Программа курса «Правила дорожного движения" предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | - Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
октябрь | Новое о светофоре и дорожных знаках | -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. - Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
ноябрь | Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. | - Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса, - Сформировать представление об опасных поворотах транспорта. -Учить ориентироваться в опасных ситуациях. - Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
декабрь | Правила перехода проезжей части дороги | - Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части дороги. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
январь | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | - -Формировать чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. -Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля. - Расширить словарный запас по дорожной лексике. |
февраль | Правила перехода железной дороги. | -Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге. -Развивать целостность восприятия окружающей среды. - Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей |
март | Правила езды на велосипеде | - Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
апрель | Правила поведения в транспорте. | - Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте. - Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках. |
май | «Я-пешеход» (экскурсия) | - Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля (к разделу) | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) (к разделу) |
1. | | Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом» | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей. Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи. Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные учащиеся должны знать название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки; значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов; виды автомашин специального назначения; положения регулировщика,; виды перекрёстков; значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств; наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП; должны уметь выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги; определять виды перекрёстков; пользоваться общественным транспортом; выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств. |
2. | | История возникновения Правил дорожного движения | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
3. | | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды | Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши |
4. | | Сигналы, регулирующие дорожное движение Практическая работа на тренинговой площадке: Как правильно перейти улицу без светофора | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
5. | | Дорожные знаки и их группы | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
6. | | Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
7. | | Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
8. | | Обязанности пассажиров Проверочная работа по теме: Обязанности пассажиров | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши |
9. | | Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши |
10. | | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
11. | | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов | Маршрутные листы с заданиями для групп |
12. | | Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора | Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши |
13. | | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
14. | | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши |
15. | | Что делать при ЧС на дорогах | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши |
16. | | Велосипед и дорожное движение. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
17. | | Игра: «Регулировщик движения» | Работа с доской «Азбука пешехода» |
18. | | Транспорт – каким ты был раньше? | Презентация «История транспорта» |
19. | | Каким был первый транспорт? |
20. | | Что такое «огненная тележка»? |
21. | | Конкурс поделок «Транспорт прошлого». |
22. | | Итоговое занятие. «Азбука дорог». | Рабочие тетради, цветные карандаши |
23. | | Тормозной путь транспортных средств. |
24. | | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | Работа с доской «Азбука пешехода» |
25. | | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». |
26. | | Тесты на знание ПДД. | Рабочие тетради, цветные карандаши. |
27. | | Причины ДТП. | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. |
28. | | Когда ты становишься водителем. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
29. | | Железнодорожный переезд. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
30. | | Государственная автомобильная инспекция. | Встреча с инспектором дорожного движения. |
31. | | Экскурсия на предприятие. | |
32. | | Повторение изученного в 3 классе. | Рабочие тетради, цветные карандаши |
33. | | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. |
34. | | Работа над ошибками. Безопасность на дорогах в летние каникулы | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися |