СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Технология» в образовательных организациях РСО-Алания в 2022-2023 учебном году
Составитель: старший преподаватель кафедры «Технологии обучения и методики преподавания предметов» СОРИПКРО Коняевой Т.В. (tyikon1@mail.ru)
Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Технология» в 2022/2023 учебном году в образовательной практике рекомендуется строить учебный процесс в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, в которых рассмотрены организационно - методические аспекты и подходы к организации технологического образования школьников на основе системы взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития, определенные в новой Концепции предметной области «Технология», в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.
Одной из ключевых задач Концепции является обновление содержания и методик преподавания учебного предмета «Технология» посредством введения в содержание предмета наиболее перспективных технологических направлений Национальной технологической инициативы (аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электроники; возобновляемая электроэнергетика; строительство; транспорт; агротехнологии; биотехнологии; технологии умного дома). Перечисленные в Концепции перспективные технологии находят свое отражение в предметных результатах и содержании учебного предмета «Технология», представленных в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. В то же время в Концепции предлагаются конкретные механизмы обновления содержания предметной области «Технология». При изучении обновленного содержания технологии целесообразно использовать проектный метод обучения, так как в Концепции проектная и исследовательская деятельность в преподавании предмета считается приоритетной, перед учителем ставится новая задача: знакомство обучающихся с жизненным циклом продукта, использования принципов дизайна при проектировании изделий, решения изобретательских задач в рамках проектной деятельности.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя «Технологии»
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/0eef7b353fcd1e431bd36a533e32c19f/
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027);
Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16). – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf ;
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24.12.2018 г.). Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72043862/;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»: Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71075428/ ;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070531/ ;
11.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
12. Государственная программа «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642).
13. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 года № Р-23 об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия, определяющие порядок создания Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020) (https://fgosreestr.ru/ У
15 .Примерная основная образовательная программа основного общего образования. В редакции протокола №1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию (https://fgosreestr.ru/1.
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 20. 05. 2020 г. №254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», инициирован в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 01 марта 2018 г.
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 12.11.2021г. №819 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [сайт]. — Режим доступа http://fgosreestr.ru
4. Письмо Минобразования РФ от 20.04.2004 N 14-51-102/13 "О направлении Рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся"
5. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
Информационные ресурсы сети Интернет:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф
2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru
3. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.fipi.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru
6. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru
7. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
10. Сайт общественной экспертиза нормативных документов в области образования http://edu.crowdexpert.ru
11. Государственный реестр примерных основных образовательных программ http://fgosreestr.ru
12. Федеральный перечень учебников http://фпу.рф/
13. «Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам https://edsoo.ru/constructor/
Официальные сайты (порталы) издательств учебной и методической литературы
1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/,
2. Издательство «Русское Слово» http://www.russkoe-slovo.ru/
3. Издательство «Первое сентября» http://1september.ru
Организация образовательной деятельности в основной школе
Концепция преподавания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования актуализирует необходимость «оперативного введения в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирования пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D- моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг».
В соответствии с последними изменениями, внесенными в Примерную основную образовательную программу ООО, рабочая программа по предмету «Технология» на уровне основного общего образования реализуется из расчета 2 часов в неделю в 5-7 классах, 1 часа – в 8-9 классе. Данное изменение в учебном плане и рабочей программе касается учащихся 5-х классов текущего учебного года. В учебный план и рабочие программы по технологии для учащихся 6-8(9) классов, продолжающих обучение на уровне основного общего образования, данные изменения не вносятся, и, в соответствии с прежней редакцией ПООП ООО, в 2021-2022 учебном году отводится 2 часа в неделю в 6-7 классе, 1 час в неделю в 8 классе по предмету «Технология».
К особенностям изучения учебного предмета «Технология» относится соотношение времени на освоение теоретических (25-30 % учебного времени) и практических знаний (70-75% учебного времени) для всех уровней образования.
С 2022 г. в основной школе РСО-Алания 5 классы занимаются по Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС 2021), который предусматривает примерный недельный учебный план основного общего образования.
Примерный недельный учебный план основного общего образования по ФГОС 2021
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | |||
| Обязательная часть |
| ||||||
Технология | Технология | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 |
В учебный план и рабочие программы по технологии для учащихся 6-8(9) классов, продолжающих обучение на уровне основного общего образования, данные изменения не вносятся, и, в соответствии с прежней редакцией ПООП ООО, в 2021-2022 учебном году отводится 2 часа в неделю в 6-7 классе, 1 час в неделю в 8 классе по предмету «Технология».
Примерный недельный учебный план основного общего образования по ФГОС ООО второго поколения
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | |||
| Обязательная часть |
| ||||||
Технология | Технология | 2 | 2 | 2 | 1 |
| 7 |
Особенности преподавания технологии в 2022-2023 учебном году обусловлены тем, что начинается постепенный переход на обновленный федеральный стандарт (далее ФГОС 2021) в основной школе с 5 класса. Все остальные классы основной и средней школы продолжают обучение по ФГОС ООО и СОО второго поколения. Важнейшим документом, обеспечивающим образовательный процесс в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО, является основная образовательная программа, которая разрабатывается каждой образовательной организацией, реализующей программы общего и среднего образования. Формируется концентрическое построение содержания предмета «Технология» в системе общего образования:
- 1-4 классы - пропедевтическое технологическое образование;
- 5-9 классы - основное общее технологическое образование;
- 10-11 классы углубленное общее технологическое образование.
При планировании и организации образовательной деятельности по предмету «Технология» в 5 классе в 2022-2023г. необходимо учесть следующее: в ПООП ООО не выделены направления технологической подготовки школьников (индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственные технологии), т.е. предмет носит комплексный, общеобразовательный, универсальный, политехнологический характер, и все обучающиеся освоят единую программу. Однако данное положение ни в коей мере не отменяет деления класса на подгруппы на уроках технологии. Деление класса численностью свыше 25 человек в городских 00 и свыше 20 человек в сельских 00 на подгруппы осуществляется в соответствии:
ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»;
п. 10.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. От 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося»;
п. 5.10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: «...мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м. 2 на 1 рабочее место»;
. ПООП ООО (стр. 508) «При проведении занятий по технологии (5-9 кл.) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп»;
необходимость организации и проведения в соответствии с ПООП ООО обширного перечня обязательных практических и проектных заданий.
Способ деления класса на подгруппы на уроки «Технологии» определяет общеобразовательная организация и фиксирует его в ООП ООО. Такое решение может быть принято в соответствии:
с основными целями ОО, сформулированными в её ООП ООО;
с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей);
с особенностями имеющейся учебно-материальной базы по технологии.
Для удобства работы и внедрения в образовательную деятельность ПООП сохранила структуру предыдущей ПООП в части предметной области «Технология».
Предметная область «Технология» интегрирует знания из областей естественнонаучных дисциплин и должна отражать в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и аспекты технологической культуры. Она направлена на овладение обучающихся навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества.
В связи с этим с целью формирования комплексного предметного, метапредметного и личностного содержания и учета этого при разработке собственных рабочих программ образовательными организациями в ПООП отражены в сквозном виде три блока содержания:
- Блок «ТЕХНОЛОГИЯ»: Современные технологии и перспективы их развития (как способ удовлетворения человеческих потребностей; технологическая эволюция человечества, ее закономерности; технологические тренды ближайших десятилетий).
Блок «КУЛЬТУРА»: Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (на основе опыта персонифицированного действия в рамках разработки и применения технологических решений, организации проектной деятельности).
Блок «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»: Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения стратегии собственного профессионального саморазвития и успешной профессиональной самореализации в будущем).
С целью разработки образовательными организациями учитывающих все три блока содержания программ, а также возможности обеспечения полноценной системы контроля образовательные результаты по годам обучения разбиты на подблоки:
культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки);
предметные результаты;
проектные компетенции (включая компетенции проектного управления).
При этом результаты прописаны таким образом, чтобы они опирались на сквозные технологические компетенции, и принципы проектной деятельности, что дает возможность углубления в различные отраслевые тематики и возможность интеграции содержания, соответствующего тенденциям научно-технологического развития в субъекте Российской Федерации.
Особенности организации образовательной деятельности по преподаванию предмета «Технология» на базе центров «Точка Роста»
В соответствии с современными требованиями к содержанию технологического образования, выдвигаемыми ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» в методических рекомендациях по реализации Концепции предметной области «Технология», в рамках предметной области «Технология» осуществляется приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается устойчивая мотивация обучающихся школьников к трудовой деятельности, а также непрерывность и преемственность в переходе обучающихся от основного общего образования к профильному на уровне СОО, к среднему и высшему профессиональному образованию и далее к трудовой деятельности.
При этом определяется необходимость обновления содержания современного технологического образования через изучение инновационных направлений в связи с появлением в крупных городах и областных центрах Кванториумов.
В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, согласно дорожной карте федерального проекта «Современная школа», в рамках национального проекта «Образование» создаются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», направленные на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе в рамках предметной области «Технология». Целью деятельности Центров является обновление содержания и совершенствование методов обучения по технологии на обновленном учебном оборудовании.
Функционирование таких центров позволяет решить актуальные задачи реализации обновленного содержания технологической подготовки обучающихся, которые определены в Примерной основной образовательной программе ООО.
Деятельность Центров «Точка роста» строится по 7 инновационным направлениям (АЭРО, ГЕО, VR/AR, РОБО, Промдизайн, Хайтек, IT), и предполагает, в том числе и при изучении предметной области «Технология», расширение объема содержания, что будет способствовать вовлечению обучающихся и всех учителей-предметников в проектную деятельность на межпредметной основе и позволит решать вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и возможностью изучения предмета на профильном уровне. Это позволит определить место предметной области «Технология» в учебном плане школ как предмета с максимальными возможностями для социализации и профессионального самоопределения обучающихся и предложить для реализации в школах организационную модель технологического образования школьников.
Следует отметить, что реализация модели возможна в рамках действующих финансовых нормативов и будет способствовать более четкому пониманию планируемых результатов, способствующих достижению целевых установок ФГОС и Приоритетного национального проекта «Образование», а также решит проблему наличия в учебных планах школ практике - ориентированного профориентационного предмета и организации технологического профиля.
Организация образовательной деятельности по «Технологии» в 9-х классах
В 9 классе предметная область «Технология» реализуется не за счет обязательной части учебного плана образовательной программы школы, а «за счет вариативной части учебного плана и/или внеурочной деятельности» (ПООП ООО). Причем в соответствии с «Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общеобразовательных организаций по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология», «рекомендуется реализовывать программу в 9 классе в размере не менее одного часа в неделю посредством реализации проектной и исследовательской деятельности».
Наличие предметов/курсов технологической направленности необходимо в связи с тем, что в части Примерной основной образовательной программы ООО, касающейся планируемых предметных результатов, для 9 класса по предмету «Технология» определен обширный перечень таких предметных результатов.
Необходимость реализации предметной области «Технология» в 9 классе обусловлена задачами подготовки выпускников основной школы к процедуре итоговой оценки метапредметных результатов, основной формой которой ФГОС ООО определил «защиту итогового индивидуального проекта, выполненного обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную)». В предметной области «Технология» для реализации этой задачи накоплен и реализуется обширный опыт организации проектной деятельности обучающихся.
Организация образовательной деятельности по «Технологии» в 10-11 классах
Концепция преподавания учебного предмета «Технология» на уровне среднего общего образования актуализирует необходимость предоставления «Обучающимся возможности одновременно с получением среднего общего образования (возможно и раньше) пройти профессиональное обучение, освоить отдельные модули среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с профилем обучения по выбранным ими профессиям, основы предпринимательства, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных организаций профессионального образования и высшего образования». Одним из решений может стать разработка модулей на основе компетенций WorldSkills. Главная с учетом специфики и потребностей региона. Из большого разнообразия модулей для рабочей программы учебного предмета «Технология» могут быть выбраны те, которые наиболее востребованы и значимы для региона. В партнерстве с системой профессионального образования можно использовать практику демонстрационного экзамена, успешно применяемую в WorldSkills.
Важно также отметить, что в 10-11 классе в учебном плане (ПООП СОО) для всех профилей предусмотрен предмет «Индивидуальный проект», который «выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом». Среди основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся определены также инженерное и творческое направления, которые могут быть реализованы под руководством учителей технологии и с использованием ресурсов кабинетов Технологии.
Программно-методическое обеспечение «Технологии». Использование электронных
форм учебников (ЭФУ) в образовательной деятельности
При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом выбор УМК должен быть обусловлен, прежде всего, наличием в нем возможностей для достижения ожидаемых результатов освоения обучающимся основной образовательной программы соответствующей ступени образования.
В качестве учебников и учебных пособий при организации образовательного процесса могут быть использованы учебники, включенные в Федеральный перечень или учебные пособия, выпущенные организациями, включенными в Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
В Федеральный перечень включаются учебники, которые, в частности, имеют электронное приложение, дополняющее их и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с данным учебником. Использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений (Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»).
Учебник включается в Федеральный перечень на весь период действия государственного образовательного стандарта, на соответствие которому он прошел экспертизу. Все это время он может использоваться образовательным учреждением без ограничения.
Приказом Минпросвещения России от 12.11.2021г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность", сформирован новый ФПУ на 2022-2023 учебный год.
При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, стати 28 части 3 Федерального закона.
При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий начального общего образования (1-4), основного общего образования (5–9 классы) и среднего общего образования (10–11 классы). Учебники должны выбираться из утвержденного Федерального перечня учебников.
В начальный период введения ФГОС 2021 в практику работы образовательных учреждений педагогам необходимо будет использовать в своей работе имеющиеся в наличии учебники и дидактические материалы, изданные ранее в соответствие с нормативными документами Министерства образования РФ.
В новых изданиях содержание существующих учебников и учебных пособий будет постепенно приводиться в соответствие с утвержденным стандартом.
Недопустимо, ссылаясь на отсутствие новых учебников и дидактических материалов, тормозить введение в практику работы школ новых стандартов, исключать из перечня изучаемых предметов технологию или ее отдельные разделы. Необходимо творчески подойти к использованию имеющихся учебников, не перегружать школьников избыточным информационным материалом, имеющимся в ныне действующих учебниках по технологии, и в то же время использовать дополнительные справочные и учебные материалы при изучении разделов программы, не нашедших отражения в старых книгах. В учебно-методический комплект (УМК), необходимый для обучения технологии, должны входить:
• учебник как ведущий элемент УМК;
• дидактические материалы (рабочие тетради, карточки и т.д.);
• книга для учителя (или методические рекомендации).
УМК может быть дополнен вспомогательной литературой, публикациями в периодической печати (журналы «Школа и производство»), материалами по использованию компьютера в обучении.
Приказом Минпросвещения России от 12.11.2021г."Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность", сформирован новый ФПУ на 2022-2023 учебный год.
Федеральный перечень учебников на 2022-2023 г. | ||||
| № в ФПУ | Наименование предмета | Класс | Автор, название, издательство, год издания |
| 1.1.1.7.1.1.1 | Технология |
1 | Геронимус Т.М. Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний |
| 1.1.1.7.1.1.2 | Технология | 2 | Геронимус Т.М. Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний |
1.1.1.7.1.1.3 | Технология | 3 | Геронимус Т.М. Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний | |
1.1.1.7.1.1.4 | Технология | 4 | Геронимус Т.М. Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний | |
1.1.1.7.1.2.1 | Технология | 1 | Конышева Н.М. Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Ассоциация 21 век» | |
1.1.1.7.1.2.2 | Технология | 2 | Конышева Н.М. Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Ассоциация 21 век» | |
1.1.1.7.1.2.3 | Технология | 3 | Конышева Н.М. Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Ассоциация 21 век» | |
1.1.1.7.1.2.4 | Технология | 4 | Конышева Н.М. Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Ассоциация 21 век» | |
1.1.1.7.1.3.1 | Технология | 1 | Лутцева Е.А. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.3.2 | Технология | 2 | Лутцева Е.А. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.3.3 | Технология | 3 | Лутцева Е.А. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.3.4 | Технология | 4 | Лутцева Е.А. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.5.1 | Технология | 1 | Малышева Н.А. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.1.7.1.5.2 | Технология | 2 | Малышева Н.А. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.1.7.1.5.3 | Технология (в 2 частях) | 3 | Малышева Н.А. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.1.7.1.5.4 | Технология (в 2 частях) | 4 | Малышева Н.А. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.1.7.1.9.1 | Технология (в 2 частях) | 1 | Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»Узорова О.В, Нефёдова Е.А. | |
1.1.1.7.1.9.2 | Технология | 2 | Узорова О.В, Нефёдова Е.А. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.1.7.1.9.3 | Технология | 3 | Узорова О.В, Нефёдова Е.А. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.1.7.1.9.4 | Технология | 4 | Узорова О.В, Нефёдова Е.А. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.1.7.1.10.1 | Технология | 1 | Хохлова М.В, Синица Н.В, Симоненко В. Д. и др. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.10.2 | Технология | 2 | Хохлова М.В, Синица Н.В, Симоненко В. Д. и др. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.10.3 | Технология | 3 | Хохлова М.В, Синица Н.В, Симоненко В. Д. и др. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.10.4 | Технология | 4 | Хохлова М.В, Синица Н.В, Симоненко В. Д. и др. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.1.7.1.11.1 | Технология | 1 | Цирулик Н.А, Преснякова Т.Н. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.1.7.1.11.2 | Технология | 2 | Цирулик Н.А, Преснякова Т.Н. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.1.7.1.11.3 | Технология | 3 | Цирулик Н.А, Хлебникова С.И. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.1.7.1.11.4 | Технология | 4 | Цирулик Н. А, Хлебникова С.И, Нагель О.И, Цирулик Г.Э. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.1.7.1.13.1 | Робототехника (в 4 частях) | 2-4 | Павлов Д.И, РевякинМ.Ю.; под редакцией Босовой Л. Л Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.2.7.1.2.1 | Технология | 5 | Глозман Е.С, Кожина О.А, Хотунцев Ю.Л. и др. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.2.7.1.2.2 | Технология | 6 | Глозман Е.С, Кожина О.А, Хотунцев Ю.Л. и др. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.2.7.1.2.3 | Технология | 7 | Глозман Е.С, Кожина О.А, Хотунцев Ю.Л. и др. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.2.7.1.2.4 | Технология | 8-9 | Глозман Е.С, Кожина О.А, Хотунцев Ю.Л. и др. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА» | |
1.1.2.7.1.3.1 | Технология | 5 | Тищенко А.Т, Синица Н.В. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.2.7.1.3.2 | Технология | 6 | Тищенко А.Т, Синица Н.В. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.2.7.1.3.3 | Технология | 7 | Тищенко А.Т, Синица Н.В. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.2.7.1.3.4 | Технология | 8-9 | Тищенко А.Т, Синица Н.В. Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА- ГРАФ» | |
1.1.2.7.1.10.1 | Технология. Робототехника | 5-6 | Копосов Д.Г. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.2.7.1.10.2 | Технология. Робототехника | 7-8 | Акционерное общество «Издательство «Просвещение»Колосов ДГ. | |
1.1.2.7.1.10.3 | Технология. Робототехника на платформе Агдшпо | 9 | Копосов Д. Г. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.2.7.1.11.1 | Технология.3Д-моделирование ипрототипирование | 7 | Копосов Д. Г. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
1.1.2.7.1.11.2 | Технология.ЗД-моделирование и прототипировани | 8 | Копосов Д. Г. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» | |
2.3.1.1.8.1.1 | Технология. | 10-11 | Симоненко В.Д.,Очинин О.П., Матяш Н.В. и др. Технология (базовый уровень). - ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ", 2020г. Общество с ограниченной ответственностью «Развивающее обучение» |
Рекомендации по формированию рабочих программ по предмету «Технология»
Основным инструментом учителя по обеспечению достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является рабочая программа по предмету.
«Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» относится к компетенции образовательного учреждения (Статья 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» п.5, п.7).
Каждая образовательная организация разрабатывает и утверждает свою рабочую программу по предмету «Технология», которая позволит реализовать стандарт и учесть возможности и пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей).
В рабочей программе возможен собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей и методов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС 00, развития и социализации учащихся. Национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда.
Рабочая программа учебного предмета/курса разрабатывается на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООПООО) основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации (ООП ООО).
Учителя технологии, которые в 2022-23 учебном году планируют работать в 5 классах, обязаны составить рабочую программу по предмету на платформе «Конструктор рабочих программ» https://edsoo.ru/constructor/
Структура рабочей программы учебных предметов/курсов, курсов внеурочной деятельности определяется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» и включает:
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рекомендации по планированию образовательной деятельности Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на основе ресурсов предметной области «Технология»
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе в рамках предметной области «Технология». Целью деятельности Центров является обновление содержания и совершенствование методов обучения по указанной предметной области на обновленном учебном оборудовании.
Функционирование таких центров позволяет решить в том числе и актуальные задачи реализации обновленного содержания технологической подготовки обучающихся, которые определены в Примерной основной образовательной программе ООО, связанные с промышленным дизайном, робототехникой, разработкой приложений виртуальной и дополненной реальности (ЗО-моделирование и программирование), гео-информационными и аэро-технологиями (беспилотные аэро-аппараты).
