группой детей в компьютерном классе. Такая форма работы позволяет педагогу организовать коллективную работу детей в парах или триадах за одним компьютером; при этом к каждому компьютеру подключено соответствующее количество USB-мышей;
Работа с группой детей в классе, оснащённом проектором и белым экраном или интерактивной доской.
Виды совместных заданий:
Выполнение творческого проекта. Открытость интерактивной среды программы, творческо-эврестический характер деятельности при работе с ней создают безграничные возможности для выполнения детьми творческих работ по конструированию, моделированию, рисованию, дизайну;
Выполнение познавательного задания;
Выполнение задач проблемно-поискового характера.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Кружок « Начальное конструирование» относится к кружкам научно-технической направленности. Учебный план кружка дополнен разделами:
«Компьютерный волшебный конструктор». Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности. Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Элементарное понятие о конструировании (планировать, проектировать, претворяя свой замысел в изделии). Техническое моделирование как один из видов конструкторско-технологической деятельности школьников. Используется ПМК «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество», включающий в себя пять программных блоков творческо-эврестического типа (мастерских): «Сказки природы», «Цветочная фантазия», «Строитель – Архитектор», «Художник», «Театр из бумаги». Работа с природным материалом, строительным материалом в виде набора геометрических фигур, набор художественно – декоративных элементов, набор элементов для моделирования театра из бумаги. Изготовление моделей в виртуальном мире.
«Объёмные модели». Работа с картоном, древесиной, металлом, бросовым материалом. Элементы профессионального конструирования, которые входят в конструкторско-технологическую деятельность школьников (обдумывание, осмысление идеи, создание мысленного образа с попыткой выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления изделия, подбор инструментов и т. Д.). Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности младших школьников. Основные условия конструкторской разработки по заданию (назначение изделия, условия использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т. Д.). Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая, или центровая линия, сплошная тонкая (размерная, вспомогательная) линия. Условные обозначения диаметра, радиуса. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. Совершенствование знаний о масштабе. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения). Первоначальные понятия о простейшем сборочном чертеже, состоящем из двух-трех деталей. Совершенствование умений в чтении и составлении простейших электрических схем. Практическая работа. Изготовление (из наборов готовых деталей) макетов и моделей технических изделий (по техническому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. Чтение технических рисунков в альбомах и журналах. Чтение и составление простейших электросхем (с одним потребителем). Изготовление изделий из готовых деталей с применением электричества (фары, звонок и др.). Понятие об электрическом токе и электрической цепи (источники и потребитель электрического тока, соединенные между собой проводами). Применение лампочек для карманного фонаря. Способы изготовления простейших патронов для лампочек и выключателей. Условные обозначения электрической цепи. Составление и чтение схем электрической цепи. Изготовление простейших электрифицированных моделей и игрушек. Безопасность работы. Изготовление моделей в реальном мире.
«Мир конструкторов». Работа с лего-конструктором, металлическим конструктором. Общее представление о процессе создания машин (основные этапы проектирования и производства). Изготовление моделей в реальном мире. Практическая работа. Изготовление изделий из наборов готовых деталей на свободную тему (с целью ознакомления с умениями и навыками учащихся). Практическая работа. Изготовление простейших макетов и моделей технических объектов из наборов готовых деталей (по образцам) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей. Элементы простейших машин, механизмов, сборочных единиц, деталей. Простейшие конструктивные элементы детали (выступ, выем, отверстие), их назначение и графическое изображение на видимой и невидимой частях объекта. Первоначальные понятия о машинах и механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов и их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях (на примере набора конструктора). Различные способы соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Правила и приемы монтажа изделий из наборов конструктора. Практическая работа. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. Дополнение моделей, собранных из готовых деталей, самодельными элементами (например, картонным кузовом).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов |
«Компьютерный волшебный конструктор» |
1 | Организационное занятие. Техника безопасности и правила поведения в учебных лабораториях. | 2 |
2-5 | Мастерская «Сказки природы». Работа с природным материалом. Родной пейзаж. Фигуры животных. | 8 |
6– 11 | Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности. Мастерская «Цветочная фантазия». Орнамент. Составление букетов. Проектная работа «Поздравительная открытка». | 12 |
12– 17 | Мастерская «Строитель – Архитектор». Строительный материал. Строим дом. Строим замок. Проектная работа «Дом моей мечты». Логические игры «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», «Путешествие» и др. | 12 |
18 – 23 | Мастерская «Художник». Народные промыслы. Дымковская барыня, козлик, лошадка, индюк, кавалер. Городецкая шкатулка, доска, лошадка. Гжельская чашка, ваза, чайник. Хохломская ваза, миска, блюдо. | 12 |
24 – 29 | Мастерская «Театр из бумаги». Создание бумажных кукол для игры в театр. Создание образа куклы – человека. Создание образа куклы – животного. Изготовление одежды для женской и мужской куклы. Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей путем склеивания. Настольная игра – драматизация. | 12 |