В условиях модернизации технологического образования школьников очевидна целесообразность проецирования направлений в учебные модули действующих программ по технологии. Это предполагает обязательную разработку новых рабочих программ по предмету всеми учителями технологии, включенными в штат Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». При этом в образовательных организациях, на базе которых созданы такие Центры, должны быть внесены корректировки в образовательные программы, учитывающие требования рекомендаций ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»
5 класс. Учебный курс «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении обучающимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия.
класс. Учебный курс «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: ЗD-моделирование и программирование» на основе синергии методов и технологий даст обучающемуся уникальные метапредметные компетенции, которые будут полезны в сфере проектирования, моделирования объектов и процессов, разработки приложений и др.
класс. Учебный курс «Геоинформационные технологии» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Обучающиеся получают знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений.
8(9) классы. Учебный курс «ГГ - Python (программирование)» позволяет освоить способы применения языка программирования Python в типичных прикладных областях и в реально возникающих задачах. Курс «АЭРО-технологии (беспилотные аэро-аппараты)» позволяет освоить сферу применения беспилотных летательных аппаратов, получить практические навыки конструирования, пилотирования, настройки и программирования беспилотных летательных аппаратов.
Рекомендации по реализации дистанционного формата обучения
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу №137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.
В марте 2020 года (20 марта 2020г) Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы Методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические рекомендации описывают примерные модели реализации образовательных программ, особенности проведения учебной и производственной практик в дистанционном формате.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
• Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
• создания образовательного пространства;
• формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
• развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:
1) электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
2) телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
3) видеоконференции (Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций). Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.
Модель № 1. Использование онлайн-технологий при наличии необходимых условий (интернет, компьютер, ноутбук, планшет или смартфон).
Материально-техническая база дистанционного обучения (далее ДО): стабильный интернет; компьютер (ноутбук, планшет или смартфон), наушники, динамики, микрофон, веб-камера и т.п.; программное обеспечение.
Механизмы реализации и ресурсы Дистанционного обучения.
Данная модель предусматривает следующие механизмы реализации:
онлайн занятия с использованием сервисов видеоконференций (zoom, trueconf и т.п.);
самостоятельная работа обучающихся по предложенным учителем материалам (ссылки на образовательные ресурсы, сайты педагогов, интерактивные задания и т. п.)
При организации дистанционного обучения согласно Модели 1 допускается сочетание основных видов технологий. Занятия, в рамках которых осуществляется повторение изученного материала, могут проводиться в офлайн-формате, например, с использованием печатных учебных пособий или электронных учебных материалов, инструкций, подготовленных учителем.
На этапе подготовки к онлайн-занятию учителем определяется необходимый перечень ресурсов для использования, а также для демонстрации учащимся. К примеру, презентация, изображения, аудио-файлы для прослушивания и т. п.
Расписание онлайн-занятий составляется заблаговременно с учетом всех СанПиН для дистанционного формата обучения.
Модель 2. Организация обучения с использованием офлайн-технологий при наличии необходимых условий (интернет/не всегда стабильный, компьютер, ноутбук, планшет или смартфон).
Материально-техническая база дистанционного обучения (далее ДО): не всегда стабильный интернет; компьютер (ноутбук, планшет или смартфон), наушники, динамики, микрофон, веб-камера и т.п.; программное обеспечение.
Данная модель предусматривает следующие механизмы реализации:
занятия на каналах телевидения;
офлайн-занятия с использованием образовательных платформ; самостоятельная работа обучающихся по предложенным учителем материалам.
Занятия, согласно Модели 2, могут проводиться в офлайн-формате, например, с использованием печатных учебных пособий или электронных учебных материалов, инструкций, подготовленных учителем, просмотром учебного материала и видео-уроков и различных интерактивных заданий (кроссвордов, текстовых заданий, тестов и т. п.) на образовательных порталах.
На этапе подготовки к офлайн-занятиям учителем определяется необходимый перечень ресурсов для использования на занятии, а также для демонстрации учащимся, к примеру, презентации, теста, изображения, мастер-класса в видео-формате.
Самостоятельная работа обучающихся может включать организационные формы (элементы) дистанционного обучения:
• просмотр видео-лекций (не более 10 мин.) учителей на образовательных платформах;
• интерактивные задания;
• изучение печатных и других учебных и методических материалов.
При организации дистанционного обучения необходимо строго следовать гигиеническим требованиям СанПиН к образовательной нагрузке обучающихся.
Модель 3. Организация обучения при отсутствии интернета и компьютера (ноутбука, планшета или смартфона)
Механизмы реализации модели: обучение через федеральное и региональное телевидение, телефонную связь (мобильную или стационарную), самостоятельную работу
обучающихся.
Варианты организации обучения:
• обучение на основе кейс-технологии;
• просмотр информационных материалов на федеральном и региональном
телевидении;
• консультирование по телефону;
• самостоятельное изучение учебного материала с помощью специальной литературы.
Для обучающихся формируется кейс, который включает пакет необходимых материалов для самостоятельной работы (рекомендации по изучению данного материала, тесты, вопросы для самоконтроля, практические и творческие задания).
В качестве средств доставки образовательной информации или обеспечения повышения ее эффективности могут выступать локальные носители электронная почта, социальные сети, мессенджеры.
Кейс может быть доставлен обучающемуся через родителей/лиц их заменяющих (в том числе в случае нахождения обучающегося в другом населенном пункте) с использованием школьного автобуса).
Рекомендации по организации учебно-материальной базы
технологического образования
Одним из актуальных противоречий, возникающих в условиях модернизации технологического образования, является противоречие между пониманием необходимости внедрения нового предметного содержания и несоответствием учебно-материальной базы.
Понимая важность проблемы, был проведен анализ перечня оборудования по технологии, представленного в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 465 от 03.09.2019 г. на предмет соответствия общим требованиям к учебно- материальной базе технологического образования.
Согласно документам, регламентирующим образовательную политику в области технологического образования, учебные мастерские, их количество и разновидность, техническое оснащение принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом номенклатуры типов и статуса школ.
Учебно-материальная база по технологии представляет собой школьное учебное подразделение для трудовой подготовки учащихся разных возрастных групп, состоящее из слесарно-механической, столярной или комбинированной мастерской и кабинета домоводства (мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов), оснащенных необходимым оборудованием, технико-технологической оснасткой и методическим обеспечением, позволяющих реализовать учебную программу по предмету, а также обеспечить занятость учащихся во внеурочное время.
Анализ перечня оборудования по технологии показал, что учебное оборудование и средства обучения, которые предлагаются для школьных учебных мастерских и кабинетов, номинально удовлетворяют требованиям ФГОС и рекомендованным УМК по технологии.
Учитывая интеграционные возможности предмета технология, предлагается для школ, не имеющих на своей базе центров «Точка роста», рассматривать возможность организации на базе учебных мастерских школ кабинетов - творческих лабораторий - кабинетов проектной деятельности - кабинетов профориентации, функционирующих на межпредметной основе, что позволит решать вопросы, связанные с профессиональным определением.
Инновационные направления деятельности таких лабораторий, безусловно, должны определять использование коллекцией цифровых мультимедийных ресурсов, используемых учителем для объяснения материала, ознакомления обучающихся с современными технологиями, производством изделий, профессиями, ситуацией на рынке труда и т.д., определяющих обязательное наличие интернета и наличие в мастерских интерактивного оборудования.
Также для изучения современных технологий необходимо дополнить перечень оборудования, предлагаемый ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» приобретением:
- учебного оборудования с ЧПУ (токарные, фрезерные станки, швейно-вышивальные машины, кухонного оборудования) и программного обеспечения, позволяющего его использование;
- наборов образовательных конструкторов, позволяющих изучение на начальном уровне механики; пневматики; электромеханики (мехатроника); электротехники: радио - электроники и робототехники;
- лабораторных практикумов, позволяющих заниматься учебно-исследовательской деятельностью.
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Настоящая Концепция предметной области «Технология» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века, в рамках освоения основных общеобразовательных программ (далее по тексту – технологическое образование) в образовательных организациях.
Концепция разработана на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. No 642, Национальной технологической инициативы, (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 «О реализации Национальной технологической инициативы») и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р.