«Объёмные модели». |
30 – 35 | Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности младших школьников. Графическая подготовка учащихся. Чертёж. Линии чертежа. Работа с бумагой. Изготовление домика. | 12 |
36-41 | Металлы. Проволока. Чеканка. Технология чеканки. Инструменты и приспособления. | 12 |
42-47 | Древесина. Инструменты и приспособления. Самоделки из древесины. Деревенские постройки. | 12 |
48-53 | Разные и бросовые материалы. Игрушки – самоделки. | 12 |
54-59 | Электрическая цепь. Моя первая электронная викторина. Изготовление фонарика. | 12 |
«Мир конструкторов». |
60-65 | Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей Работа с лего- конструктором. Животные. Машины. Здания. | 12 |
66-71 | Работа с металлическим конструктором. Мебель. Мост. Машины. | 12 |
72 | Итоговая диагностика | 2 |
Итого: | 144 ч |
Учебно - тематический план.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество Часов | Тема Занятия | Место проведения | Форма контроля |
Компьютерный волшебный конструктор ( 58ч.) |
1 | IX | 04.09 05.09 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Организационное занятие.Техника безопасности и правила поведения | Кабинет №29 | Рефераты, проекты |
2 | IX | 06.09 07.09 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с природным материалом. Родной пейзаж. | Кабинет №29 | Творческая работа, проекты |
3 | IX | 11.09 12.09 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с природным материалом.Родной пейзаж. | Кабинет №29 | Творческая работа, проекты. |
4 | IX | 13.09 14.09 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с природным материалом. Фигуры животных. | Кабинет №29 | Творческая работа, проекты |
5 | IX | 18.09 19.09 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с природным материалом. Фигуры животных. | Кабинет №29 | Творческая работа, проекты. |
6 | IX | 20.09 21.09 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности. | Кабинет №29 | Реферат |
7 | IX | 25.09 26.09 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Мастерская « Цветочная фантазия».Орнамент. | Кабинет №29 | Творческая работа. |
8 | IX | 27.09 28.09 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Мастерская «Цветочная фантазия». Орнамент. | Кабинет №29 | Творческая работа. |
9 | X | 02.10 03.10 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Проектная работа « Поздравительная открытка». | Кабинет №29 | Проект |
10 | X | 04.10 05.10 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Проектная работа « Поздравительная открытка» | Кабинет №29 | Проект |
11 | X | 09.10 10.10 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Проектная работа « Поздравительная открытка» | Кабинет №29 | Проект |
12 | X | 11.10 12.10 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Мастерская « Строитель-Архитектор». Строительный материал. | Кабинет №29 | Реферат |
13 | X | 16.10 17.10 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Строим дом. | Кабинет №29 | Творческая работа. |
14 | X | 18.10 19.10 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Строим замок | Кабинет №29 | Творческая работа. |
15 | X | 23.10 24.10 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Проектная работа « Дом моей мечты» | Кабинет №29 | Проект |
16 | X | 25.10 26.10 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Проектная работа « Дом моей мечты» | Кабинет №29 | Проект |
17 | X | 30.10 31.10 | 12:00 12:00 | Игры | 2 | Логические игры « Колумбово яйцо», « Танграмм», « Монгольская игра», «Путешествие» | Кабинет №29 | Игра |
18 | XI | 01.11 02.11 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Мастерская « Художник». Народные промыслы. | Кабинет №29 | Реферат |
19 | XI | 06.11 07.11 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Дымковская барыня, козлик,лошадка,индюк,кавалер. | Кабинет №29 | Творческая работа. |
20 | XI | 08.11 09.11 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Дымковская барыня,козлик,лошадка,индюк,кавалер. | библиотека | Творческая работа. |
21 | XI | 13.11 14.11 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Городецкая шкатулка,доска,лошадка. | библиотека | Творческая работа |
22 | XI | 15.11 16.11 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Гжельская чашка, ваза,чайник. | библиотека | Творческая работа. |
23 | XI | 20.11 21.11 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Хохломская ваза, миска, блюдо. | библиотека | Творческая работа. |
24 | XI | 22.11 23.11 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Мастерская « Театр из бумаги». Создание бумажных кукол для игры в театр. | библиотека | Реферат |
25 | XI | 27.11 28.11 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Создание образа куклы-человека | библиотека | Творческая работа. |
26 | XI | 29.11 30.11 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Создание образа куклы-животного | библиотека | Творческая работа |
27 | XII | 04.12 05.12 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Изготовление одежды для женской и мужской куклы. | библиотека | Творческая работа |
28 | XII | 06.12 07.12 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей путем склеивания. | библиотека | Творческая работа |
29 | XII | 11.12 12.12 | 12:00 12:00 | Игра | 2 | Настольная игра- драматизация | библиотека | Театральное представление |
« Объемные модели» ( 60 ч) |
1 | XII | 13.12 14.12 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности младших школьников | библиотека | Рефераты |
2 | XII | 18.12 19.12 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Графическая подготовка. | библиотека | Практическая работа |
3 | XII | 20.12 21.12 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Чертеж | библиотека | Практическая работа |
4 | XII | 22.12 26.12 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Линии чертежа | библиотека | Практическая работа. |
5 | XII | 27.12 28.12 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с бумагой | библиотека | Практическая работа. |
6 | I | 08.01 09.01 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Изготовление домика | библиотека | Творческая работа |
7 | I | 10.01 11.01 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Металлы | библиотека | Реферат |
8 | I | 15.01 16.01 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Проволока | библиотека | Творческая работа |
9 | I | 17.01 18.01 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Проволока. | библиотека | Творческая работа |
10 | I | 22.01 23.01 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Чеканка.Технология чеканки. | библиотека | Творческая работа. |
11 | I | 24.01 25.01 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Чеканка.Технология чеканки. | библиотека | Творческая работа |
12 | I | 29.01 30.01 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Инструменты и приспособления | библиотека | Реферат |
13 | II | 31.01 01.02 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Древесина.Инструменты и приспособления. | библиотека | Реферат |
14 | II | 05.02 06.02 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Самоделки из древесины | библиотека | Творческая работа |
15 | II | 07.02 08.02 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Самоделки из древесины | библиотека | Творческая работа. |
16 | II | 12.02 13.02 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Деревенские постройки | библиотека | Творческая работа |
17 | II | 14.02 15.02 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Деревенские постройки | библиотека | Творческая работа |
18 | II | 19.02 20.02 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Деревенские постройки | библиотека | Проект |
19 | II | 21.02 22.02 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Разные бросовые материалы | библиотека | Реферат |
20 | II | 26.02 27.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Игрушки-самоделки | библиотека | Практическая работа |
21 | III | 28.03 01.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Игрушки-самоделки | библиотека | Практическая работа |
22 | III | 05.03 06.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Игрушки-самоделки | библиотека | Практическая работа |
23 | III | 07.03 13.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Игрушки-самоделки | библиотека | Практическая работа |
24 | III | 12.03 15.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Игрушки-самоделки | библиотека | Проект |
25 | III | 14.03 20.03 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Электрическая цепь | библиотека | Реферат |
26 | III | 19.03 22.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Моя первая электронная викторина | библиотека | Практическая работа |
27 | III | 21.03 27.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Моя первая электронная викторина | библиотека | Практическая работа |
28 | III | 26.03 29.03 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Изготовление фонарика | библиотека | Практическая работа |
29 | IV | 28.03 03.04 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Изготовление фонарика | библиотека | Практическая работа |
30 | IV | 02.04 05.04 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Изготовление фонарика | библиотека | Проект |
« Мир конструкторов» ( 26 ч) |
1 | IV | 04.04 10.04 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей. | библиотека | Реферат |
2 | IV | 09.04 12.04 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с лего-конструктором. Животные. | библиотека | Практическая работа |
3 | IV | 11.04 17.04 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с лего-конструктором.Животные. | библиотека | Практическая работа |
4 | IV | 16.04 19.04 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с лего-конструктором.Машины. | библиотека | Практическая работа |
5 | IV | 18.04 24.04 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с лего-конструктором.Машины. | библиотека | Практическая работа |
6 | IV | 23.04 26.04 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Работа с лего-конструктором.Здания. | библиотека | Практическая работа |
7 | V | 25.04 03.05 | 12:00 12:00 | Лекция | 2 | Работа с металлическим конструктором | библиотека | Реферат |
8 | V | 07.05 08.05 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Мебель | библиотека | Практическая работа |
9 | V | 14.05 10.05 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Мебель | библиотека | Практическая работа |
10 | V | 16.05 15.05 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Мост | библиотека | Практическая работа |
11 | V | 21.05 17.05 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Машины | библиотека | Практическая работа |
12 | V | 23.05 22.05 | 12:00 12:00 | Практика | 2 | Машины | библиотека | Практическая работа |
13 | V | 28.05 24.05 | 12:00 12:00 | Круглый стол | 2 | Итоговая диагностика | библиотека | Круглый стол |
| | | | Итого: | 144 часа. | | | |
Система контроля и оценивания результатов:
Творческая работа, рефераты.
Деловая игра; мастер- класс.
Мониторинг, анкетирование.
Проекты учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программно-методический комплекс «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество»;
Металлический конструктор для индивидуального пользования;
Лего – конструктор для индивидуального пользования и для работы в группах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результат освоения учебного плана:
умение совершенствовать готовые изделия;
расширение технического кругозора;
развитие креативного мышления;
участие в выставках, олимпиадах, фестивалях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внеклассная работа по труду / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981.
2.Гульянц Э. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 1984.
3. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 5
4. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителей нач. классов по внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985.
5. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982
6. Альтов С.Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1984г.
7. Китаев И.Г. Юный моделист конструктор сельскохозяйственных машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1977г.
.