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования;
2) изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром;
3) модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); усиление воспитательного эффекта; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений, включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам WorldSkills;
4) формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании);
5) формирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в рамках учебных предметов «Технология» и «Информатика и ИКТ» и их использование в ходе изучения других предметных областей (учебных предметов);
6) создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся (включая продолжение образования), обладающих высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, расширение олимпиад НТИ; широкое участие в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах по стандартам WorldSkills, учет достижений обучающихся в системе «Паспорт компетенций»;
7) поддержка лидеров технологического образования (организаций, коллективов, отдельных педагогических работников, работающих с детьми, профессионалов – носителей передовых компетенций); популяризация передовых практик обучения и стимулирование разнообразия форм технологического образования, формирование открытого интернет-банка модулей технологического образования, создаваемых лидерами технологического образования различных регионов, для выбора этих модулей при разработке общеобразовательной организацией рабочей программы по предметной области «Технология».
Особенности организации контроля и оценивания планируемых результатов обучающихся по учебному предмету «Технология»
Важнейшей составной частью ФГОС общего образования являются требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным) и системе оценивания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования подчёркивается значимость проектной и исследовательской деятельности для развития у обучающихся универсальных учебных действий, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов изучения предметной области «Технология», овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Полнота итоговой оценки планируемых результатов обеспечивается двумя процедурами:
1) формированием накопленной оценки, складывающейся из текущего и промежуточного контроля;
2) демонстрацией интегрального результата изучения курса в ходе выполнения итоговой работы. Это позволяет также оценить динамику образовательных достижений обучающихся.
Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам выполнения самостоятельных творческих работ и домашних заданий. Задания для итоговой оценки должны включать:
1) текст задания;
2) описание правильно выполненного задания;
3) критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения.
Для промежуточного контроля могут быть использованы контрольные измерительные материалы, разработанные для проведения НИКО по технологии в 5-8 классах и задания PISA.
Следует обратить внимание на повышение требований к уровню сформированности проектной деятельности учащихся (за основу могут быть взяты критерии оценки проектных работ всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году по технологии).
Итоговая работа осуществляется в конце изучения курса Технология выпускниками основной школы и может проводится в форме защиты индивидуального проекта.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации не проводится согласно приказа Минобрнауки РФ от 28 ноября 2008 года № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» предмет « Технология » не входит в перечень экзаменов по выбору, предмет « Технология » не входит в ЕГЭ.
Перечень рекомендуемых по технологии электронных образовательных ресурсов
Сайты для учителей технологии:
http://elhovka.narod.ru/html/techno.htm подборка технической, методической и организационной документации для учителей технического труда и технологии;
http://festival.1september.ru/index.php?subject=13 – разработки уроков, статьи учителей технологии, в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»;
Nashol.com- электронные учебники по технологии;
ucheh.ucoz.ru – Персональный сайт учителя технологии.
Тематические сайты:
http://fi-com.ru/technics/routing/jacksonday/kapitel1 Учебник по ручному фрезеру;
http://jt-arxiv.narod.ru/ - архив журнала «Юный техник»;
http://domaschnie-remesla.narod.ru/ На данном сайте есть теория и материалы для выпиливания лобзиком, какие при этом необходимы инструменты, представлены чертежи и схемы для выпиливания (пополняю по возможности), также есть теория и материалы по столярному делу;
http://shpuntik.kulichki.net/index.html Энциклопедия полезных советов и маленьких хитростей в помощь домашнему мастеру;
http://www.tmn.fio.ru/works/29x/311/1/index.htm -сайт «Искусство выжигания» (техника, инструменты, изделия, эскизы);
УРОКИ.NET - Конспекты уроков по технологии;
http://old.prosv.ru/metod/chernyakova/index.htm методика преподавания курса «Технология обработки ткани»;
. https://resh.edu.ru/register/ Российская электронная школа.
1. Электронные библиотеки:
• http://www.edu.ru/db/portal/sites/elib/e-lib.htm — каталог электронных библиотек;
• http://elibra.ru/ — портал Российской ассоциации электронных библиотек (НП ЭЛБИ);
• http://www.elbib.ru/ — Российские электронные библиотеки;
• http://window.edu.ru/ — единое окно доступа к образовательным ресурсам;
• http://www.openet.ru — электронная библиотека Российского портала открытого образования;
• http://n-t.ru/ — электронная библиотека «Наука и техника»;
2. Электронные газеты:
• http://www.runavigator.info/site/?id=37453 - «Первое сентября — объединение педагогических изданий — каталог сайтов СМИ»;
• http://www.ug.ru/ — «Учительская газета»;
• http://ps. 1 september.ru/ — Газета «Первое сентября».